Напоминание

"Стоит ли заставлять ребенка делать уроки"


Автор: Сидорук Наталья Евгеньевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ гимназия №82
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Стоит ли заставлять ребенка делать уроки"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему
: «Стоит ли заставлять ребенка делать уроки»
На свете есть только один способ побудить кого–либо что–то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.
Д. Карнеги
Очень часто слышу от мамочек: «Ребенок отказывается выполнять домашнее задание, психует и плачет… В доме обстановка не спокойная, мы все не знаем как найти к ребенку подход, как заставить его, запретить все или наоборот задобрить и закидать подарка за выполнение и многие другие возгласы» , что и навело меня на мысль написать эту статью. Действительно, что же делать и как поступить в сложившейся ситуации. Процесс выполнения домашнего задания очень часто приводит к конфликту «родителей и детей». Как показывает практика многие родители в воспитании детей сталкиваются с проблемой отказа ребенка от выполнения домашних заданий, хотя некоторые из них нашли отличный выход из ситуации – они спокойно выполняют домашнюю работу за ребенка, что намного проще и быстрее, или как одна мамочка сказала, что домашние задания в школе трудные и очень сложные, так много задают, а так я берегу ее здоровье и силы. Ну здесь она скорее имела ввиду свое терпение и время, которое бы потратила на выполнение домашнего задания со своим ребенком. Никому не секрет, что приходя в школу, ребенок меняется. На период начальной школы у ребенка происходит кризис 7 лет, где игровая деятельность сменяется на учебную, свои чувства ребенок может уже анализировать и подстраиваться под конкретный случай. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами. Также у ребенка протекает очень сложный, или наоборот, легкий, адаптационный период, но в любом случае изменения 100%, происходят изменения и физиологические, и психологические. Меняется характер, меняется поведение, ребенок взрослеет, попадая в социум, он переходит на другую ступень своего развития. Пытается продемонстрировать, что он уже стал взрослым и самостоятельным, что он многое знает и понимает. Он хочет помочь маме или папе, неважно, главное, что ребенок желает быть равноправным членов семьи. Но что происходит, с какой стеной непонимания, как правило, дети сталкиваются, родители всячески пытаются оградить их от трудностей и превратностей жизни, таким образом вольно или невольно подавляя потребность что-либо делать, теряя веру в себя в свои силы и возможности. В этом возрасте у него формируется такое качество личности как настойчивость, упрямство и желание действовать самостоятельно. А когда ребенку не дают самостоятельности, возможности выражать свои мысли, свое мнение, вот тогда и приходит протест, кривляние, капризы. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется разрыв, вот именно здесь уже зарождаются первые причины лени, нежелание преодолевать трудности, добиваться своего своими руками. И зная возможности своего ребенка, когда он был таким умничкой, послушным и воспитанным, а теперь идет в отказ, снижение интереса к любой деятельности, пассивность, родители разводят руками и хватаются за головы. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе. Мамы и папы недоумевают, что же произошло с
нашим ребенком…? За повседневными работами, родители не замечают, как меняются их дети. Но любую проблему можно решить, зная ее причину возникновения. Следует тактично выяснить, по какой причине ребенок протестует против выполнения заданий.
Причины отказа выполнять домашнее задание:
1. Усталость 2. Отсутствие интереса к определенному предмету 3. Большой объем домашнего задания 4. Не усвоил материал 5. Постоянно ругают, критикуют 6. Нехватка любви и внимания 7. Отсутствие опыта делать самостоятельно уроки 8. Ребенок боится трудностей
После того как причина отказа от домашнего задания выявлена, переходим к ее

