Автор: Анохина Людмила Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 1"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные вопросы философии в обществознании"
Раздел: полное образование
Актуальные вопросы философии в обществознании
Изучение философии, знакомство с историей её развития, понимание её базовых
парадигм всегда считалось важнейшим неотъемлемым элементом культуры человека.
Значимость
философского
знания
не
убывает
со
временем.
Однако
сегодня
к
традиционным представлениям о неоспоримой значимости философии добавляются
аргументы, вызванные той совершенно новой ролью, которую играет эта дисциплина в
эволюции научного знания.
Философия рассматривается многими как «проматерь всех наук», от которой в разное
время отделялись разные научные дисциплины, обретая собственные предмет и
методологию. Но прочно становясь на ноги, эти науки оказались, тем не менее, прочно
связаны с философией. В силу происходивших за последние сто лет важнейших
изменениях в мировой науке, возникла необходимость философски осмыслить саму
природу науки, её смысл, методологию и границы. Важно определить пределы
воздействия науки на общество.
Фундаментальные философские проблемы затронули и психологию, и физику,
многие гуманитарные науки, даже прагматичную экономику охватили, и, конечно же,
социология не осталась в стороне от этого влияния.
В наше время множество актуальных вопросов в области философии
продолжают вызывать интерес ученых, споры общественности. Вот только некоторые
области исследования и ключевые вопросы:
Философия сознания: Каков механизм сознания? Как сознание соотносится с мозгом?
Какое значение сознание играет в определении личности и свободы воли? Что влияет на
самосознание человека?
Философия политики: Каковы принципы справедливости? Как разрешать конфликты
интересов и ценностей? Что значит быть гражданином в современном обществе».
Этика и мораль: Каковы основы нравственных решений? Как соотносятся этика и
биоэтика?
В современном мире появились важные гносеологические вопросы, связанные с
источниками знаний и определением их надежности и достоверности, также с тем, как мы
организуем и интерпретируем знание.
Представляется важной тема ограничений способности познания мира в наше
время, время значительных достижений технологических и научных достижений. В то же
время, гносеологические способности ограничены рядом факторов. Во-первых, это
сложность и огромный объем разнообразной информации. Перегрузка, зачастую
ненадежной информацией, затрудняет процесс познания. Во-вторых, наше познание
ограничено социальными и культурными барьерами, которые могут воздействовать на
понимание и интерпретацию окружающего мира и самого себя. В-третьих, с развитием
социальных
медиа,
информационных
платформ
мы
сталкиваемся
с
проблемой
информационных искажений и манипуляций, фейковыми взбросами.
Можно предположить, что личностные особенности, субъективные предпочтения
человека выступают в ряде случаев своеобразными ступорами развития познавательной
активности.
Остановимся подробнее на интересном и актуальном направлении исследований
философских изысканий. Это философия искусственного интеллекта.
Эта тема актуальна, ведь Россия, по заявлению министра экономического развития
Максима Решетникова, в топ-10 стран по объёму совокупных вычислительных мощностей
с использованием искусственного интеллекта.
А в феврале 2024 года президент утвердил стратегию развития искусственного интеллекта
до 2030 года, направленную на увеличение готовности отраслей экономики к
использованию ИИ до 95 %.
Какие же этические и социальные проблемы возникают при развитии и
использовании искусственного интеллекта? Каково воздействие ИИ на общество и
человеческую культуру?
Этика
искусственного
интеллекта
–
молодая,
но
при
этом
динамично
развивающаяся область знания. Под ней в современной философии понимается раздел
прикладной этики, изучающий моральные коллизии, возникающие при взаимодействии
человека и общества с современными цифровыми технологиями.
Очевидно, что дальнейшее развитие искусственного интеллекта приведет людей
к столкновению с серьезными этическими дилеммами:
Всегда ли ИИ будет направлен на сотрудничество с человеком, либо однажды он решит,
что может развиваться самостоятельно? А человек – лишь препятствие у него на пути.
Устройства, которые способны осуществлять слежение за людьми, становятся столь
незначительными, что мы не будем ощущать слежки за собой. Готовы ли к тому, что наша
жизнь полностью утратит приватность?
Может ли искусственный интеллект быть моральным агентом? Испытывать эмоции?
Принимать решения и нести за них ответственность? И когда люди будут готовы признать
автономию искусственного интеллекта?
Сможет ли сам искусственные интеллект отличить добро от зла? Как ему внушить
ценностные основания поведения?
Очевидно, что актуальность философского знания не угасает со временем, более того,
становится понятно, что для разрешения многих вопросов современности важно
синтезировать различные направления неоклассической философии и других наук. В
связи с этим изучение раздела «Основы философии» в рамках углубленного курса
«Обществознание»
на
уровне
среднего
общего
образования
представляется
целесообразным для развития важнейших интеллектуальных умений учащихся.