Напоминание

Групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего профессионального образования (СПО)


Автор: Анастасия Ринатовна Кляпова
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: Техникум индустрии питания, коммерции и сервиса
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего профессионального образования (СПО)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего

профессионального образования (СПО)

Времена меняются, и вместе с ними меняются стандарты образования. Современные

технологии открывают перед нами новые возможности, и иногда, увлекшись

новшествами, мы забываем о проверенных и эффективных методах, таких как работа в

группе.

С приходом в школы ФГОС большое внимание стало уделяться метапредметным

результатам и формированию универсальных учебных действий. Групповая работа

способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения.

Групповые технологии предполагают:

Организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы.

Распределение действий и операций на весь состав группы.

Выбор соответствующих способов действия для всех.

Взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную

деятельность для решения поставленной задачи.

Особенности организации групповой формы работы:

На уроке происходит деление на группы для решения поставленной учебной задачи.

Каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя

группы или преподавателя.

Задания в группе выполняются таким образом, чтобы учитывать и оценивать

индивидуальный вклад каждого члена группы.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение

за советом друг к другу. Учащиеся получают индивидуальную помощь как от

преподавателя, так и от своих товарищей.

Чему учит групповая работа?

Сотрудничать.

Ставить вопросы.

Решать проблемы.

Договариваться.

Распределять роли и ответственность.

Слушать других.

Убеждать других.

Отвечать за себя.

Программа по географии предусматривает изучение экономики страны, причин миграции,

размещения народов и религий и многого другого. Иногда даже бывает скучно, как и на

любом предмете. Другое дело, когда ты отвечаешь за команду, когда от твоей работы

зависят отметки всех членов группы, когда задание большое и сложное и никак не

получается отсидеться.

Организовать такую учебную деятельность мне помогает технология позиционного

обучения в группах. В качестве примера возьмем занятие по географии на тему: «ЭПГ

стран Северной Америки, отраслевая структура и природно-ресурсный потенциал».

Организация групповой работы на занятии по географии

1.

Проверка домашнего задания. Нужно поделиться на две команды: США и Канада. Для

этого приготовим карточки-жребии с названиями штатов и провинций. Каждый студент

вытягивает свой жребий с названием, когда карточки есть у всех, пора делиться на

команды. Таким образом мы дополнительно проверяем домашние задание на знания

административно-территориального деления страны.

2.

Формирование команд. Когда все карточки есть у студентов, пора делиться на команды.

Команда формируется хаотично, и студенты вынуждены работать с теми, кто есть. Тут

они и учатся взаимодействовать и договариваться с любым человеком, а ещё распределять

обязанности.

3.

Выполнение задания. За 15 минут группе нужно сделать проект и представить страну, о

которой пойдёт речь. Времени даётся специально очень мало, задание сложное и

объёмное. Группа поставлена в безвыходную ситуацию: нужно быстро организоваться,

быстро выполнять задания и быстро всё сделанное собрать воедино.

Возможно, с первого раза и не получится, возможно, не всё пройдёт гладко. Но если

такую форму проверки домашнего задания проводить регулярно, то результаты

показывают высокий процент усвоения материала, кроме того, студентам обычно

интересно работать в таком формате.

Заключение

Данная педагогическая технология даёт возможность полной включенности студентов на

занятиях, результаты показывают высокий процент усвоения материала, кроме того,

студентам обычно интересно работать в таком формате. Адаптирую, конечно же, под

индивидуальные особенности студентов.

Таким образом, групповые методы работы на занятиях по географии в системе среднего

профессионального образования являются эффективным способом активизации учебной

деятельности студентов, формирования у них универсальных учебных действий и

повышения мотивации к изучению предмета.



В раздел образования