Автор: Хафизова Елена Александровна Должность: преподаватель хора Учебное заведение: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования Населённый пункт: город Катав-Ивановск Челябинская область Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства 5 лет обучения Тема: "Основы музыкальной грамоты и сольфеджио" Раздел: дополнительное образование
Муниципальная казённая образовательная организация дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
«Основы музыкальной грамоты
и сольфеджио»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
(5-летний срок обучения)
Катав-Ивановск
2014 г.
2
Содержание
Пояснительная записка.
1.
Содержание учебного предмета.
2.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
3.
Формы и методы контроля, система оценок.
4.
Методическое обеспечение учебного процесса.
5. Список литературы
Пояснительная записка.
Учебный
предмет
«Основы
музыкальной
грамоты
и
сольфеджио»
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
в
области музыкального искусства входит в предметную область «Учебные
предметы
исполнительской
подготовки».
Данный
предмет
способствует
3
музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего
музыкального
кругозора,
формированию
музыкального
вкуса.
Эта
дисциплина воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству
русских
композиторов-классиков,
советских
композиторов,
лучших
представителей
зарубежной
музыки,
развивает
их
музыкальные
данные
(слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального
искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.
Полученные на уроках «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио»
знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте,
по слушанию музыки, хоровому ансамблю.
Программа
учебного
предмета
«Основы
музыкальной
грамоты
и
сольфеджио»
разработана
на
основе
учебной
типовой
программы
по
сольфеджио для детских музыкальных школ и школ искусств (МК СССР,
1984).
Цель
учебной
программы:
развитие
музыкально-творческих
способностей
учащегося
на
основе
приобретенных
им
знаний,
умений,
навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства.
Задачи учебной программы:
формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на
развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма,
музыкального
восприятия
и
мышления,
художественного
вкуса,
формирование
знаний
музыкальных
стилей,
владение
профессиональной
музыкальной терминологией;
формирование
навыков
самостоятельной
работы
с
музыкальным
материалом;
воспитание творческой активности и эмоциональной отзывчивости на
исполняемую музыку.
4
Срок освоения программы по учебному предмету «Основы музыкальной
грамоты
и
сольфеджио»
для
детей,
поступающих
в
первый
класс
образовательного учреждения в возрасте от 6,5 до 12 лет, составляет пять лет.
Продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения
составляет 35 недель в год.
Учебные занятия по предмету «Основы музыкальной грамоты и
сольфеджио» проводятся 2 раза в неделю в течение 1 часа. Основной формой
проведения
уроков
являются
групповые
занятия
преподавателя
с
учащимися. Продолжительность урока 45 минут.
Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего
часов
Классы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
Полугодия
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350
Самостоятельная
работа
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350
Максимальная
учебная нагрузка
64
76
64
76
64
76
64
76
64
76
700
Учебный план.
Класс
Кол-во
часов в
неделю
Формы контроля
I полугодие
II полугодие
1
1
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
2
1
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
3
1
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
4
1
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
5
1
Текущая аттестация
Итоговая аттестация
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-
тематический план, содержание предмета, требования к уровню подготовки
5
обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое
обеспечение учебного предмета список литературы.
«Пояснительная
записка»
содержит
краткую
характеристику
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном
процессе,
срок
реализации учебного предмета, объём учебного времени, предусмотренного
учебным планом ДШИ, форма проведения учебных аудиторных занятий, цель
и
задачи
учебного
предмета.
Раздел «Содержание
учебного
предмета»
отражает
распределение
учебного
материала
учащихся
по
классам.
«Требования к уровню подготовки обучающихся» разработаны на основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих
программ
в
области
искусств». В разделе «Формы и методы контроля обучающихся, система
оценок» сформулированы требования к организации и форме проведения
текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости учащихся. В
разделе «Методическое
обеспечение»
даны
методические
рекомендации
педагогическим
работникам,
обоснование
методов
организации
образовательного
процесса.
Раздел «Список
литературы »
состоит
из
перечня нотной и методической литературы.
I. Учебно-тематический план
Учебно-тематический
план
содержит
примерное
распределение
учебного
материала
каждого
класса
в
течение
всего
срока
обучения.
Преподаватель
может
спланировать
порядок
изучения
тем
исходя
из
особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся
педагогических традиций.
