Автор: Касимова Умеда Якубовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 151
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр для развития эмоций,
восприятия и воображения.
Воспитатель группы ТНР: Касимова У.Я
Иркутск 2024
Развитие эмоциональной сферы у детей 5-7 лет
Эмоции – процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к
существующим или возможным ситуациям.
На
протяжении
дошкольного
возраста
происходит
изменение
содержания
эмоций,
трансформация
эмоциональных
переживаний,
появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и
структуры деятельности ребенка. Под влиянием различных продуктивных
видов
деятельности,
ознакомления
с
окружающей
природой
и
музыкой
развиваются
эстетические
эмоции,
как
способность
воспринимать,
чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях
искусства.
Под
влиянием
занятий
и
дидактических
игр
развиваются
интеллектуальные
эмоции:
удивление,
любопытство
(любознательность),
уверенность
или
сомнение
в
своих
мнениях
и
действиях,
радость
от
правильного
решения
задачи,
которые
способствуют
совершенствованию
познавательной
деятельности
дошкольника,
ее
способов
и
приемов.
В
результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные
эмоции,
играющие
большую
роль
в
личностном
развитии
ребенка
и
формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.
Для возраста 5- 7 лет характерны повышение общей эмоциональной
возбудимости,
проявления
негативизма,
оппозиционности,
формирования
различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции
могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь
психологических.
Возраст 6- 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих
внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального
общения.
В
этот
период
закрепляются
позитивные
и
негативные
эмоциональные
реакции.
К
старшему
дошкольному
возрасту
у
ребенка
складываются основные личностные характеристики.
Постепенно
дошкольником
осваиваются
экспрессивные
формы
выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими
выразительными
средствами,
кроме
того,
помогает
ему
глубже
осознать
переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает
развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в
эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
Общие рекомендации по развитию эмоциональной сферы детей
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать
именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение,
взаимодействие
не
будет
эффективным,
если
его
участники
не
способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-
вторых, управлять своими собственными эмоциями.
Объясните ребенку, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и
ребенок
имеет
право
на
проявление
чувств.
Но
нужно
вводить
определенные
правила
проявления
эмоций,
например:
«Ты
вправе
сердиться на друга, но ударить его я тебе не разрешаю».
Тема
Задачи
Наименование форм работы
1. Кто я? Какой я?
Формирование
представлений о себе.
Осознание ребенком
отношения к себе,
собственной внешности.
Своим особенностям и
способностям. Осознание
собственной неповторимости.
Развитие позитивного
самовосприятия.
Игра «Эхо»
Беседа «Чем мы отличаемся,
чем похожи»
Упражнение «Найди пару»
Игра «Художник»
Рисование «Автопортрет»
Игра «Угадай, кто это?» (по
рисункам)
Игра «Услышь свое имя»
2. Мое настроение
Осознание своего настроения,
его многообразия. Развитие
навыков самоконтроля.
Обучение социально
приемлемым способам
выражения своего настроения
Упражнение «Музыкальная
загадка».
Рисование «Радость и грусть»
Психогимнастика – этюды
«Мне грустно», «Мне весело»,
«Обида», «Радость»
Упражнение «Мое
настроение»
Упражнение «Дерево
настроений»
Игра «Школа улыбок»
Пение песни «Улыбка»
3. Настроение других людей
Развитие способности
распознавать настроение
других людей по мимике и
пантомимике. Обучение
выражению своего
эмоционального состояния
художественными приемами.
Упражнение «Угадай
настроение» (с
использованием пиктограмм)
Испорченный
видеомагнитофон.
Психогимнастика. Этюды
«Новая кукла», «Баба Яга», «В
лесу», «Фокус»
Игра «Общее настроение»
Игра «Мы танцуем»
«Рисуем настроение»
4. Волшебная страна
понимания
Ознакомление с
интонированием, как
средством коммуникации.
Развитие внимательности к
другим людям, эмпатии.
Сказка «Волшебная страна»
Беседа «как мы говорим»
Интонационные этюды
(произнесение фразы с
разной интонацией: весело,
грустно, радостно, удивленно
и т.д.)