устранению.
a) Обязательно давайте время своему ребенку после школы на отдых, пусть сам выберет время, когда ему будет удобно делать уроки, но старайтесь соблюдать при этом режим дня (дети устают порой сильнее взрослых). Главное не подгоняйте и не напоминайте ему каждые пять минут, ну что, отдохнул!? Терпения Вам! b) Исключите фразу: «Садись за уроки», включите фантазию, учитывая психологические и физиологические особенности своего ребенка. c) Если у р е бе н ка отсутствует интерес, нужно постараться максимально заинтересовать его им, вплоть до превращения процесса обучения в игру. Либо серьезно поговорить и постараться убедить ребенка какую пользу может принести этот предмет в будущем, во взрослой жизни. d) При большом объем домашнего задания, главное не кричать, а спокойно помочь и вселить в него уверенность, что он справиться, а если будут какие –то трудности, то помогите. Научите расставлять приоритеты выполнения домашнего задания по степени трудности выполнения задания. e) Одна из главных проблем отказа, как показывает практика, это когда ребенок не усвоил материал по каким-либо причинам, или же непринятие учителя как личность, но боится признаться в этом. Обязательно нужно вернуться к материалу и отработать его с ребенком, помочь разобраться в тех моментах, которые он не понял. Порой причиной может быть простое непонимание материала. В этом случае без помощи родителей ребенку просто не справиться с проблемой.
f) Научите ребенка самим находить необходимую информацию. Помогайте ребенку проявлять свои способности везде и во всем. Оказывайте разумно вашу помощь, наблюдая и направляя его на мысли и действия, не внедряясь в сам процесс. g) Если ребенка постоянно ругают, критикуют по поводу и без повода, то неудивительно, что ребенок решит, что будет лучше вообще не делать домашнее задание, все равно поругают. В такой ситуации ребенку может помочь только кардинальное смена отношение родителей на ситуацию в целом. Проявить большое терпение, внимание и заботу, ведь именно родительская любовь к нему может вселить и повысить самооценку ребенка. И тогда он поверит в себя и осознает, что сможет справиться и выполнить работу очень хорошо. h) При нехватки внимания категорически нельзя наказывать, только любовь и ласка. i) Если проблема заключается в отсутствии опыта делать самостоятельно домашнее задание, то ваша задача спокойно и терпеливо выработать привычку ежедневно выполнять его без напоминания. j) Сформировать у ребенка чувство ответственности, объяснить ребенку, что это очень важно, учеба это его работа и у каждого человека есть обязанности. Попробуйте объяснить, что у всех нас есть обязанности: ваша - работать, дома готовить, а у ребенка - делать уроки. При допущении ошибки, сначала обязательно похвалите за плюсы, ну а потом уже укажите на ошибки, ни в кое случае не ругайте и не повышайте голоса; k) Никогда не применяйте телесное наказание ребенка, особенно не ставьте в угол. Ремень, которым пугают ни одно поколение – это не выход из сложившейся ситуации, а в углу ребенок еще больше закроется от вас и почувствует себя несчастным и одиноким. Если Вы тоже полагаете, что именно, стоя в углу, ребёнок может постичь какую-то жизненную премудрость? Если да - то стойте в углу сами. l) Формируйте у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели. Говорите ему: «Ты это сможешь», «Ты с этим справишься лучше всех», «У тебя обязательно получится», лучше сделать и сожалеть, чем не сделать и сожалеть, ведь на ошибках учатся. Обязательно хвалите, но по делу, что позволит ребенку повысить самооценку и почувствовать себя уверенно m) И самое главное, дарите любовь своим детям, им так ее не хватает, да ее никогда и не будет достаточно, не жадничайте, т.к. своим протестом ребенок всего лишь требует к себе внимания. Возможно, он не может вам этого сказать, но ему очень не хватает вашей родительской любви, ласки, понимания и конечно же вашего участия. Таким образом, учитывая все эти рекомендации и выполняя их, ребенок со временем начнет меняться, осознает свою значимость в семье, и даже мысли не допустит, что вы его любите за оценки или какие-то другие поступки. Он поймет, что может быть помощником в семье, а домашнее задание по предметам, это такая же работа, как у мамы и папы и он обязан с ней справиться сам. Ведь любовь, поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, побуждают к действию и помогают раскрыться ребенку. Относитесь к урокам с шуткой и юмором, чтобы у ребенка возникали положительные эмоции. Ведь нежными словами, добротой и слона можно вести на волоске. Вспомните себя, ведь вы тоже были детьми, только мало кто об этом помнит.


В раздел образования