Автор: Хома Анастасия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: г.Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок внеклассного чтения «Простить или отомстить?» (по повести В.К. Железнякова «Чучело»)
Раздел: среднее образование
Введение
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Простить или отомстить?» по
повести В.К. Железнякова «Чучело» в 7 классе (2 часа) составлена в форме конспекта
занятия
в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта.
Методическая новизна
разработки в том, что повесть «Чучело» не является
программным, но соотносится с разделом ООП по предмету «Литература» «Тема
взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути». А также
новизна урока заключается в использовании современных технологий: проблемное обучения,
стратегия смыслового чтения, формирование компетенций «4К»,
в создании системы
применения форм, методов и средств развития творческой деятельности учащегося
(«Пирамидальное письмо», «Синквейн», сочинение-рассуждение). Ценность методической
разработки в том, что она может быть использована для формирования читательской
грамотности, для подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 9 классах.
В методической разработке используются авторский подход к составлению рабочей
карты урока, формулировке проблемных вопросов, разработке заданий для анализа проблем,
художественных
образов,
поступков
героев.
Адаптированы
приёмы
технологии
формирования компетенций «4К», «чтение с остановками», приём «Верное-неверное
утверждение».
Данный конспект предназначен для проведения уроков внеклассного чтения в 7 классе
по
разделу
«Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
человека,
выбора
им
жизненного пути» (Рабочая программа учебного предмета «Литература» по программе В.Я.
Коровина).
Разработка конспекта урока является актуальной, так как связана с проблемой
взаимоотношения поколений и формирования нравственных качеств личности. 2024 год
объявлен годом семьи, и особое внимание уделяется сохранению семейных ценностей.
Произведения
художественной
литературы
дают
нам
уроки
добра,
милосердия
и
сострадания, писатели помогают детям разобраться в сложных нравственных проблемах,
поэтому
так
необходимо
учить
детей
понимать
произведение,
видеть
проблемы,
затрагиваемые писателем, вместе с автором и героями находить правильные решения.
В
ФГОС
зафиксирована
направленность
образования
на
формирование
у
обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности
как
интегративного (цельного) умения, способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В методической разработке по теме «Простить или отомстить?» применены различные
технологии, такие как: проблемное обучение, Технология развития критического мышления
через чтение и письмо (ТРКМЧП), технология самооценивания, технология формирования
компетенций «4К»:
креативность(творчество) - «Пирамидальное письмо», «Синквейн», сочинение-
рассуждение, метод аналогий (Как выглядит жизнь, когда мы обижены?),
критическое
мышление
–
проблемные
вопросы,
приём
Верное-неверное
утверждение», чтение с остановками,
коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество) – работа в парах,
которые помогают не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности
самостоятельно приобретать и создавать знания, а также учиться управлять собой и работать
в команде. Один из приёмов технологии формирования компетенций «4К» - «Пирамидальное
письмо», который полезен для контрольного закрепления знаний о произведении, развивает
умение неординарно мыслить и находить новые решения, в данном случае структурирование
информации и высказывание своей читательской позиции.
Методическая разработка из опыта работы
«Простить или отомстить?» (по повести В. Железнякова «Чучело»).
Автор разработки:
Хома Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Оборудование: мультимедийный
проектор,
экран,
стикеры
для
«Квадрата…»,
рабочие листы урока, лист самооценки, тексты
Диагностика результативности на занятии: приемы «Пирамидальное письмо»,
«Синквейн», «Чемодан, мясорубка, корзина», лист самооценки.
Формируемые результаты:
Личностные:
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
воспитание
нравственной
личности,
способной
быть
отзывчивой
на
чужую
боль,
противостоять
безнравственным
поступкам
человека;
совершенствование
духовно-
нравственных качеств личности;
Метапредметные:
умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-
следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение
использовать разные способы чтения;
Предметные:
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Ход урока
1. Этап организационный. Приветствие.
Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим и
постараемся
осмыслить
повесть
Владимира
Железнякова
«Чучело»,
сформируем
собственное мнение о прочитанном, дадим оценку героям. В конце урока мы попытаемся
дать ответ на вопрос «Простить или отомстить?»
Возьмите рабочие листы и запишите вашу фамилию и
сегодняшнюю дату
(Приложение 1)
2. Этап мотивации к учебной деятельности.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения русского поэта Бориса
Пастернака.
Учись прощать…Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
- Тема прощения – одна из главных в этой повести. Эта тема близка любому человеку, ведь,
пожалуй, каждый из нас вставал перед выбором- простить своего обидчика или отомстить
ему, попытаться восстановить справедливость.
-Как вы думаете прощение – это слабость или же сила?
-Запишите свои предположения в рабочий лист урока. Подберите синонимы к слову
прощение.
