Автор: Скворцова Светлана Владимировна Должность: учитель биологии-химии Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2089 Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование карт-схем на уроках химии Раздел: полное образование
Использование карт-схем на уроках химии.
Современное образование претерпевает изменения. Одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать
деятельностные технологии, изменять содержание уроков.
Деятельностный метод является инновационной целостной системой операционно-технологизированных видов
деятельности учителя, направленной на достижение качественного и эффективного обучения учащихся. При этом
осуществляется сдвиг образовательной концепции от обучения учащихся к управлению учением школьников.
Данный метод обучения особенно актуален на современном этапе, когда повсеместно происходит сокращение часов на
предметы естественно-научного цикла.
Основой данного метода является структурирование учебного материала в таком виде, чтобы понятийный аппарат
предмета и действия были представлены целостной системой, в которой каждое действие алгоритмизировано ( весь
материал представлен в виде карт-схем).
Организованная таким образом деятельность позволяет:
Систематизировать материал
Спрогнозировать конкретные результаты, на которые должны выйти учащиеся по окончании темы
Способствует развитию творческого мышления школьников
Знания усваиваются быстрее и на более длительный срок, так как они приобретаются по разным каналам
восприятия(зрительные, слуховые).
Учебно-методический комплекс, представленный картой-схемой и алгоритмами действий, может использоваться для
самостоятельного обучения учащихся, не посещающих учебное заведение по каким-либо причинам, для объяснения
нового материала, для обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений школьников.
Карты-схемы хорошо обобщают материал, приводя его в систему, придают наглядность изложению. Вместе с тем
схемы экономят время изучения материала, повышает прочность запоминания, облегчает процесс усвоения знаний. Все
это способствует росту качества знаний, облегчает взаимопроверку изученного.
Я предлагаю карты-схемы по двум темам:
1. Классы неорганических соединений
2. Электролиз
Схема «Классы неорганических соединений» может быть использована при изучении нового материала в 8 классе и для
повторения и обобщения знаний по данной теме в 11 классе ( использование схем значительно экономит время при
повторении материала и остается больше времени для закрепления умений и навыков в составлении уравнений реакций
и решения задач , дает возможность использовать дополнительный материал). Эта разработка может быть применена на
уроках при изучении данной темы по любому учебнику в рамках общеобразовательной программы.
Методика использования карт-схем проста и в то же время многообразна.
Карта- схема № 1 (прил № 1) предлагается в начале изучения темы. С ее помощью уже на первом уроке ученики видят
всю систему учебной информации, то есть то, что каждый из них должен будет знать в конце темы.
Карта № 2(прил № 2) составляется на каждом уроке по мере изучения нового материала и должна иметь законченный
вид к моменту окончания изучения темы. При составлении карты № 2 учащиеся становятся соавторами
структурирования изучаемой информации. Эту схему ученики далее могут использовать при написании уравнений
реакций. Кроме того, составление фрагментов карты темы может быть домашним заданием, выполняемым с
использованием текста учебника или дополнительного материала.
Итоговая контрольная работа проверяет усвоение теоретических и практических умений, что в химии взаимосвязано.
Отработка теоретических знаний и практических умений идет через тренинговую систему заданий, ориентированных на
выполнение срезовых работ, которые проводятся практически на каждом уроке. Для отработки умений используются
алгоритмы составления уравнений реакций. Каждый шаг алгоритма сначала отрабатывается вместе с учителем, затем
при работе в группах (консультантами становятся сильные учащиеся, если возникает необходимость – получают
консультацию учителя), после самостоятельно.
Задания срезовых работ дифференцированы по уровню сложности в соответствии с заданиями итоговой работы.
Срезовые задания двухуровневой сложности, что позволяет сильным учащимся выполнять работу с опережением.
В данной теме учащиеся осваивают следующие действия, представленные в виде алгоритмов:
1.
составление уравнений реакции обмена между кислотой и оксидом металла
2.
составление уравнений реакций между кислотой и металлом
3.
составление уравнений реакций между оксидом металла и водой (прил № 3)
4.
составление уравнений реакций между оксидом неметалла и водой
5.
составление уравнений реакций нейтрализации
6.
составление уравнения реакции щелочи с кислотным оксидом
В конце изучения темы учащиеся знают:
- классификацию неорганических веществ
- состав оксидов, оснований, кислот, солей
- основные химические свойства классов неорганических веществ
умеют:
называть вещества по химическим формулам
составлять формулы веществ по названиям
составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства веществ
Тема «Электролиз», изучаемая в 11 классе представлена двумя картами- схемами
Электролиз (катодный и анодный процессы) приложение № 4
Продукты электролиза приложение № 5
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Алгоритм составления реакции между оксидом металла и водой.
Основный оксид + Н
2
О = Основание
Порядок выполнения
действия
схема
пример
Записать формулу оксида
металла и воды
МеО + Н
2
О
ВаО + Н
2
О
С правой стороны
уравнения запишите
формулу основания,
добавив к металлу группу
ОН
МеО + Н
2
О = МеОН
ВаО + Н
2
О = ВаОН
Запишите индекс для
группы ОН, равный
значению валентности
металла (индекс ставится
за скобками)
Ме
n
(OH)
n
Ba
II
(OH)
2
Запишите уравнение
реакции
Расставить, если надо,
коэффициенты в
уравнении
МеО + Н
2
О = Ме(ОН)
n
BaO + H
2
O = Ba(OH)
2
Приложение №4.
Приложение № 5