Игра «Кто тебя позвал, узнай»
Изготовление масок
Игра «Маски»
5. Герои любимых сказок
(мультфильмов)
Игра «Назови героя»
(называние героев знакомых
сказок, обладающих чертой
характера, названной
ведущим)
Знакомство с моральными
чертами характера. Дать
понятие о парности
нравственных качеств.
Развитие соображения.
Психогимнастика. Этюды
«Буратино», «Карабас-
Барабас», «Золушка»,
«Ребята, давайте жить
дружно»
Игра «Сказки на новый лад
(придумывание конца или
нового сюжета)
Игра «Гномы и великаны»
Рисование «Мой любимый
герой»
6. Добрые и злые волшебники
.
Раскрытие сущности
полярных понятий «добро» и
«зло». Развитие оценочного
суждения. Обучение
конструктивным способам.
Снятие напряжения,
связанного с чувством злости
Игровая ситуация «Два
волшебника»
Беседа «Кого называют
добрым, кого называют
злым»
Просмотр фрагмента
мультфильма «Приключение
кота Леопольда». Обсуждение
просмотра.
Психогимнастика «Добрые
волшебники» и «Злые
волшебники»
Игра «Дракон»
Поведенческий тренинг «Как
справиться с гневом» а)
потопать ногами, б) надуть
шарик злостью.
Рисование на тему «Добрый и
злой»
7. Мои хорошие и плохие
поступки
Осознание черт своего
характера, мотивов
собственных поступков.
Развитие адекватной
самооценки, самоконтроля,
произвольности поведения.
Игра «Наоборот»
Беседа «Хорошие и плохие
поступки» (дети по очереди
рассказывают сначала о
хороших поступках, которые
совершели в последнее
время, потом о плохих).
Упражнение «Мешочки с
плохими поступками»
Упражнение «Продолжи
фразу» (метод незаконченных
предложений) Например,
«Когда меня обижают, я …»,
«Я люблю, когда …»
Игра «Волшебные слова»
Игра «Пожалуйста»
8. Я, ты, он, она
Развитие чувства
принадлежности к группе
сверстников. Получение
опыта позитивного
взаимодействия.
Упражнение «Проводник с
именем»
Игра «Похвалилки»
Игра «Менялки»
Игра «Опиши друга»
Игра «Что изменилось»
Игра «Поварята»
Игра «Клубочек»
Задание для работы в группе:
создание коллажа «Наша
группа»
9. Девочки и мальчики
Развитие интереса и
уважительного отношения к
детям противоположного
пола. Освоение навыков поло-
ролевого поведения. Развитие
саморегуляции.
Пальчиковая игра «Дружат в
нашей группе девочки и
мальчики»
Игра «Я знаю пять имен» -
мальчиков, -девочек, – игры
мальчиков и девочек, -
игрушки мальчиков, девочек,
– предметы одежды.
Слушание песни «Из чего же»
Моделирование и
разрешение проблемных
ситуаций: – девочке не
хватило стула, – мальчик
ударил девочку, -девочка
дразнит мальчика.
Упражнение «Молодец и
умница»
Подвижная игра «Стрижи и
ласточки»
10. Я и мои друзья
Раскрытие сущности понятий
«друг» и «дружба».
Расширение опыта
позитивного взаимодействия.
Ритмическая игра «Я и мои
друзья!»
Чтение рассказа Толстого
«Два товарища». Анализ
прочитанного (как бы ты
поступил)
Упражнение «Закончи фразу»
«Друг всегда…», «Друг
никогда….» (метод
незаконченных предложений)
Игра «Газета»
Игра «На мостике»
Рисование «Портрет лучшего
друга»
11. Если вы поссорились
Обучение анализу причин
конфликтных ситуаций,
конструктивным способам их
разрешения. Развитие
саморегуляции.
Игра «Если «да» – похлопай,
если «нет» – потопай»
Чтение стихотворения
«Поссорились»
Беседа «Почему люди
ссорятся?»
Упражнение «Драка» (на
расслабление)
Игра «Руки знакомятся, руки
мирятся»
Игра «Обзывалки»
12. Веселое путешествие
Расширение опыта
позитивного взаимодействия
со сверстниками, развитие
чувства общности, доверия.