Давайте обратимся к словарям:
В электронном философском словаре дано такое определение «Прощение – это отказ
от возмездия за обиду и нанесенный ущерб, непричинение зла в ответ на совершенное зло и
снисхождения к обидчику»
А в словаре В.Даля читаем следующее: «Простить значит делать простым от греха,
вины, долга; извинить, отпустить кому провинность, снять с кого-то обязательства,
освобождать от кары, от взыскания; примириться с сердцем, не питая вражды и обиды,
переложить гнев на милость».
-Подберите и запишите антоним к слову прощение.
-А месть, по-вашему, сила или слабость?
- За что просят прощение?
-Мы сегодня будем говорить об обиде. Обида – это одно из самых тяжёлых чувств,
сопровождающих нас в жизни.
-Что она по-вашему делает с нами? Как выглядит жизнь, когда мы обижены?
Запишите в рабочем листе.
-Когда по-вашему возникает обида, что лежит в её основе?
Обида возникает, когда другой человек ведет себя не так, как мы ожидали, не понимает
тебя или даже отвернулся, отстранился от близкого человека.
-Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы
встретитесь на уроке.
Задание.
Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой
верный/неверный вариант.
Выражение
Значение
Верно
Неверно
Голгофская
звезда
Это аллегория
Голгофа -это холм в Иерусалиме, где распяли
Иисуса Христа
Аллегория
Иносказание, изображение отвлечённого
понятия с помощью конкретного жизненного
образа (весы-правосудие, якорь-надежда)
Идти в стан
прощающих
Прощать и любить людей
Прощение
Отказ от возмездия за обиду и нанесенный
ущерб, непричинение зла в ответ на
совершенное зло и снисхождения к обидчику
Клондайк
Воспитательное учреждение для детей,
лишившихся родителей или оставшихся без их
попечения, а также детей, нуждающихся в
помощи и защите государства
Интернат
Источник, место несметных богатств
(переносное значение)
Нобелевская
премия
Одна из престижных международных премий в
области науки, литературы и общественной
деятельности
Раскрыть тему обиды и прощения мы попробуем на примере повести Владимира
Железнякова «Чучело». Читая произведения художественной литературы, мы не раз
убеждались в том, как писатели помогают нам разобраться в сложных нравственных
проблемах.
Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть
жизни он писал добрые книги о детях (слайд 2, 3) «Разноцветные истории», «Хорошим
людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал
повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно
после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в
повести самих себя.
Этап 3. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
3.1. Проблемные вопросы и их обсуждение.
- Можно ли простить человека, который вас предал?
- Нужно ли мстить человеку, обидевшему вас?
Запишите свои ответы, рассуждения в рабочий лист урока.
3.2.
Обратимся к тексту. Сегодня при знакомстве с произведением мы будем
использовать приём «чтение с остановками».
Чтение 1 главы повести.
-Обратимся к квадрату настроения. Какие у вас эмоции после прочтения повести?
(Наклеивают стикеры на квадрат, расположенный на доске).
Этап 4. Проверка первичного усвоения.
1.Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом?
(Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не
такая, как все)
2.
Кто дал ей это обидное прозвище? (Рыжий)
3.
Есть ли прозвища у других ребят? (Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная
кнопка.)
4.
И о чем это свидетельствует? (О жестокости детей.)
5.
Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает
отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться
жестоким? (К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не
сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым.
И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже
перед убийством…)
6.
За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (Бойкот ( по
словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-
нибудь поведения, поступка)
7.
Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный
руководитель, Маргарита Ивановна?
8.
Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над
чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
(Ответы учеников.)
9.
Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем
ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого
приносится жертва?
Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения
читает выразительно ученик и учитель). Прежде чем делать выводы о поведении героев в
этой сцене, давайте послушаем вашего одноклассника, который приготовил сообщение о
обряде публичного сожжения. Во время прослушивания подумайте, почему я попросила
подготовить это сообщение. (Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко
запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и
Лена была именно такой).
Итак, предлагаю вам поработать в группах и найти вместе ответ на вопрос: класс, где
училась Лена, коллектив или толпа? Подготовьте аргументированный ответ.
Давайте обратимся к рабочему листу и прочитаем ваши ответы на вопросы:
«Как вы думаете прощение – это слабость или же сила? А месть, по-вашему, сила или
слабость?»
Этап 5. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях.
Работа в парах.
-Работая
в
парах,
сформулируйте
главную
проблему
этого
произведения.
Порассуждайте над тем, чему учит это произведение, запишите свои выводы.
Как вы понимаете слова Бориса Пастернака (эпиграф)? Запишите свои рассуждения в
рабочий лист.
- Как связаны в вашем понимании слова «понять» и «простить»?
- Считаете ли вы для себя значимым умение прощать?
Обсуждение и ответы учащихся.
