Напоминание

Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры


Автор: Поздерина Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №47
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад





«Формирование здорового образа жизни на уроках физической

культуры», учитель физической культуры МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №47» г. Томск,

Поздерина Елена Владимировна

Аннотация.
Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ, включает в себя методики проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры.
Ключевые

слова.
Здоровый образ жизни школьников, урок физической культуры.
Введение.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и з д о р о в ь е о к р у ж а ю щ и х . Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы. Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Методы исследования.
1. Анализ и обобщение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы по проблеме формирования ЗОЖ на уроках физической культуры; 2. Анализ состояния здоровья учащихся; 3.Тестирование физической подготовленности школьников с использованием здоровьесберегающих технологий; 4. Педагогическое наблюдение за процессами внедрения и адаптации предлагаемой системы методов и здоровьесберегающих технологий.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:


Воспитательный
, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий
, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
Оздоровительный
, со стоящий в профилактике н а и б ол е е распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых каче ств, как психиче ская уравновешенно сть, с п о ко й с т в и е , сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На мой взгляд, учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические у п р а ж н е н и я н а и б о л е е э ф ф е к т и в н ы . Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а з а т е м у ж е р е ж и м п и щ и и р е ж и м с н а » . Систематиче ские занятия физиче скими упра жне ниями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться э т о г о м о ж н о н а у р о к а х ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р ы . Физическая культура – это естественно - биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции о р г а н и з м а – м ы ш е ч н о м у д в и ж е н и ю . Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, в ы з в а н н ы х р а з л и ч н ы м и з а б о л е в а н и я м и . Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся. В своей работе я основываюсь на современные психолого- педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных
особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Методика проведения занятий с элементами ритмической

гимнастики
Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное у с л о в и е к а ж д о г о у р о к а ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р ы . Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц. Су щ е с т ву ю щ а я п р о г р а м м а п о ф и з и ч е с ко й к у л ь т у р е предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики. О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Этот вид упражнений выполняют под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой занимающихся. Однако перед учителем встает вопрос: в какой части урока и в каких классах лучше всего использовать ритмическую гимнастику? Когда начинается раздел «Гимнастики», для устранения резкости и угловатости в движениях учащихся уже несколько лет использую ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу ее в водной части урока. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, во с пит ы ва ют э с т е т ич е с к ие по ня т ия , культу ру д в и ж е н и й . Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость
Эффективность проведения прыжков со скакалкой
На каждом уроке независимо от разделов программы, провожу п р ы ж к и с о с к а к а л к о й . Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры с л уж и т отл и ч н ы м п р о с т е й ш и м с п о рт и в н ы м и н в е н т а р е м . Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и
красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового д н а . Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю в младших классах с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног. Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках. Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и и н т е р е с е у ч а щ и хс я к э т о м у г и м н а с т и ч е с ко м у с н а р я д у. В каждой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и м н о г и е у ч е н и к и у с т а н а в л и в а ю т р е к о р д к л а с с а . На таблицах видно, что у некоторых учащихся происходит значительный скачок в результатах .
Формирование осанки на уроках
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме. Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного с т о я щ е г о ч е л о в е к а . Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых р а з н о о б р а з н ы х п р и ч и н . Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за
п а р т о й и л и с т о л о м , н е с о о т в е т с т в у ю щ и м е г о р о с т у. Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только о с а н к у , н о и з р е н и е . И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя- предметники не проводят на своих уроках физкультминутки. Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р ы . На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе: 1. Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад. 2. Ходьба на носках, руки в различных положениях. 3. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться. 4. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше. 5. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро. Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания .
Уроки здоровья
Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. И помогают в этом уроки здоровья. Занятия проходят занимательно, развивают наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности. Это активно вовлекает ребят в выполнение упражнений, способствует повышению интереса ко всем выполняемым упражнениям.
Цели
проведения уроков здоровья:  Укрепление физического и психического здоровья учащихся.  Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой. Формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.
 Формирование культуры двигательной активности учащихся. Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги. Уроки здоровья можно проводить на всех этапах обучения школьников физической культуре и спорту. Они направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа. После проведения урока здоровья, родителям и учащимся была предложена
памятка
, цель которой дать некоторые рекомендации по з д о р о в о м у о б р а з у ж и з н и р е б е н к а . Результаты медицинского осмотра по нарушению осанки показаны на диаграмме
Методика и организация домашних заданий
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно с а м о с тоя т е л ь н о за н и мат ь с я ф и зи ч е с к и м и у п р а ж н е н и я м и . Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в в ы п о л н е н и и д о м а ш н е г о з а д а н и я . Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением. Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, ученики стали заводить с 3 класса тетрадь по физической культуре, где отслеживается их выполнение домашних заданий, а так же с а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а . Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания. Если ученик вписывает в тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии
прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во- вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3 р а з в ч е т в е р т и . Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и о з д о р о в и т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и . Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня». На таблицах видно, что уровень двигательной подготовленности учащихся к концу учебного года значительно увеличивается .
Предполагаемые результаты:
 Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.  Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖв семьях учащихся.  Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.  Снижения уровня заболеваний среди учащихся.  Улучшение показателей физического развития.
Обсуждение.
Практика показывает, что для изучения отношения учащихся различных возрастных групп к занятиям физической культурой, достаточно определение трех типов параметров потребностей в двигательной деятельности: положительного, отрицательного, безразличного. Учащимся был предложен тест по определению отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Результаты теста видны на диаграмме: у учащихся 2, 3, 4, 5, 6-х классов отношение к занятиям положительное (т.е построенные учителем уроки физической культуры дети посещают с желанием и с интересом). Не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура д р у г и х с ф е р з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и . Главное же для меня учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям
физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и н р а в с т в е н н о е з д о р о в ь е ч е л о в е к а . К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, к созданию в ш коле здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения. На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А. Умова:
«Всякое знание остается

мертвым,

если

у

учащихся

не

развивается

инициатива

и

самодеятельность:

учащегося

нужно

приучать

не

только

к

мышлению, но и к хотению»
.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с. 2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2001 - .63 с. 3.Баладанов О.Ю.,Козловский И.З.,Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно- практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174. 4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2 - 7. 5.Быховская И.М.,Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15. 6. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8. - C. 9 - 12. 7.Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практиче ской конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 177 - 179.
8.Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. - Уфа, 2003. - 150 с. 9.Демидова Е.В Спорт и (или) школа? // газета «Российская неделя». - 2009. - №150. - С. 28-33


В раздел образования