Напоминание

О работе с профессиональной лексикой на уроках иностранного языка


Автор: Костыгова Марина Альбертовна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: БПО ВО "Череповецкий химико-технологический колледж"
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: статья
Тема: О работе с профессиональной лексикой на уроках иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Костыгова Марина Альбертовна, преподаватель иностранного языка БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
О работе с профессиональной лексикой на уроках

иностранного языка в учебном заведении среднего

профессионального образования
Расширение профессионального международного общения, деловые Переговоры с зарубежными партнерами, работа с документацией на иностранном языке, возможность производственной практики заграницей Обуславливают необходимость более полного использования возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке студентов. Одним из требований к выпускникам профессиональных учебных заведений является владение иностранным языком на таком уровне, который позволит им активно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности. Предприятия вступают в новые формы сотрудничества, налаживают прямые связи с зарубежными партнерами. Возникает необходимость обмена научно-технической информацией, оказания содействия в обучении кадров. В связи с этим предприятиям нужны высококвалифицированные специалисты, умеющие не только читать специальную литературу на иностранном языке, но и общаться на нем. Владение специалистами иностранным языком рассматривается как экономическая необходимость. Сложившаяся социально-экономическая обстановка вынуждает систему профобразования ориентироваться на более качественную иноязычную подготовку. Возникает вопрос об отборе языковых единиц и речевых минимумов. Невозможно создать единый курс для специалистов разных профилей, для создания необходимого минимума важно ясно представлять себе его адресата. Сфера профессиональной деятельности обслуживается специальным языком – языком профессиональной коммуникации. Этот язык неоднороден по своему составу, в нем вычленяется несколько языковых пластов в зависимости от степени кодифицированности и информационной содержательности: терминология, устная профессиональная лексика (профессионализмы), профессиональные жаргонизмы, номенклатура. Терминология составляет ядро языка профессиональной коммуникации. Она концентрирует в себе его основные признаки и свойства. Под профессиональной коммуникацией мы понимаем коммуникацию в рамках профессиональной сферы между представителями определенных профессий (а также между представителями родственных профессий). Таким образом, одной из задач обучения иностранному языку в учебном заведении профессионального образования неязыкового профиля – профессиональное устное общение. Цель обучения профессиональному общению – достижение студентами такого уровня владения иностранным
языком, который даст возможность вести элементарную беседу по изученным темам с зарубежными партнерами, имеющими тот же уровень образования. Однако при достижении этой цели возникают некоторые проблемы. Во-первых, предполагается, что программа обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении опирается на знания, навыки, умения, приобретённые при изучении базового курса средней школы, но практика работы показывает, что студенты имеют разный уровень подготовки. Это требует дифференцированного подхода к учащимся, развития их мотивационной сферы и учета предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности. Во- вторых, при небольшом количестве учебных часов, отводимых на аудиторные занятия по дисциплине «Иностранный язык», повышается роль самостоятельной работы, которая требует тщательной организации, управления и сопровождения, так как общая нагрузка по гуманитарным, естественно-математическим и профильным дисциплинам велика. В-третьих, необходимо создать благоприятные условия для работы механизмов памяти при усвоении лексики (так как лексика – ведущий компонент речевого общения), а также обеспечить условия для самоконтроля. Работа с терминологией на уроках иностранного языка может строиться по-разному. Значение самого термина может быть объяснено несколькими способами. На вопрос «Что такое Х?» или просьбу «Дайте значение (определение) Х» можно: а) показать на предмет; б) дать наглядное изображение (фотография, слайд, диаграмма); в) объяснить значение развернутым предложением на родном или иностранном языке через пересказ или определение; г) дать объяснение через термин на другом языке; д) объяснить значение через развернутое высказывание, относящееся к данному предмету или понятию и затрагивающее более сложные отношения между предметом и другими лексическими единицами контекста. Перевод термина может быть дан в виде фразы или синонима (эквивалента) как на родном, так и на иностранном языке, представленном в контексте. Данная процедура может быть изменена на вопрос «Что это? Как называется у, который…?» и т.д. Возможны два подхода «от термина» (Что такое Х?) и «к термину» (Что это?). Каждый из них имеет множество вариантов, свои преимущества и недостатки. Наилучший результат дает объяснение, задействовавшее наиболее возможное количество выше указанных процедур, служащих интенсификации учебного процесса. Такие активные методы как «смотри и скажи», интерсемиотический перевод дают возможность по новому взглянуть на преподавание языка специальности, почти полностью исключив традиционный переводной метод с опорой поиска языкового значения через соотношение формы и содержания. Фразы, определяющие значение термина, могут быть сформулированы его пользователями и соотнесены с областью его распространения в высказывании. Термин может иметь синонимы, соответствующие одной и той же фразе, определяющей его значение. Как правило, пользователь не знаком со всеми членами синонимического ряда и в этом случае значение термина может быть объяснено через известный ему синоним. Список терминов составляется
