Напоминание

Современные методы формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания


Автор: Шакуров Тимур Ракипович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ - Тюлячинская СОШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Тюлячинский район, с.Тюлячи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания
Раздел: полное образование





Назад




Методическая раработка на тему: Современные методы формирования

патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и

обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это актуальная проблема,

которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня

перед школой стоит задача становления личности, которая способна

ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной

общественной, политической и экономической действительности, готова к

выполнению

основных

социальных

функций,

т.е.

личности

со

сформированной гражданской позицией. Современных школьников трудно

увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники

информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные

средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в

передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или

приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании

личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину

Наиболее

интенсивно

становление

гражданской

позиции

осуществляется

в

подростковом

возрасте,

и

особенно

в

старшем

подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от

внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению.

Задача исторического образования заключается, прежде всего, в воздействии

на самосознание школьников путём передачи им определенной системы

знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа,

к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои

поступки,

за

судьбу

страны;

воспитанию

гражданской

активности.

Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве,

выборах,

уметь

критически

мыслить,

анализировать

политическую

ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам

других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в

общественно-политической жизни. Эти знания ему передаются уже на

уроках обществознания

Патриотическое

мировосприятие

обычно

основывается

на

исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах

прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о Смуте, Об

Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне, мы их

воспринимаем

как

факты,

соединённые

общей

идеей

борьбы

за

независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль

многонационального народа в борьбе за свободу и независимость.

Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и

гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических

традициях российского народа.

При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии

для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами

братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном

отношении

к

террору,

жестокости,

необходимости

помнить

уроки

гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к

людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о

становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с

самого

начала

формировалось

как

многонациональное

и

многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости

уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех

наций в борьбе за свою Родину.

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой

Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают

большой

воспитательный

настрой,

развивают

чувство

патриотизма,

гражданственности.

Учителями

истории

в

настоящее

время

проводится

большая

краеведческая работа. В каждом районе имеются краеведческие музеи,

располагающие краеведческим материалом, используемым при изучении

предметов учебного плана. Перед изучением темы «Великая Отечественная

война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам:

«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы

войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к

своей семье, родственникам, участникам событий. Когда в урок включаются

элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники

истории и культуры родного села, исторический материал для учеников

становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в

каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи,

своего рода, или история того места, где они родились. Любовь к Родине

должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье.

Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами

российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие

ценности народов России, и они должны быть предметом особого,

исключительного

внимания

в

школе.

Знакомство

с

государственной

символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение.

Это

способствует

укреплению

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности,

национально-нравственных

устоев,

оказывает

благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с

развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах

правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные

с российской государственной символикой..

Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание

толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI

века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям,

выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей

других культур.

Воспитывать

толерантность

можно

через

различные

формы

воспитательной

работы

на

уроках

истории,

где

учащимся

даётся

возможность

открыто

продемонстрировать

своё

отношение

к

межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую

позицию.

Через

уроки,

воспитательную

работу,

мы,

учителя,

должны

кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном

отношении к культурам разных народов.

Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при

условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём

изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России

посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на школе.

Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа,

среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные

традиции.

Роль

личности

педагога

в

становлении

будущего

гражданина

Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская

мудрость,

уважительное

отношение

к

его

«Я»,

профессиональная

компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества

педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших

учениках лучшие человеческие черты, любовь к Родине.



В раздел образования