Упражнение «Опиши друга»
Игра «Ладонь в ладонь»
(усложненный вариант с
препятствиями»
Игра «Змейка»
Подвижная игра «Тропинка»
Игра «Встреча»
Игра «Лабиринты»
Тренинг взаимодействия
«Наш общий дом»
Упражнение «Подарки»
13. Вместе веселее
Расширение опыта
позитивного взаимодействия
со сверстниками, развитие
чувства общности, доверия.
Игра «Гусеница»
Игра «Небоскреб»
Игра «Двое с одним мелком»
Игра «Жмурки с
колокольчиком»
Игра «Что нового»
Игра «Топ-хлоп»
Мы танцуем.
14. Не хочу, не буду
Развитие умения
анализировать свои поступки,
эмоциональное состояние.
Просмотр фрагмента
мультфильма «Упрямые
козы» (или чтение сказки»
Психогимнастика «Упрямые
козы»
Игра «Сказка наоборот»
(вежливые, веселые, добрые
козы)
Поведенческий тренинг (ответ
на просьбу мамы, сестры,
брата, товарища)
Игра «Два Барана»
15. «Трудные» слова
Развитие автономности
поведения, умения
противостоять давлению,
говорить «нет».
Упражнение «Войди в круг,
выйди из круга»
Сказка о мальчике, который
не умел говорить «нет».
Поведенческий тренинг
«Учимся говорить «нет».
Предложения, на которые
легко ответить «нет».
Предложения, на которые
трудно ответить «нет»
Беседа «Когда трудно сказать
«нет»
Упражнение «Мне нравится,
когда …., мне не нравится,
когда ….»
16. Как правильно себя вести.
Обучение детей
элементарным навыкам
безопасного поведения,
способам отреагирования
страха.
Рассказ «Как Маша
потерялась»
Беседа «А как бы поступил
ты?»
Разыгрывание ситуаций: –
дядя с конфетами (куклой,
машиной), – новый друг, –
звонок в дверь, -мамина
знакомая.
Игра «Кричалки, молчалки,
шепталки»
Рисование «Боюсь – не
боюсь»
17. Я и моя семья
Беседа «Зачем человеку
семья»
Формировать положительное
отношение к членам семьи.
Закреплять навыки
конструктивного поведения в
конфликтных ситуациях.
Упражнение «За что меня
любит мама (папа)?»
Этюды «Дружная семья»,
«Ссора».
Разыгрывание ситуаций
(мальчик разрисовал мелом
пол, девочка разбила
любимую мамину вазу)
Рисование на тему «Моя
семья» или «Мир мамы, мир
папы».
18. Мир взрослых
Развитие интереса к миру
взрослых, осознание своего
Игра «Хорошо-плохо» (быть
взрослым – хорошо или
места в мире взрослых.
Развитие эмпатии,
коммуникативных навыков
плохо?)
Игра «Интервью»
Игра «Что сначала, что потом»
Имитационная игра
«Походки»
Игра «Старенькая бабушка»
Беседа об отношении к
пожилым людям.
Подвижная игра «Бабушка
Маланья»
19. Когда я буду взрослым
Поддержание интереса к
миру взрослых, расширение
представлений о
деятельности людей.
Воспитание уважительного
отношения к труду.
Развитие пантомимики.
Упражнение «Когда я буду
взрослым…» (метод
незавершенных
предложений)
Игра «Чьи вещи?»
Чтение стихотворения Дж.
Родари «Чем пахнут
ремесла?». Беседа по
содержанию.
Игра «Что мы делаем,
покажем» (пантомима)
Рисование «Каким я буду,
когда вырасту»
20. Все мы – волшебники
Поддержание дружелюбного
отношения к окружающим,
желание совершать хорошие
поступки. способствовать
формированию адекватной
самооценки.
Упражнение «Закончи фразу»
(если я был волшебником)
Игра «Сотворение чуда»
Игра «Цветик-семицветик»
Рисование на тему «Мое
желание»
Игры, используемые в работе
с детьми по программе.
Картотека игр
Название
Цели
Описание игры и
комментарии
Художник
Развитие интереса к
сверстникам и
наблюдательности.
Количество играющих: два и
более.