Этап 6. Включение в систему знаний повторения. Творческое задание (на выбор):
пирамидальное письмо или синквейн (можно описать понятие или героя)
Слово учителя. Величайший гуманист Махатма Ганди говорил: «Умение прощать –
свойство сильных. Слабые никогда не прощают». Владимир Железняков закончил свою
повесть фразой: «Прости нас, Чучело...». Как вы считаете, уместно вспомнить после
прочтения повести еще одни строки из стихотворения Бориса Пастернака: «Верю я: придет
пора – Силу подлости и злобы одолеет дух добра..». Может быть, в вашей памяти всплывет
пословица, которой можно подытожить разговор о произведении Железнякова? Прошу вас
поделиться своими мыслями в рабочих листах (итоговое творческое задание).
Этап 7. Рефлексия. Самодиагностика.
7.1.Подойдите к доске и прикрепите стикер к одному из предметов.
7.2. Оцените свои умения, воспользовавшись листом самооценки (Приложение 2).
Этап 8. Домашнее задание.
Два читателя поспорили о том, предательство ли это, когда мать бросает своих
детей, и можно ли его простить?
Первый говорил, что это предательство, такое прощать нельзя никогда и никому,
а тем более матери, самому близкому для ребёнка человеку. Это предательство
вдвойне, поэтому нет ей оправданий.
А второй утверждал, что жизненные ситуации бывают разные, если такой
поступок можно оправдать уважительными причинами, то это не предательство,
а ошибка, которую можно простить, тем более родной матери.
С кем из читателей вы скорее согласитесь? Аргументируйте свой ответ.
Приложение 1. Рабочий лист урока.
Учись прощать…Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Борис Пастернак
Рабочий лист урока по рассказу В.Железнякова «Чучело»
«Простить или отомстить?»
Ф.И.___________________________________________Дата___________________________
Задание 1. Как вы думаете прощение –это слабость или же сила? Запишите свои
предположения.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову прощение.
________________________________________________________________________________
Задание 2. Подберите и запишите антонимы к слову прощение.
________________________________________________________________________________
А месть, по-вашему, сила или слабость? Запишите свои предположения.
________________________________________________________________________________
Задание 3. Что обида, по-вашему, делает с нами? Запишите свои предположения.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Как выглядит жизнь, когда мы обижены? (можно выразить свое мнение, используя
карандаш, рисунок)
_____________________________________________________________________________
Задание 4. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой
верный/неверный вариант.
Выражение
Значение
Верно
Неверно
Голгофская
звезда
Это аллегория
Голгофа -это холм в Иерусалиме, где распяли Иисуса
Христа
Аллегория
Иносказание, изображение отвлечённого понятия с
помощью конкретного жизненного образа (весы-
правосудие, якорь-надежда)
Идти в стан
прощающих
Прощать и любить людей
Прощение
Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб,
непричинение зла в ответ на совершенное зло и
снисхождения к обидчику
Клондайк
Воспитательное учреждение для детей, лишившихся
родителей или оставшихся без их попечения, а также
детей, нуждающихся в помощи и защите государства
Интернат
Источник, место несметных богатств (перенос.значение)
Нобелевска
я премия
Одна из престижных международных премий в области
науки, литературы и общественной деятельности
Задание 5. Можно ли простить человека, который вас предал? Нужно ли мстить
человеку, обидевшему вас? Запишите свои ответы, рассуждения в рабочий лист урока.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 6. Выпишите в таблицу глаголы и наречия, которые характеризуют
действия и чувства героев.
Лена Бессольцева
Димка
Чувства
Чувства
Продолжите предложение «Ты же хотел стать большим человеком, чтобы ей доказать...
________________________________________________________________________________
Работа в парах
Задание 6. Сформулируйте главную проблему этого произведения.
________________________________________________________________________________
Порассуждайте над тем, чему учит это произведение, запишите свои выводы.
________________________________________________________________________________
Напишите, как вы понимаете слова Бориса Пастернака (эпиграф).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 7. Выполни творческое задание «Синквейн»
Приём «Синквейн»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Итоговое творческое задание
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Величайший гуманист Махатма Ганди говорил: «Умение
прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают»
Приложение 2. Лист самооценки
Лист самооценки
Ф.И.___________________________________
Оцени свои умения: + - умею; V- не очень хорошо умею/не всегда справляюсь/частично
справляюсь; ? – не уверен(а), что могу себя оценить; -- не умею
Критерии
+, V, ?, --
1
Быстро просматривать текст и находить информацию в нём
2
Понять суть вопроса, если он сформулирован прямо
3
Понять суть вопроса, даже если в нём использованы слова, которые не
употребляются в тексте (например, синонимы)
4
Находить необходимую информацию: конкретные сведения, факты
5
Определять, понятно ли мне значение слова
6
Подбирать синонимы
7
Подбирать антонимы
8
Доказать своё мнение, опираясь на аргументы из текста
9
При ответе на вопрос опираться на личный опыт
10
Давать развёрнутый ответ на проблемный вопрос, используя аргументы из
текста