Автор: Анастасия Ринатовна Кляпова
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: Техникум индустрии питания, коммерции и сервиса
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего профессионального образования (СПО)
Раздел: среднее профессиональное
Групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего
профессионального образования (СПО)
Времена меняются, и вместе с ними меняются стандарты образования. Современные
технологии открывают перед нами новые возможности, и иногда, увлекшись
новшествами, мы забываем о проверенных и эффективных методах, таких как работа в
группе.
С приходом в школы ФГОС большое внимание стало уделяться метапредметным
результатам и формированию универсальных учебных действий. Групповая работа
способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения.
Групповые технологии предполагают:
Организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы.
Распределение действий и операций на весь состав группы.
Выбор соответствующих способов действия для всех.
Взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную
деятельность для решения поставленной задачи.
Особенности организации групповой формы работы:
На уроке происходит деление на группы для решения поставленной учебной задачи.
Каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя
группы или преподавателя.
Задания в группе выполняются таким образом, чтобы учитывать и оценивать
индивидуальный вклад каждого члена группы.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение
за советом друг к другу. Учащиеся получают индивидуальную помощь как от
преподавателя, так и от своих товарищей.
Чему учит групповая работа?
Сотрудничать.
Ставить вопросы.
Решать проблемы.
Договариваться.
Распределять роли и ответственность.
Слушать других.
Убеждать других.
Отвечать за себя.
Программа по географии предусматривает изучение экономики страны, причин миграции,
размещения народов и религий и многого другого. Иногда даже бывает скучно, как и на
любом предмете. Другое дело, когда ты отвечаешь за команду, когда от твоей работы
зависят отметки всех членов группы, когда задание большое и сложное и никак не
получается отсидеться.
Организовать такую учебную деятельность мне помогает технология позиционного
обучения в группах. В качестве примера возьмем занятие по географии на тему: «ЭПГ
стран Северной Америки, отраслевая структура и природно-ресурсный потенциал».
Организация групповой работы на занятии по географии
1.
Проверка домашнего задания. Нужно поделиться на две команды: США и Канада. Для
этого приготовим карточки-жребии с названиями штатов и провинций. Каждый студент
вытягивает свой жребий с названием, когда карточки есть у всех, пора делиться на
команды. Таким образом мы дополнительно проверяем домашние задание на знания
административно-территориального деления страны.
2.
Формирование команд. Когда все карточки есть у студентов, пора делиться на команды.
Команда формируется хаотично, и студенты вынуждены работать с теми, кто есть. Тут
они и учатся взаимодействовать и договариваться с любым человеком, а ещё распределять
обязанности.
3.
Выполнение задания. За 15 минут группе нужно сделать проект и представить страну, о
которой пойдёт речь. Времени даётся специально очень мало, задание сложное и
объёмное. Группа поставлена в безвыходную ситуацию: нужно быстро организоваться,
быстро выполнять задания и быстро всё сделанное собрать воедино.
Возможно, с первого раза и не получится, возможно, не всё пройдёт гладко. Но если
такую форму проверки домашнего задания проводить регулярно, то результаты
показывают высокий процент усвоения материала, кроме того, студентам обычно
интересно работать в таком формате.
Заключение
Данная педагогическая технология даёт возможность полной включенности студентов на
занятиях, результаты показывают высокий процент усвоения материала, кроме того,
студентам обычно интересно работать в таком формате. Адаптирую, конечно же, под
индивидуальные особенности студентов.
Таким образом, групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего
профессионального образования являются эффективным способом активизации учебной
деятельности студентов, формирования у них универсальных учебных действий и
повышения мотивации к изучению предмета.