Ребенок представляет, что он
художник. Его задача –
внимательно рассмотреть
того, кого он будет рисовать, а
потом отвернуться и описать
его словами. Другие дети по
описанию должны догадаться,
о ком идет речь.
Комментарий: в процессе
игры обращается внимание
детей на правильное
использование терминов
(например глаза карие, а не
коричневые, волосы –
каштановые и т.д.) «Портрет»
должен касаться только
внешних особенностей того
или иного ребенка.
Услышь свое имя
Развитие скорости реакции.
Описание игры: играющие
становятся в круг, спинами
внутрь круга. Игрок, у
которого в руках мяч, бросает
его в круг, называя при этом
имя. Названный ребенок
должен повернуться лицом
внутрь круга и поймать мяч.
Победителем становится тот,
кто ловил мяч чаще других.
Комментарий: часто в порыве
игры первый участник очень
сильно забрасывает мяч, и
названный ребенок не может
его поймать. В таком случае с
детьми оговариваются
штрафы, которые будут
накладываться на первых
игроков. Это может быть и
чтение стихотворения, и
прыжки на одной ноге по
кругу – все зависит от
участников.
Змейка.
Описание игры: выбирают
водящего, он становится во
главе «змейки», которую
образуют игроки, становясь в
ряд лицом в одну сторону.
Водящий бежит по
причудливой траектории,
Развитие ловкости и
координации, умения
действовать согласованно.
Возраст: любой, но
предпочтительно
одинаковый.
Количество играющих: 10 и
закручивая «змейку». Его цель
– заставить играющих
расцепить руки. Такие дети из
игры выбывают. Выигрывают
те, кто дольше всех
продержится в «змейке».
Комментарий: взрослый
занимает либо позицию
делая резкие повороты и
более.
наблюдателя, либо позицию
судьи, который следит за
соблюдением целостности
«змейки» и выводит
нарушивших правила игроков.
Оказываясь в ситуации, в
которой необходимо и в
прямом и в переносном
смысле держаться друг за
друга, дети приобретают опыт
проживания различных
ситуаций, учатся не бояться
общения, согласовывать свои
действия.
Тропинка.
Развитие умения действовать
сообща, в команде.
Количество играющих: четное
Описание игры: дети делятся
на две команды, число
игроков в которых равно.
Дети каждой команды
берутся за руки, образуя
круги, и под музыку идут
вправо. Как только музыка
смолкнет, они
останавливаются и выполняют
задания, которые дает
ведущий:
«Тропинка!» – дети кладут
руки на плечи
впередистоящему, приседают
и наклоняют головы вниз;
«Копна!»- дети соединяют
руки в центре своего круга;
«Кочки!» – все приседают,
обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в
любом порядке – как ему
захочется. Команда, все
игроки которой первыми
справились с заданием,
получает очко. Выигрывает
команда, у которой наберется
наибольшее количество
очков.
Комментарий: игра
направлена на развитие у
детей способности
действовать совместно друг с
другом, умения добиваться
результата, согласовывая свои
действия в соответствии с
правилами. Она будет
полезна как конфликтным
детям, так и замкнутым
Гусеница
.
Развитие чувства
сплоченности, моторной
ловкости, тактильной
чувствительности.
Количество играющих: трое и
более.
Необходимые
приспособления: мячики по
количеству играющих.
Описание игры: детям
предлагается стать. Положив
руки друг другу на плечи,
первый ребенок держит
мячик на вытянутых руках,
остальные зажимают мячики
между своими животами и
спиной соседа. Дотрагиваться
руками до мяча строго
запрещается. Образовавшая
«гусеница» должна пройти по
определенному маршруту,
который указывает взрослый
или первый ребенок.
Менялки.
Развитие внимания, быстроты
реакции.
Количество играющих: не
менее 4-х, лучше – больше.
Необходимые
приспособления: стулья,
которых должно быть на один
меньше, чем играющих.
Описание игры: участники
садятся на стулья в круг.
Оставшийся без стула –
ведущий. ведущий должен
найти общий признак у детей
и предложить им поменяться
местами: «Меняются местами
те, у кого… (рубашка в
клеточку, бантики, короткая
стрижка и т.д.)». Дети,
имеющие такой признак,
должны быстро поменяться
местами. Цель ведущего –
занять освободившееся
место. Тот, кто остался без
стула, становится ведущим.
