Автор: Шакуров Тимур Ракипович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ - Тюлячинская СОШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Тюлячинский район, с.Тюлячи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания
Раздел: полное образование
Методическая раработка на тему: Современные методы формирования
патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и
обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это актуальная проблема,
которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня
перед школой стоит задача становления личности, которая способна
ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной
общественной, политической и экономической действительности, готова к
выполнению
основных
социальных
функций,
т.е.
личности
со
сформированной гражданской позицией. Современных школьников трудно
увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники
информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные
средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в
передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или
приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании
личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину
Наиболее
интенсивно
становление
гражданской
позиции
осуществляется
в
подростковом
возрасте,
и
особенно
в
старшем
подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от
внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению.
Задача исторического образования заключается, прежде всего, в воздействии
на самосознание школьников путём передачи им определенной системы
знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа,
к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои
поступки,
за
судьбу
страны;
воспитанию
гражданской
активности.
Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве,
выборах,
уметь
критически
мыслить,
анализировать
политическую
ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам
других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в
общественно-политической жизни. Эти знания ему передаются уже на
уроках обществознания
Патриотическое
мировосприятие
обычно
основывается
на
исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах
прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о Смуте, Об
Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне, мы их
воспринимаем
как
факты,
соединённые
общей
идеей
борьбы
за
независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль
многонационального народа в борьбе за свободу и независимость.
Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и
гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических
традициях российского народа.
При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии
для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами
братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном
отношении
к
террору,
жестокости,
необходимости
помнить
уроки
гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к
людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о
становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с
самого
начала
формировалось
как
многонациональное
и
многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости
уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех
наций в борьбе за свою Родину.
Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой
Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают
большой
воспитательный
настрой,
развивают
чувство
патриотизма,
гражданственности.
Учителями
истории
в
настоящее
время
проводится
большая
краеведческая работа. В каждом районе имеются краеведческие музеи,
располагающие краеведческим материалом, используемым при изучении
предметов учебного плана. Перед изучением темы «Великая Отечественная
война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам:
«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы
войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к
своей семье, родственникам, участникам событий. Когда в урок включаются
элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники
истории и культуры родного села, исторический материал для учеников
становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в
каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи,
своего рода, или история того места, где они родились. Любовь к Родине
должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье.
Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами
российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие
ценности народов России, и они должны быть предметом особого,
исключительного
внимания
в
школе.
Знакомство
с
государственной
символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение.
Это
способствует
укреплению
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности,
национально-нравственных
устоев,
оказывает
благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.
В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с
развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах
правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные
с российской государственной символикой..
Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание
толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI
века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям,
выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей
других культур.
Воспитывать
толерантность
можно
через
различные
формы
воспитательной
работы
на
уроках
истории,
где
учащимся
даётся
возможность
открыто
продемонстрировать
своё
отношение
к
межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую
позицию.
Через
уроки,
воспитательную
работу,
мы,
учителя,
должны
кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном
отношении к культурам разных народов.
Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при
условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём
изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России
посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на школе.
Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа,
среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные
традиции.
Роль
личности
педагога
в
становлении
будущего
гражданина
Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская
мудрость,
уважительное
отношение
к
его
«Я»,
профессиональная
компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества
педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших
учениках лучшие человеческие черты, любовь к Родине.