Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры
Автор: Поздерина Елена Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ СОШ №47 Населённый пункт: город Томск, Томская область Наименование материала: статья Тема: Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры Раздел: среднее образование
«Формирование здорового образа жизни на уроках физической
культуры», учитель физической культуры МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа №47» г. Томск,
Поздерина Елена Владимировна
Аннотация. Данная статья предназначена для учителей физической
культуры
общеобразовательных
школ,
включает
в
себя
методики
проведения
оздоровительных
упражнений
для
формирования
здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры.
Ключевые
слова. Здоровый
образ
жизни
школьников,
урок
физической культуры.
Введение.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не
думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего
прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна
из
восточных
пословиц.
Ребенок,
как
правило,
не
знает,
как
вести
здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать
у школьников представления об ответственности за собственное здоровье
и
з д о р о в ь е
о к р у ж а ю щ и х .
Здоровые
дети
–
это
благополучие
общества.
Без
здорового
подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения
здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Главная
задача
школы
–
такая
организация
образовательного
процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и
воспитание
учащихся
не
сопровождаются
нанесением
ущерба
их
здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок
здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна
динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных
от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то
теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе –
единицы.
Работа
школы
сегодня
направлена
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся,
где
реализуются
здоровьесберегающие
и
здоровьеформирующие технологии.
Методы исследования.
1. Анализ и обобщение нормативно-правовой базы и научно-методической
литературы
по
проблеме
формирования
ЗОЖ
на
уроках
физической
культуры;
2. Анализ состояния здоровья учащихся;
3.Тестирование физической подготовленности школьников с использованием
здоровьесберегающих технологий;
4. Педагогическое
наблюдение за процессами внедрения и адаптации
предлагаемой системы методов и здоровьесберегающих технологий.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный ,
состоящий
в
воспитании
у
детей
бережного
отношения
к
своему
здоровью,
понимание
ценности
и
важности
поддержания
организма
в
здоровом
состоянии
пробуждения
и
роста
желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий , состоящий в обучении детей нормам здорового образа
жизни,
приемам
и
методам
его
реализации,
а
также
в
определении
вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
Оздоровительный ,
со стоящий
в
профилактике
н а и б ол е е
распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых
каче ств,
как
психиче ская
уравновешенно сть,
с п о ко й с т в и е ,
сосредоточенность,
внимательность,
хорошая
память,
мыслительные
способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет
различную
реализацию
в
соответствии
с
особенностями
каждого
возраста.
На мой взгляд, учителя физической культуры, среди всех других
возможностей
оздоровительной
работы
в
школе
именно
физические
у п р а ж н е н и я
н а и б о л е е
э ф ф е к т и в н ы .
Широко
использовал
физические
упражнения
в
своей
практике
выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в
режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а
з а т е м
у ж е
р е ж и м
п и щ и
и
р е ж и м
с н а » .
Систематиче ские
занятия
физиче скими
упра жне ниями
благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является
главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем
организме.
Постоянные
занятия
физическими
упражнениями
увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки,
улучшают
телосложение,
фигура
становится
стройной
и
красивой,
движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться
э т о г о
м о ж н о
н а
у р о к а х
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы .
Физическая культура – это естественно - биологический метод, в
основе которого лежит обращение к основной биологической функции
о р г а н и з м а
–
м ы ш е ч н о м у
д в и ж е н и ю .
Уроки
физической
культуры
–
основное
звено
в
цепочке
оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья,
правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также
умственной
и
физической
работоспособности,
формированию
правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений,
в ы з в а н н ы х
р а з л и ч н ы м и
з а б о л е в а н и я м и .
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно
влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья
учащихся.
В
своей
работе
я
основываюсь
на
современные
психолого-
педагогические
теории
обучения,
воспитания
и
развития
личности,
использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных
особенностей
каждого
ребенка.
Принципы
деятельностного
и
личностного
подходов
заключаются
в
том,
что
ученик
овладевает
способами
использования
богатств,
накопленных
человечеством
в
области телесного и духовного совершенствования.