Комментарий: высокая
эмоциональная
насыщенность делает игру
увлекательной и
захватывающей. Поэтому дети
могут проявлять
двигательную неловкость,
сталкиваясь друг с другом. В
связи с этим взрослый может
ввести в игру систему
штрафов, которая поможет
детям регулировать свое
поведение.
Клубочек.
.
Развитие коммуникативных
навыков.
Количество играющих: группа
детей.
Необходимые
приспособления: клубок
ниток.
Описание игры: дети садятся в
полукруг. Взрослый
становится в центре и,
намотав на палец нитку,
бросает ребенку клубочек,
спрашивая при этом о чем-
нибудь (как тебя зовут, что ты
любишь, чего ты боишься).
Ребенок ловит клубок,
наматывает нитку на палец,
отвечает на вопрос и задает
вопрос, передавая клубок
следующему игроку. Если
ребенок затрудняется с
ответом, он возвращает
клубок ведущему.
Комментарий: эта игра
помогает детям увидеть
общие связи между ними, а
взрослому помогает
определить, у кого из детей
есть трудности в общении.
Она будет полезна
малообщительным детям,
также ее можно использовать
в группах малознакомых
участников.
Ведущим может быть выбран
и ребенок.
Когда все участники
соединились ниточкой,
взрослый должен
зафиксировать их внимание
на том, что все люди чем-то
похожи и это сходство найти
достаточно легко. И всегда
веселее, когда есть друзья
Поварята.
Эта игра помогает снять
мышечные зажимы,
скованность через легкий
имитационный массаж.
Развитие коммуникативных
навыков, чувства
принадлежности к группе.
Количество играющих: группа
детей.
Описание игры: все дети
встают в круг – это «кастрюля»
или «миска». Затем дети
договариваются, что они
будут «готовить» – су, компот,
салат и т.д. Каждый
придумывает, чем он будет:
картошкой, мясом, морковкой
или чем-нибудь еще.
Ведущий – взрослый, он
выкрикивает название
ингредиентов. Названный
впрыгивает в круг, следующий
компонент берет за руку его и
т.д. Когда все дети снова
окажутся водном круге, игра
заканчивается, можно
приступить к приготовлению
нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если
ведущий будет выполнять
какие-либо действия с
«продуктами»: резать,
крошить, солить, поливать и
т.д. Можно имитировать
закипание, перемешивание.
Зеркала.
Развитие наблюдательности и
коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа
детей.
Описание игры: выбирается
ведущий. Он становится в
центре, дети обступают его
полукругом. Ведущий может
показывать любые движения,
играющие должны повторить
их. Если ребенок ошибается,
он выбывает. Победивший
ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо
напомнить детям, что они –
«зеркало» ведущего, т.е.
должны выполнять движения
той же рукой (ногой), что и он
На мостике.
Развитие коммуникативных
навыков, моторной ловкости.
Количество играющих: две
команды.
Описание игры: взрослый
предлагает детям пройти по
мостику через пропасть. Для
этого на полу или на земле
чертится мостик – полоска
шириной 30-40 см. По
условию, по «мостику»
должны с двух сторон
навстречу друг другу идти
одновременно два человека,
иначе он перевернется. Также
важно не переступать через
черту, иначе играющий
считается свалившимся в
пропасть и выбывает из игры.
Вместе с ним выбывает и
второй игрок (потому что
когда он остался один, мостик
перевернулся). Пока два
ребенка идут по «Мостику»,
остальные за них активно
«болеют».
Комментарий: притупив к
игре, дети должны
договориться о темпе
движения. Следить за
синхронностью, а при встрече
на середине мостика –
аккуратно поменяться
местами и дойти до конца
Чьи вещи?
Развитие умения
перевоплощаться,
расширение и уточнение
знаний о различных
профессиях.
Количество играющих: 5-6
Необходимые
приспособления: атрибуты
различных профессий:
градусник, кастрюля,
гармошка, катушка и т.д.
