Автор: Глуходедова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: ГБПОУ РО ПУ №100
Населённый пункт: с. Дубовское
Наименование материала: Статья
Тема: "Методика преподавания общественных дисциплин."
Раздел: среднее профессиональное
Методика преподавания
общеобразовательных дисциплин
Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, реализуемых
на базе основного общего образования с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования
(далее-Методика), является составной частью комплекта документов
организационно-методического сопровождения подготовки
профессиональных кадров, направленных на интенсификацию
общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном
образовании, предусматривающей профильную направленность
содержания общего образования с учетом профессии, специальности СПО
и построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Методика разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения
общеобразовательных дисциплин, и Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования,
предъявляемых к формированию общих компетенций и
профессиональных компетенций.
Актуальность разработки методики обусловлена требования:
1.
Повышение качества общеобразовательной подготовки посредством
обновления методик и технологий преподавания, учитывающих
профессиональную направленность программ СПО и включающих
технологии интенсивного обучения, дистанционные
образовательные технологии и электронное обучение. Подготовка по
общеобразовательным учебным предметам предполагает введение в
общеобразовательные программы прикладных и интегративных
модулей, использование сетевых форм обучения, проведение
ежегодных всероссийских проверочных работ;
2.
Реализация основных положений Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования;
3.
Изменения в нормативно-правовой базе, являющейся основой
разработки методики:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный проект «Современная школа», утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 15.03. 2021
г.);
Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 г. № 762 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от
30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования»;
Методические рекомендации по реализации среднего общего
образования в пределах освоения образовательной программы
среднего профессионального образования на базе основного общего
образования.
Методика направлена на решение задач повышения качества освоения
ООП СПО и включает основные направления совершенствования системы
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности ООП СПО:
1.
Интенсивную подготовку.
2.
Профессиональную направленность общеобразовательной
подготовки.
3.
Практическую подготовку, включение прикладных модулей.
4.
Применение передовых технологий преподавания, в том числе
технологий дистанционного и электронного обучения.
В соответствии со спецификой осваиваемой профессией или
специальностью учебные предметы из обязательных предметных областей
ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном
уровнях. Выбор профильных учебных предметов обуславливает
формирование профиля среднего профессионального образования.
Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или
нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:
естественно-научного;
гуманитарного;
социально-экономического;
технологического.
Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО представлен в
Таблице 1
Основные понятия, используемые в методике, и их определения:
Интенсификация образовательного процесса – передача большого объема
учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной
продолжительности обучения за счет теоретически обоснованного отбора
методов и технологий обучения.
Оптимизация срока освоения общеобразовательного цикла ОПОП СПО –
комплекс действий администрации и педагогического коллектива
образовательной организации, реализующей программу СПО, по
обеспечению условий повышения качества общеобразовательной
подготовки (кадровых, учебно-методических, материально-технических)
при соблюдении установленного ФГОС СПО срока освоения
общеобразовательного цикла.
Практическая подготовка – форма организации образовательной
деятельности обучающихся, предполагающая выполнение видов работ
(или их части), связанных с будущей профессиональной деятельностью и
направленных на формирование, закрепление, развитие практических
навыков и компетенций по профилю ОПОП СПО.
Прикладной модуль – часть программы общеобразовательной дисциплины
или самостоятельный элемент общеобразовательного цикла,
обеспечивающий практическую подготовку обучающихся в рамках
данного учебного цикла;
Практикоориентированное задание – форма организации познавательной
деятельности обучающихся, предполагающая их условно-
профессиональную активность, которая непосредственно связана с
получаемой профессией или специальностью и направлена на
формирование или развитие общепрофессиональных навыков или умений.
Профиль – комплекс основных, типичных характеристик профессии,
специальности.
Профильные учебные предметы – общеобразовательные учебные
предметы, изучаемые в пределах освоения ОПОП СПО с учетом
требований ФГОС СОО и профиля профессии, специальности на
углубленном уровне.
Углубленный уровень усвоения учебного предмета – ориентирован на
подготовку к последующему профессиональному образованию путем
освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе, обеспечивается преимущественно
интегрированными предметами (курсами).
Интегративный модуль - учебный модуль, объединяющий тематическое
содержание двух и более ОД и способствующий достижению не только
предметных, но метапредметных и личностных результатов обучения.
Базовые учебные предметы – общеобразовательные учебные предметы из
обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом
требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования.
Профильные учебные предметы – общеобразовательные учебные
предметы, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в
пределах освоения образовательной программы среднего
профессионального на углубленном уровне с учетом профиля среднего
профессионального образования, обусловленного спецификой
осваиваемой профессии или специальности.
Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Последовательность действий в работе с методикой
Работа преподавателя с предлагаемой Методикой преподавания
общеобразовательных дисциплин предполагает освоение этапов по
определению и описанию основных организационных, структурных и
содержательных элементов общеобразовательной учебной дисциплины.
1.
Определение цели и задач преподавания общеобразовательной
дисциплины;
2.
Определение специфики и методологических основ преподавания
общеобразовательной дисциплины (раздел «Подходы к
преподаванию общеобразовательной дисциплины при реализации
среднего общего образования в пределах освоения образовательной
программы среднего профессионального образования на базе
основного общего образования»);
3.
Выделение основных направлений совершенствования преподавания
общеобразовательной дисциплины с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, в том числе:
обозначение общих подходов к интенсивной общеобразовательной
подготовке через предметное содержание общеобразовательной
дисциплины;
учет профессиональной направленности в отборе содержания и
методов обучения общеобразовательной дисциплины;
методы и формы организация познавательной деятельности с
использованием технологий дистанционного и электронного
обучения.
4.
Синхронизация образовательных результатов через интеграцию
системно-деятельностного и компетентностного подходов, в
обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения в
период освоения ООП СПО.
Во вложении представлены методики преподавания общеобразовательных
дисциплин:
1.
Астрономия;
2.
Естествознание;
3.
Иностранный язык;
4.
История;
5.
Литература
;
6.
Математика;
7.
ОБЖ;
8.
Обществознание;
9.
Право;
10.
Русский язык;
11.
Физика;
12.
Физическая культура;
13.
Химия;
14.
Экономика