на основе доступных студенту текстов, высказываний, а отбор производится исходя из их частотности и распространения. Определения не должны содержать «скрытых» терминов, не включенных в список. Таким образом, необходимые для определения термины должны быть внесены в список, а новые – исключены. В экспериментальном списке термин следует выделять в синонимические группы и распределять их в зависимости от частотности. В список включаются только те низкочастотные синонимы, которые могут помочь студентам в снятии трудностей. Если данные термины вводятся раздельно, их следует объяснить через основные (известные) термины. В то время как синонимические предложения редко используются в истолковании терминов, всевозможные определения как раз и отвечают поставленной задаче. Будучи тщательно сформулированными, они облегчают преподавание терминологии. Если студент знает, воспроизводит, формулирует и обсуждает определения на иностранном языке, он постепенно учится точному и четкому использованию терминов, что очень важно для технического языка специальности. Определения могут быть использованы и в упражнениях, т. к. они содержат также данные по семантической структуре терминологии. Для того чтобы обсуждения вопросов специальности были интересными, знание обучаемыми иноязычной терминологии должно соответствовать уровню владения ей на родном языке. Разнообразные вопросы и задания помогают извлечь информацию в форме терминов и их определений. Существует синтаксическая классификация данных вопросов, в зависимости от полученных определений. При межъязыковом переводе необходимо учитывать, что в двуязычных и многоязычных словарях значения объясняются через синонимы в другом языке или через их эквиваленты. Существующие полиэквивалентные и безэквивалентные термины должны быть широко представлены на занятиях. Именно переводной метод аудиторной работы дает наилучшие результаты, экономит время, которое можно использовать на другие виды работы, однако, при этом теряется точность семантики. Таким образом, только сочетание переводного и аудиторного методов является надежным инструментом преподавания языка специальности. Одной из проблем, связанной с переводным методом, являются словари. Терминологические статьи в специализированных словарях, как правило, мало помогают преподавателю, т.к. сами словари чаще всего являются устаревшими, с несоответствующей выборкой терминов и низкочастотной их употребляемостью. Поиск правильных эквивалентов в них является трудоемким процессом, отнимающим много времени. Семантическое сравнение терминов, принадлежащих к разным языкам, нацелено на поиск возможных эквивалентов и рассматривает два важных свойства терминов. Во-первых, так как термин является лексической единицей, он представляет собой слово или лексикализированное словосочетание. Во-вторых, так как термин является определенной лексической единицей, при его пользовании в другом определенном смысле он считается ононимически терминологии; при его использовании в неопределенном смысле
он рассматривается полисемически и не является терминологией. Необходимо не просто спрашивать значение термина, но и знать эквивалент значения в плане его распространения и употребления. Поэтому термины в терминологическом словаре должны быть соотнесены с их эквивалентами через определяющие фразы, словосочетания в родном и иностранном языках. Более того, случаи употребления в текстах следует соотносить с определениями, приведенными в учебнике, что дает в результате не только аналогичный термин, но и его дальнейшее определение, эквивалент. Поиск эквивалентов приводит к точному и полному аналитическому сравнению терминов на родном и иностранном языках. В данном случае преподавателю легче воспользоваться преимуществом сходных явлений или сконцентрировать свое внимание на различиях и интерференции, полагаемых влиянием родного языка. Переводные и этимологические объяснения (определения) широко используются в настоящее время, т.к. даже при размытой семантике студент чувствует интуитивно ядро семантического поля. В преподавании терминологии значение термина объясняется показом работы терминов, их употребление как в письменной, так и в устной речи языка специальности, в специализированных текстах. Такие тексты должны содержать графические, фонетические, морфологические и синтаксические факты, объясняющие значение термина, а также проявления использования термина, его распространения, соотносящиеся с ним термины и его место в структуре предложения или контекста. Упражнения необходимо также строить с учетом перечисленных выше принципов. Определения терминов, употребления, как в текстах, так и упражнениях, содержат указания на семантическую структуру терминологии. В качестве примера обучения терминологии можно привести курс обучения деловой переписке. Стремительный рост торговых