Напоминание

"Методика преподавания общественных дисциплин."


Автор: Глуходедова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: ГБПОУ РО ПУ №100
Населённый пункт: с. Дубовское
Наименование материала: Статья
Тема: "Методика преподавания общественных дисциплин."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методика преподавания

общеобразовательных дисциплин

Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, реализуемых

на базе основного общего образования с учетом профессиональной

направленности программ среднего профессионального образования

(далее-Методика), является составной частью комплекта документов

организационно-методического сопровождения подготовки

профессиональных кадров, направленных на интенсификацию

общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном

образовании, предусматривающей профильную направленность

содержания общего образования с учетом профессии, специальности СПО

и построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Методика разработана на основе требований Федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего

образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения

общеобразовательных дисциплин, и Федерального государственного

образовательного стандарта среднего профессионального образования,

предъявляемых к формированию общих компетенций и

профессиональных компетенций.

Актуальность разработки методики обусловлена требования:

1.

Повышение качества общеобразовательной подготовки посредством

обновления методик и технологий преподавания, учитывающих

профессиональную направленность программ СПО и включающих

технологии интенсивного обучения, дистанционные

образовательные технологии и электронное обучение. Подготовка по

общеобразовательным учебным предметам предполагает введение в

общеобразовательные программы прикладных и интегративных

модулей, использование сетевых форм обучения, проведение

ежегодных всероссийских проверочных работ;

2.

Реализация основных положений Концепции преподавания

общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной

направленности программ среднего профессионального образования,

реализуемых на базе основного общего образования;

3.

Изменения в нормативно-правовой базе, являющейся основой

разработки методики:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

Федеральный проект «Современная школа», утвержденный

Постановлением Правительства Российской Федерации от

26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы

Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 15.03. 2021

г.);

Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом

Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

Приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 г. № 762 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по образовательным программам

среднего профессионального образования»;

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от

30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания

общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной

направленности программ среднего профессионального образования,

реализуемых на базе основного общего образования»;

Методические рекомендации по реализации среднего общего

образования в пределах освоения образовательной программы

среднего профессионального образования на базе основного общего

образования.

Методика направлена на решение задач повышения качества освоения

ООП СПО и включает основные направления совершенствования системы

преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом

профессиональной направленности ООП СПО:

1.

Интенсивную подготовку.

2.

Профессиональную направленность общеобразовательной

подготовки.

3.

Практическую подготовку, включение прикладных модулей.

4.

Применение передовых технологий преподавания, в том числе

технологий дистанционного и электронного обучения.

В соответствии со спецификой осваиваемой профессией или

специальностью учебные предметы из обязательных предметных областей

ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном

уровнях. Выбор профильных учебных предметов обуславливает

формирование профиля среднего профессионального образования.

Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или

нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

естественно-научного;

гуманитарного;

социально-экономического;

технологического.

Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в

общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО представлен в

Таблице 1

Основные понятия, используемые в методике, и их определения:

Интенсификация образовательного процесса – передача большого объема

учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной

продолжительности обучения за счет теоретически обоснованного отбора

методов и технологий обучения.

Оптимизация срока освоения общеобразовательного цикла ОПОП СПО –

комплекс действий администрации и педагогического коллектива

образовательной организации, реализующей программу СПО, по

обеспечению условий повышения качества общеобразовательной

подготовки (кадровых, учебно-методических, материально-технических)

при соблюдении установленного ФГОС СПО срока освоения

общеобразовательного цикла.

Практическая подготовка форма организации образовательной

деятельности обучающихся, предполагающая выполнение видов работ

(или их части), связанных с будущей профессиональной деятельностью и

направленных на формирование, закрепление, развитие практических

навыков и компетенций по профилю ОПОП СПО.

Прикладной модуль часть программы общеобразовательной дисциплины

или самостоятельный элемент общеобразовательного цикла,

обеспечивающий практическую подготовку обучающихся в рамках

данного учебного цикла;

Практикоориентированное задание – форма организации познавательной

деятельности обучающихся, предполагающая их условно-

профессиональную активность, которая непосредственно связана с

получаемой профессией или специальностью и направлена на

формирование или развитие общепрофессиональных навыков или умений.

Профиль комплекс основных, типичных характеристик профессии,

специальности.

Профильные учебные предметы – общеобразовательные учебные

предметы, изучаемые в пределах освоения ОПОП СПО с учетом

требований ФГОС СОО и профиля профессии, специальности на

углубленном уровне.

Углубленный уровень усвоения учебного предмета – ориентирован на

подготовку к последующему профессиональному образованию путем

освоения систематических научных знаний и способов действий на

метапредметной основе, обеспечивается преимущественно

интегрированными предметами (курсами).

Интегративный модуль - учебный модуль, объединяющий тематическое

содержание двух и более ОД и способствующий достижению не только

предметных, но метапредметных и личностных результатов обучения.

Базовые учебные предметы – общеобразовательные учебные предметы из

обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом

требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения

образовательной программы среднего профессионального образования.

Профильные учебные предметы – общеобразовательные учебные

предметы, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в

пределах освоения образовательной программы среднего

профессионального на углубленном уровне с учетом профиля среднего

профессионального образования, обусловленного спецификой

осваиваемой профессии или специальности.

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной

деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Последовательность действий в работе с методикой

Работа преподавателя с предлагаемой Методикой преподавания

общеобразовательных дисциплин предполагает освоение этапов по

определению и описанию основных организационных, структурных и

содержательных элементов общеобразовательной учебной дисциплины.

1.

Определение цели и задач преподавания общеобразовательной

дисциплины;

2.

Определение специфики и методологических основ преподавания

общеобразовательной дисциплины (раздел «Подходы к

преподаванию общеобразовательной дисциплины при реализации

среднего общего образования в пределах освоения образовательной

программы среднего профессионального образования на базе

основного общего образования»);

3.

Выделение основных направлений совершенствования преподавания

общеобразовательной дисциплины с учетом профессиональной

направленности программ среднего профессионального образования,

реализуемых на базе основного общего образования, в том числе:

обозначение общих подходов к интенсивной общеобразовательной

подготовке через предметное содержание общеобразовательной

дисциплины;

учет профессиональной направленности в отборе содержания и

методов обучения общеобразовательной дисциплины;

методы и формы организация познавательной деятельности с

использованием технологий дистанционного и электронного

обучения.

4.

Синхронизация образовательных результатов через интеграцию

системно-деятельностного и компетентностного подходов, в

обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения в

период освоения ООП СПО.

Во вложении представлены методики преподавания общеобразовательных

дисциплин:

1.

Астрономия;

2.

Естествознание;

3.

Иностранный язык;

4.

История;

5.

Литература

;

6.

Математика;

7.

ОБЖ;

8.

Обществознание;

9.

Право;

10.

Русский язык;

11.

Физика;

12.

Физическая культура;

13.

Химия;

14.

Экономика



В раздел образования