Методика проведения занятий с элементами ритмической
гимнастики
Простота,
доступность,
безопасность,
оптимальное
чередование
нагрузки
и
отдыха,
правильное
дозирование
нагрузки
–
обязательное
у с л о в и е
к а ж д о г о
у р о к а
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы .
Предлагаемые
учащимся
комплексы
составляются
с
учетом
возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются
таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических
качеств
путем
последовательного
воздействия
на
различные
группы
мышц.
Су щ е с т ву ю щ а я
п р о г р а м м а
п о
ф и з и ч е с ко й
к у л ь т у р е
предусматривает активное использование на уроках средств ритмической
гимнастики.
О
том,
что
гимнастика
улучшает
здоровье
известно
всем.
Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и
другие органы.
Многих людей привлекает красота гимнастических
упражнений.
Этот
вид
упражнений
выполняют
под
музыкальное
сопровождение,
повышающее
эмоциональный
настрой
занимающихся.
Однако перед учителем встает вопрос: в какой части урока и в каких
классах
лучше
всего
использовать
ритмическую
гимнастику?
Когда начинается раздел «Гимнастики», для устранения резкости и
угловатости
в
движениях
учащихся
уже
несколько
лет
использую
ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу ее в водной части
урока.
Использование
ритмической
гимнастики
положительно
сказывается
на
развитии
координации,
ритмичности,
легкости
и
пластичности
перемещений.
Упражнения
оказывают
существенное
влияние
на
формирование
правильной
осанки,
красивой
походки,
во с пит ы ва ют
э с т е т ич е с к ие
по ня т ия ,
культу ру
д в и ж е н и й .
Эффективность
ее
в
разностороннем
воздействии
на
опорно-
двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. К
тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью
средств
ритмической
гимнастики
можно
развивать
такие
физические
качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость
Эффективность проведения прыжков со скакалкой
На
каждом
уроке
независимо
от
разделов
программы,
провожу
п р ы ж к и
с о
с к а к а л к о й .
Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для
этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры
с л уж и т
отл и ч н ы м
п р о с т е й ш и м
с п о рт и в н ы м
и н в е н т а р е м .
Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд.
Прыжки
со
скалкой
развивают
мышцы
ног,
делают
их
стройными
и
красивыми,
служат
профилактикой
плоскостопия;
способствуют
формированию
правильной
осанки;
укрепляют
связки
внутренних
органов;
ликвидируют
застойные
явления
в
организме;
развивают
сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и
координацию
движений;
укрепляют
мышцы
тазового
д н а .
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой
обучаемости
и
несложности
выполняемых
упражнений.
Обучение
прыжкам со скакалкой начинаю в младших классах с самых простейших
прыжков.
Существует много различных упражнений со скакалкой.
Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах,
вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на
одной,
другой
ноге,
с
выполнением
бегового
шага,
на
месте
и
с
перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением
ног.
Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в
спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые
упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед
ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по
заданию.
Такие
прыжки
служат
развитию
координационных
способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с
чередованием
направления
–
влево-вправо;
с
предметами
в
руках.
Многолетний
опыт
ежеурочного
использования
прыжков
со
скакалкой
позволяет
говорить
о
положительном
результате,
более
эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и
и н т е р е с е
у ч а щ и хс я
к
э т о м у
г и м н а с т и ч е с ко м у
с н а р я д у.
В каждой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и
м н о г и е
у ч е н и к и
у с т а н а в л и в а ю т
р е к о р д
к л а с с а .
На таблицах видно, что у некоторых учащихся происходит значительный
скачок в результатах .
Формирование осанки на уроках
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников
возможны
при
сохранении
правильной
осанки,
что
обеспечивает
благоприятное
протекание
физиологических
процессов
в
организме.
Правильная
осанка
–
это
слегка
опущенные
плечи,
отведенные
назад,
держащаяся
прямо
голова,
подтянутый
живот,
выпрямленные
колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки –
это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина,
выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного
с т о я щ е г о
ч е л о в е к а .
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста,
развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими
упражнениями.
Нарушения
осанки
возникают
под
влиянием
самых
р а з н о о б р а з н ы х
п р и ч и н .
Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная
система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за
п а р т о й
и л и
с т о л о м ,
н е
с о о т в е т с т в у ю щ и м
е г о
р о с т у.
Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении,
это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только
о с а н к у ,
н о
и
з р е н и е .
И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-
предметники
не
проводят
на
своих
уроках
физкультминутки.
Систематические
разумные
занятия
физической
культурой
и
спортом
считаются
лучшим
средством
предупреждения
нарушения
осанки.
Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы .
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех
разделов
учебной
программы
в
течение
всего
учебного
года.
Даю
упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
1.
Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо,
плечи отвести назад.
2.
Ходьба на носках, руки в различных положениях.
3.
Ходьба
на
пятках,
главное
–
не
опускать
таз,
выпрямиться,
прогнуться.
4.
Ходьба
перекатным
шагом.
Выполняя
перекат
с
пятки,
высоко
подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
5.
Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Слежу
также
за
осанкой
и
при
разновидности
бега,
обращая
внимание
на
положение
спины.
На
каждом
уроке
провожу
по
5-6
упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися
об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю
учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки,
настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания .
Уроки здоровья
Здоровьесберегающие
технологии
предполагают
максимальное
вовлечение
учащихся
в
активную
деятельность
по
сохранению
собственного
здоровья.
И
помогают
в
этом
уроки
здоровья.
Занятия проходят занимательно, развивают наблюдательность учащихся,
фантазию,
интерес
к
окружающей
действительности.
Это
активно
вовлекает ребят в выполнение упражнений, способствует повышению
интереса ко всем выполняемым упражнениям.
Цели проведения уроков здоровья:
Укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Привитие
интереса
к
систематическим
занятиям
физкультурой.
Формирование
привычки
к
выполнению
физических
упражнений,
укрепляющих здоровье, психику ребенка.
Формирование культуры двигательной активности учащихся.
Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории
спорта,
желания
побеждать
в
себе
свои
отрицательные
привычки
и
недуги.
Уроки здоровья можно проводить на всех этапах обучения школьников
физической культуре и спорту. Они направлены на развитие двигательной
активности
ученика,
его
тела
и
мышц,
органов
чувств
и
его
духа.
После проведения урока здоровья, родителям и учащимся была
предложена памятка ,
цель
которой
дать
некоторые
рекомендации
по
з д о р о в о м у
о б р а з у
ж и з н и
р е б е н к а .
Результаты медицинского осмотра по нарушению осанки показаны
на диаграмме
Методика и организация домашних заданий
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в
школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие,
одних
занятий
в
школе
мало.
Поэтому
так
важно
ежедневно
с а м о с тоя т е л ь н о
за н и мат ь с я
ф и зи ч е с к и м и
у п р а ж н е н и я м и .
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям
физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных
домашних
занятий,
рекомендую
детям
посильные
и
безопасные
упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа,
сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лежа,
различные
строевые
упражнения,
осенне-весений
период
на
улице
выполнять
различные
прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для
формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для
домашних
заданий,
проверяю
на
уроках,
некоторые
несколько
раз
за
учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома
заданные
упражнения.
Обязательно
поощряю
хорошей
оценкой
даже
слабого
в
физическом
плане
ученика,
если
у
него
виден
прогресс
в
в ы п о л н е н и и
д о м а ш н е г о
з а д а н и я .
Домашние
задания
по
физической
культуре
–
одна
из
самых
эффективных
форм
физического
воспитания,
позволяющая
реально
охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при
использовании
домашних
заданий
сталкиваешься
с
немалыми
трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их
выполнением.
Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на
дом, ученики стали заводить с 3 класса тетрадь по физической культуре,
где
отслеживается
их
выполнение
домашних
заданий,
а
так
же
с а м о с т о я т е л ь н а я
р а б о т а .
Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее
ведение
тетради,
за
выполнение
домашнего
задания.
Если
ученик
вписывает в тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких физических
упражнений,
то
это
выявляется
сразу.
Во-первых,
при
отсутствии
прогресса
в
результатах,
показанных
школьником
на
уроках,
можно
сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во-
вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот
номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3
р а з
в
ч е т в е р т и .
Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать
школьника
по
всем
показателям:
знаниям,
двигательным
умениям
и
навыкам,
двигательной
подготовленности,
физкультурно-спортивной
и
о з д о р о в и т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Для
воспитания
у
школьников
сознательного
отношения
к
укреплению
здоровья,
к
личному
уровню
физической
готовности
постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю
лучше,
чем
вчера,
а
завтра
буду
делать
лучше,
чем
сегодня».
На таблицах видно, что уровень двигательной подготовленности
учащихся к концу учебного года значительно увеличивается .
Предполагаемые результаты:
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным
занятиям физической культурой.
Воспитание
сознательности
и
активного
отношения
ценности
здоровья и ЗОЖв семьях учащихся.
Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам
здоровья.
Снижения уровня заболеваний среди учащихся.
Улучшение показателей физического развития.
Обсуждение.
Практика
показывает,
что
для
изучения
отношения
учащихся
различных
возрастных
групп
к
занятиям
физической
культурой,
достаточно
определение
трех
типов
параметров
потребностей
в
двигательной
деятельности: положительного,
отрицательного,
безразличного.
Учащимся
был
предложен
тест
по
определению
отношения
учащихся
к
занятиям
физической
культурой
и
спортом.
Результаты теста видны на диаграмме: у учащихся 2, 3, 4, 5, 6-х
классов отношение к занятиям положительное (т.е построенные учителем
уроки физической культуры дети посещают с желанием и с интересом).
Не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая
культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем
развитии,
гармонического
развития
физических
способностей,
телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и
духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура
д р у г и х
с ф е р
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и .
Главное
же
для
меня
учителя
физической
культуры
–
привить
ученику
привычку
к
регулярным
и
самостоятельным
занятиям
физической
культурой
и
спортом
на
основе
необходимых
для
этого
знаний
и
здорового
образа
жизни.
В
свете
этого,
конечно,
надо
обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их
родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к
физической
культуре,
потому,
что
без
нее
немыслимо
физическое
и
н р а в с т в е н н о е
з д о р о в ь е
ч е л о в е к а .
К
сожалению,
проблем
в
решении
вопросов
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей
остается
очень
много.
Только
сообща,
объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной
цели
–
формированию
здорового
психически,
физически
развитого,
социальноадаптированного
человека,
к
созданию
в
ш коле
здороьесохраняющих
и
здоровьеукрепляющих
условий
обучения.
На
своем
опыте
всякий
раз
убеждаюсь
в
справедливости
высказывания русского ученого Н.А. Умова: «Всякое знание остается
мертвым,
если
у
учащихся
не
развивается
инициатива
и
самодеятельность:
учащегося
нужно
приучать
не
только
к
мышлению, но и к хотению» .
Литература
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. -
176 с.
2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е,
2001 - .63 с.
3.Баладанов О.Ю.,Козловский И.З.,Бахтинов О.П. Актуальные
проблемы
сохранения,
укрепления
и
приумножения
здоровья
школьников. //
Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в
современных
условиях:
Материалы
межрегиональной
научно-
практической
конференции,
посвященной
55-летию
ФФК
СГУ.
-
Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.
4.
Бальсевич В.К.,
Лубышева Л.И. Физическая
культура:
молодежь
и
современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2
- 7.
5.Быховская И.М.,Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция
физической
культуры
и
физкультурного
воспитания
(инновационный
подход) //
Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15.
6.
Волков Н.И. Двигательная
активность
и
рациональное
питание
школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8. - C. 9 -
12.
7.Гущина С.В. Состояние
здоровья
учащихся
общеобразовательных
учреждений
РФ
(школы,
лицеи,
колледжи). //
Проблемы
здоровья
человека.
Развитие
физической
культуры
и
спорта
в
современных
условиях:
Материалы
межрегиональной
научно-практиче ской
конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2002. - с. 177 - 179.
8.Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической
культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое
пособие. - Уфа, 2003. - 150 с.
9.Демидова Е.В Спорт и (или) школа? // газета «Российская неделя». -
2009. - №150. - С. 28-33