отношений с иностранными партнерами ставит деловую переписку на одно из ведущих мест в подготовке будущего специалиста. Курс деловой переписки включен практически во всех вузах. Задача курса вытекает из профессиональных обязанностей работников определенной сферы деятельности по ведению деловой переписки на иностранном языке, которые определяют сумму необходимых лингвистических и экономических знаний, а также необходимых умений и навыков. Такой курс обеспечивает изучение соответствующей терминологии, фразеологии и сокращений, характерных особенностей и стиля деловых писем и телеграмм на иностранном языке. Деловая переписка подразумевает тренировку активных умений и навыков, а именно: быстрого просмотра и чтения деловых писем и телеграмм с исчерпывающим пониманием содержания и сжатой формулировкой основных мыслей на родном языке, зрительно-письменного перевода. Формирование вышеупомянутых умений и навыков достигается посредством выполнения комплекса целенаправленных грамматических и коммуникативных упражнений. При ведении переписки в любой отрасли, необходимо предельно точное выражение мысли, что достигается, в первую очередь, использованием
терминологии. Важное значение имеет тщательный отбор терминологических эквивалентов. Будущие специалисты могут столкнуться со сложностью проблемы перевода терминов, которые еще не получили терминологических эквивалентов, либо которые имеют один эквивалент, адекватность которого вызывает сомнение. Таких терминов довольно много. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо учитывать многие условия, а именно: цель обучения, уровень мотивации обучаемых, объект требований и содержания, количество и сложность учебного материала, уровень подготовленности студентов, активность, возраст, сформированность учебных навыков и многое другое. Постоянное побуждение к различным действиям: найти соответствующие эквиваленты, перевести с одного языка на другой, высказать мнение на иностранном языке, активизируют такие психологические процессы как память, мышление, речь, воображение, способствуют развитию интеллекта, который человек максимально сможет использовать как на рецептивном, так и на продуктивном уровне. При обучении студентов чтению литературы по специальности на иностранном языке существуют различные эффективные приемы и методы, которые позволяют в кратчайший срок усвоить терминологию, отражающую основные понятия данной дисциплины:  интерАктивные формы проведения учебных занятий помогают развить у студентов интерес к владению терминологией.  Для развития аналитического мышления студентов можно использовать на занятиях:  словообразовательные группы, составные элементы которых встречаются в лексико-грамматических таблицах, упражнения на восстановление всей словообразовательной группы. Ктакимгруппамможноотнестиследующие: account – count – discount – accountant – accounting department create – creature – creation – creating – creative develop – development – developing discuss – discussion pay – payment produce – production – production line, production department sign – signature success – successful – successfully  цепочкиоднокоренныхслов (такназываемыеWortfamilien), например, приизучениитерминологиидляхимическихспециальностей: bilden, Кristallebilden, die Bildung, die Bildung von HCI, unterBildung,; rein, reineStoffe, reinigen, die Reinigung, die Rei- nigung des Wassers, die Reinheit, die ReinheiteinesStoffes; leiten, die Warmeleiten, die Elektrizitatleiten, der Leiter, der Nichtleiter, die Leitung, die Wasserleitung, die Gasleitung, dieLeitfahigkeit; abhangen, abhangig, unabhangig, die Abhangigkeit, die Unabhangigkeit.  Для развития моторной памяти синонимы и антонимы можно соединять в цепочки, используя при семантизации паралингвистические средства. П р и м е р о м т а к о й л е к с и ч е с к о й ц е п о ч к и м о ж е т б ы т ь : increasedecreaseimprovereduce.
Высокие результаты при обучении студентов терминологии достигаются и при применении электронных систем с разнообразными блоками информации, образующими учебный материал, с которым студент может работать самостоятельно, что так важно при подготовке домашнего задания и других видах самостоятельной работы, так как они предлагают алгоритм и программное обеспечение, автоматизирующее все операции; их преимущество заключается в том, что они включают в себя энциклопедические словари, являющиеся важными источниками знаний. Такие гипертекстовые системы успешно используются при дистанционном обучении, разумно и их применение при самостоятельной работе студентов. При составлении программ обучения терминологии необходимо ориентироваться на лингвокультурный метод, предполагающий знание социальной и культурной среды страны изучаемого языка. Специалист в любой отрасли, легко ориентирующийся в национальных особенностях, истории, культуре, нормах профессионального этикета, терминологии, будет готов к продуктивному общению, что и является основной целью при обучении иностранному языку. Список литературы 1. Афонасова В.Н. Методика построения профессионально- ориентированных модульно-рейтинговых программ обучения ин.языку в неязыковомвузе; Дис…канд.пед.наук/ Моск.пед.гос.ун-т. – М., 2003. – 247с. 2. Зеня Л.Я. Методика обучения немецкому языку в старших классах экономического профиля//Иностр.языки в школе. – 2010. – №7. – с.63-69. 3. Щукин А.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.


В раздел образования