Описание игры: взрослый
говорит детям, что к ним
приходили представители
разных профессий и каждый
что-то забыл. Он просит
играющих помочь
разобраться, назвав
профессию обладателя той
или иной вещи. Ответивший
правильно получает этот
предмет, играет с ним
дальше, изображая, как он
работает.
Комментарий: по мере
увлечения возраста детей
сюжет может развиваться и
усложняться через
обнаружение детьми
взаимосвязей между
профессиями. Например,
чтобы пекарь мог печь хлеб,
ему нужна мука, ее, в свою
очередь, должен привозить
шофер и т.д.
Интересно понаблюдать за
взаимоотношениями детей,
поставленных в ситуацию
необходимости налаживания
контакта. Это помогает лучше
понять личностные
особенности ребенка,
выявить его проблемы
Интервью.
Развитие коммуникативных
навыков, активного словаря,
умения вступать в диалог.
Количество играющих: трое и
более.
Необходимые
приспособления: стул.
Описание игры: дети
выбирают ведущего, а затем,
представляя, что они –
взрослые люди, по очереди
становятся на стульчик и
отвечают на вопросы, которые
им будет задавать ведущий.
Ведущий просит ребенка
представиться по имени-
отчеству, рассказать о том, где
и кем он работает, есть ли у
него дети, какие имеет
увлечения и т.д.
Комментарий: на первых
этапах игры дети часто
затрудняются в подборе
вопросов. В этом случае
взрослый роль ведущего
берет на себя, предлагая
детям образец диалога.
Вопросы могут касаться чего
угодно, но необходимо
помнить, что разговор должен
быть «взрослым»
Головомяч.
Развитие навыков
сотрудничества в парах или
тройках.
Количество играющих: любое
четное.
Необходимые
приспособления: мяч для
каждой пары детей.
Описание игры: дети ложатся
на живот на пол парами, так,
чтобы головы оказались
рядом. Точно между
головами нужно положить
мяч. Цель игры – встать, не
уронив мяч. Мяч нельзя
трогать руками!
Усложнить игру можно,
предложив поднимать мяч
втроем. После этого можно
поставить эксперимент:
каково самое большое число
детей. При котором можно
поднять мяч?
Комментарий: игра
достаточно трудна для
дошкольников, еще не
обладающих хорошо развитой
координацией. Но тем не
менее она интересна как
возможность достичь
определенного результата
совместными усилиями.
Исходное положение, из
которого начинается игра,
можно менять в зависимости
от уровня развития навыков
детей.
Небоскреб.
Развитие умения
договариваться, работать в
команде.
Количество играющих: 5-6.
Необходимые
приспособления: складной
метр; 2-3 деревянных кубика
(можно – разного размера) на
каждого ребенка
Описание игры: дети садятся в
круг, а в центре круга им
необходимо построить
небоскреб. Дети по очереди
кладут свои кубики (по
одному за ход). При этом они
могут обсуждать, куда лучше
положить кубик, чтобы
небоскреб не упал. Если хотя
бы один кубик упадет,
строительство начинается
сначала. Взрослый,
наблюдающий за ходом
строительства, периодически
измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в
данной игре занимает место
стороннего наблюдателя. Он
может вмешаться в ход игры
только в случае
возникновения
неконструктивного конфликта.
Дети должны самостоятельно
попытаться найти общий язык,
преследуя игровую цель:
построить как можно более
высокую башню, более или
менее устойчивую. В конце
игры взрослый может
провести аналогию между
башней и командной работой,
поясняя детям, что дружба и
умение приходить к единому
решению – это та основа,
которая может удерживать
башню от падения, а группу –
от развала.
Если «да» – похлопай, если
«нет» – потопай.
Развитие коммуникативных
навыков детей, развитие
слухового внимания.
Количество играющих: двое и
более.
Описание игры: взрослый
называет предложения, а
дети должны оценить их и
показать свое отношение,
похлопав в ладоши, если они
согласны, или потопав
ногами, если утверждение
неверно.
«Рома навестил бабушку и так
обрадовался, что обиделся на
нее»
«Саша отнял игрушку у Пети и
побил его, Петя поссорился с
ним»
«Лене очень нравился
Сережа, поэтому она его
побила»
«Максим подарил Даше
конфеты, и она очень
обрадовалась»
«Сережа увидел, что Максим
подарил Даше конфеты,
обиделся, что сам не сделал
этого поэтому поссорился с
Максимом» Комментарий: в
конце игры взрослый говорит
детям, что обида и злость
дружат со ссорой, а ссоры
делают человека одиноким,
так как с ним никто не хочет
разговаривать или играть.
