конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: "Волшебница вода"
Автор: Берент Наталья Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №29 Журавушка Населённый пункт: Сургут Ханты Мансийский округ Наименование материала: Конспект. Тема: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: "Волшебница вода" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №29 «Журавушка»
Конспект занятия
по познавательно – исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)
Тема занятия: «Волшебница вода»
Автор: Берент Н.А.
воспитатель
Сургут
Цель: Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых
существ: вода – источник жизни.
Задачи:
1.Образовательные:
- Ознакомить детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- пар тоже вода;
- вода может растворять предметы.
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное
представление о процессе фильтрации;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной);
- Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом
необходимые меры безопасности;
2. Воспитательные:
-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность;
-вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни
человечества и всех природных обитателей.
3. Развивающие:
-развивать собственный познавательный опыт;
-расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Предварительная работа.
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
Проведение непосредственной образовательной деятельности –
экспериментирований с водой.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»,
«Разрезные картинки» и др.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для НОД.
Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
Фильтровальная бумага.
Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, мука, краска, крахмал,
травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.
Иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ.
Электрообогреватель или кипятильник.
Организационный момент
Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать
им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу
пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят
опыты. А какие опыты мы уже с вами проводили? (ответы детей) Ребята, хочу вас
предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и
рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Вос-ль: Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в
фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.
Основная часть
«ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала
подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?
Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.
Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко.
Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на
блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она
растеклась по блюдечку?
Дети: Потому что вода жидкая.
Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь
в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её
называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они
формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку,
изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт.
Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
(Самостоятельная работа детей)
Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую
форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –
чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в
который её наливают.
Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на
две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая
команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это
хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы,
игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать
цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды
обитают птицы.
Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй
команды: «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой
можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно
поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не
умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём
пути не жалея ни кого и ничего.
Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему
вопросу.
«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»
Вос-ль: Ребята,а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать?
Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Вос- ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он
называется? Совершенно верно – это кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду.
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта
(вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по
превращению воды в пар.
Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Вос-ль: А какая кипящая вода?
Дети: Она очень горячая.
Вос-ль: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В
природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её
нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.
Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.
«ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»
Вос-ль : Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт
кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно
это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы
знаете, откуда появился пар?(высказывания детей)
Вос -ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы
это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на
зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и
убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень
сильно нагретая».
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»
«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три
блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали
загадку.
Вос-ль: Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Вос-ль : Предлагаювам всемпройти и сесть за столы, на свои места. Дети
рассаживаются на свои рабочие места.
Вос-ль: Давайтепроведём следующий опыт ипосмотрим, что произойдёт с солью
и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите
кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде
или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её.
Что теперь произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Вос- ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду
налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий
опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная
работа детей.
Вос-ль: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми
капельками.
Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким
же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вос- ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются
совсем.
«ОЧИСТКА ВОДЫ»
Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно
так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать,
чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый
простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки.
Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его
в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа
детей.
Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши
фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с
фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль : Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети : Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети : Всё масло осталось на фильтре.
Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с
фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к
нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки
или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные
водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду
очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в
водопровод.
Заключительная часть
Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает
вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с
мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч,
отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч (варианты
ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная,
водопроводная, болотная, родниковая и т.д.).
После игры воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Вос-ль: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие
новые свойства воды вы узнали из опытов?
Дети:
-Вода это жидкость;
-Вода не имеет собственной формы;
-Вода может нагреваться, быть горячей;
-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;
-Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои
произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение
Н.Рыжовой «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо
беречь и охранять.