"Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Автор: Кузнецова Любовь Геннадьевна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6" Населённый пункт: Московская область,п.Бакшеево Наименование материала: Семинар для воспитателей (Мастер-класс) Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Шатурского муниципального района Московской области
М
астер-класс
для воспитателей по теме
"Формирование у детей дошкольного возраста
культуры здоровья, повышение мотивации к его
сохранению через использование
здоровьесберегающих технологий"
Кузнецова Любовь Геннадьевна
заведующая
Малышева Инна Александровна
, музыкальный руководител
ь
Кувакина Светлана Валентиновна старший
воспитатель
Цель: (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в
практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи: занятия:
Дать определение понятию здоровья.
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по
применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам
развивающей среды по физическому воспитанию.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
План проведения программы:
1. Вступительное слово заведующей
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести
семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий
в ДОУ.
- Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше
познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч,
называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое
бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например,
НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
(знакомство-приветствие).
- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме
телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”
(включается музыка).
2. Начало программы
Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.
Упражнение “Воздушный шар ” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка
в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое
небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли
бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа,
любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал
снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы
подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3)
слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их
на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы.
Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и
по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место-
семья и т.д.
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному
воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению
здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в
жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”,
“золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”,
“жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.
Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас
лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие
ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства
“ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется
быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо
делать. Объясним им, и они будут беречься”.
3.
Итак , рубрика “В детском саду”
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию
здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю
посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе,
воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на
экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в
музыкальном зале.
(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и
практический показ с детьми).
4. Рубрика “Наша мастерская”.
Часть 1.“Наши технологии”:
Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший
воспитатель Владимирова Л.И.
Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет
воспитатель Яковлева Н.С.
О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный
руководитель Хасанова С.В.
Часть 2. “Практика”
Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с
использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель
Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария
Вагизовна.
5. Следующая рубрика
“Помоги себе сам”.
Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное
перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все
заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны
заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с
утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна,
оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько
несерьезных советов для серьезных педагогов.
Несерьезные советы.
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным
желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
***
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
***
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
***
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
***
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
***
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в
первый же день.
***
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую
зарплату.
***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для
духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется,
усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают
больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние
дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный
факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых
матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде,
а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые
содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство
распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное
“побочное действие” - хорошее настроение.
И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.
6. Рубрика “Релаксация”
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и
психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы
делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и
умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного
отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на
усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете
сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и
эффективно помочь ему может - релаксация.
(видеоролик “Когда тебе грустно”).
Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу, подошла к концу.
Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
Используемая литература
1.
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в
дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская
//Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
2.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
3.
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье
ребенка.- М.: Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
4.
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение,
2004.- 112 с.
5.
Бушнева И.М. и др. Педагогические советы /авт.-сост. И.М. Бушнева
[др.].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
6.
Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности
в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко
//Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.