Ситуации можно подбирать из
непосредственное жизни
детей. Наверняка их будет
немало.
Эта игра наглядно
демонстрирует эффективность
и многофункциональность
игровой деятельности
вообще, так как в ней можно
соединять. Казалось бы,
разные вещи.
Обзывалки.
Необходимые
приспособления: мячик.
Мячик передавать нужно
быстро, нельзя долго
задумываться.
Развитие коммуникативных
навыков, снятие
отрицательных эмоций.
Количество играющих: не
менее двух.
Описание игры: детям
предлагается, передавая друг
другу мячик, обзывать друг
друга необидными словами,
например названиями
овощей или фруктов, при этом
обязательно называть имя
того, кому передается мячик:
«А ты, Лешка – картошка», «а
ты Иришка – редиска», «А ты,
Вовка – морковка» и т.д.
Обязательно предупредить
детей, что на эти обзывалки
нельзя обижаться, веди это
игра. Завершать игру
обязательно хорошими
словами: «А ты Маринка –
картинка», «А ты, Антошка –
солнышко», т.д.
Комментарий: перед началом
игры можно провести с
детьми беседу об обидных
словах, о том, после чего
люди обычно обижаются и
начинают обзываться.
Радость и грусть.
Развитие эмоциональной
сферы, умения
дифференцировать эмоции и
чувства других людей.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети
внимательно рассматривают
рисунки. А потом
раскладывают их в два ряда –
радость и грусть – в
зависимости от цветовой
гаммы.
Комментарий: основная
задача взрослого – помочь
детям рассказать о своих
чувствах, возникших по
поводу того или иного
рисунка, объяснить, почему
один рисунок они считают
веселым, а другой – грустным
Музыкальная загадка.
Развитие воображения,
эмпатийных способностей.
Количество играющих: любое
четное.
Необходимые
приспособления: аудиозапись
музыкальных произведений.
Описание игры: дети слушают
кассету с записью какого-то
музыкального произведения,
а потом они должны сказать.
Какую картину задумал
взрослый.
Комментарий: игру можно
немного видоизменить. Если
предложить детям сначала
нарисовать в процессе
прослушивания картину, а
потом уже рассказать о том,
почему у них возникли
именно такие образы.
Старенькая бабушка
Развитие коммуникативных
навыков, доверия, эмпатии,
развитие моторной ловкости.
Количество играющих: 8-10.
Описание игры: дети
разбиваются на две команды
– бабушки (дедушки) и внуки
(внучки). «Старичкам»
завязывают глаза – они очень
старенькие, поэтому ничего
не видят и не слышат и их
Необходимые
приспособления: платки для
завязывания глаз.
надо непременно отвести к
врачу. Идти придется через
улицу с сильным движением.
Проводить бабушек и
дедушек должны их внуки
(внучки), постаравшись, чтобы
их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а
несколько детей становятся
«машинами», бегая по
«улице» туда-сюда. Задача
внуков – не только перевести
«старичков» через дорогу, но
и показать доктору (его роль
играет кто-то из детей), и
купить лекарство в аптеке, а
затем привести домой.
Комментарий: перед началом
игры можно побеседовать с
детьми о необходимости
оказания помощи пожилым
людям, бабушкам и
дедушкам. Нужно
потренироваться в принятии
характерной позы.
В процессе игры взрослый
регулирует взаимоотношения
между играющими. Бабушки
(дедушки) должны
довериться внукам, машины
должны соблюдать правила.
Список используемой литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – С-Пб, 2001.
Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М., 2001.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы
эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.
Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного
возраста. – Ростов-на-Дону, 2006.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. - М.,2005.
Лютова Е.Н., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2001.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
Семенака С.Н. Уроки добра. – М., 2002.
Фопель Н. Как научить детей сотрудничать – М., 2000.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005.
«Тренировка на успех» В. Волков, М. Аромштам, Обруч N 1/1999.