При
планировании
содержания
занятий
необходимо
учитывать,
что
гармоничное
и
эффективное
развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти,
музыкального
мышления
возможно
лишь
в
случае
регулярного
о б р а щ е н и я
н а
ка ж д ом
у р о ке
к
р а з л и ч н ы м
ф о рма м
р а б о т ы
6
(сольфеджирование,
слуховой
анализ,
запись
диктантов,
интонационные,
ритмические, творческие упражнения).
1 класс
№
№
Наименование
раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимал
ьная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторны
е занятия
Первое полугодие
I четверть
1
Повторение
материала 3 класса.
Урок
7,5
3
4,5
2
Тональность Ля
бемоль мажор.
Урок
5
2
3
3
Уменьшённое
трезвучие.
Урок
5
2
3
4
Ритм четверть с
точкой и две
шестнадцатые.
Урок
2,5
1
1,5
5
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
II четверть
6
Главные трезвучия
лада.
Урок
5
2
3
7
Увеличенное
трезвучие.
Урок
5
2
3
8
Тональность фа
минор.
Урок
5
2
3
9
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
Второе полугодие
III четверть
10
Тональность Ми
мажор.
Урок
5
2
3
11
Чтение с листа.
Урок
5
2
3
12
Обращения главных
трезвучий лада.
Урок
5
2
3
12
13
Тональность до диез
минор.
Урок
7,5
3
4,5
14
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
IV четверть
15
Доминантовый
септаккорд.
Урок
5
2
3
16
Размер 6/8.
Урок
10
4
6
17
Повторение.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
18
Текущий контроль.
Урок
2,5
1
1,5
ИТОГО:
82,5
33
49,5
5 класс
Первое полугодие
I четверть
1
Повторение
материала 4 класса.
Урок
7,5
3
4,5
2
Тональности Ля
мажор, фа- диез
минор.
Урок
2,5
1
1,5
3
Простые интервалы.
Урок
2,5
1
1,5
4
Синкопа.
Урок
2,5
1
1,5
5
Пунктирный ритм.
Урок
5
2
3
6
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
II четверть
7
Тональности Ми
бемоль мажор и до
минор.
Урок
5
2
3
8
Главные трезвучия
лада.
Урок
5
2
3
13
9
Ритмические
фигуры с
залигованными
нотами
Урок
5
2
3
10
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
Второе полугодие
III четверть
11
Буквенные
обозначения
тональностей.
Урок
5
2
3
12
Тональности Ля
бемоль мажор и фа
минор.
Урок
2,5
1
1,5
13
Триоль.
Урок
2,5
1
1,5
14
Обращения главных
трезвучий лада.
Урок
5
2
3
15
Тональности Ми
мажор и до диез
минор.
Урок
5
2
3
16
Доминантовый
септаккорд.
Урок
2,5
1
1,5
17
Текущий контроль.
Контрольный
урок
2,5
1
1,5
IV четверть
18
Повторение.
Урок
7,5
3
4,5
19
Письменные
контрольные
работы.
Урок
5
2
3
20
Текущий контроль.
Контрольный
урок
5
2
3
21
Резервный урок.
Урок
2,5
1
1,5
ИТОГО:
82,5
33
49,5
14
II. Содержание учебного предмета.
1 класс
Понятие о высоких и низких звуках. Регистр.
Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано.
Названия звуков.
Нотный стан.
Формирование навыков нотного письма.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тональность, тоника, тоническое трезвучие.
Мажор и минор (сопоставление одноименных ладов).
Аккорд.
Тон, полутон.
Строение мажорной гаммы.
Скрипичный и басовый ключи.
Диез, бемоль.
Ключевые знаки.
Тональности До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.
Тональность ля минор – для подвинутых групп.
Транспонирование.
Темп.
Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Такт, тактовая черта, сильная доля.
Длительности:
четверть,
две
восьмые,
половинная,
половинная
с
точкой в простых ритмических группах.
Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая.
Затакт четверть, две восьмые.
Фраза.
15
2 класс
Тональности до 2-х знаков в ключе.
Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тетрахорд.
Бекар.
Переменный лад.
Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 .
Обращение трезвучий.
Тоническое трезвучие с обращениями
Секвенция.
Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.
Ритмическая группа четыре шестнадцатых.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и
восьмая (для подвинутых групп).
Затакты четверть, две восьмые, одна восьмая.
3 класс
Тональности до 3 знаков в ключе.
Обращения интервалов и трезвучий.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и
восьмая.
Пунктирный ритм.
Размер 3/8.
Интервалы м6, б6 ; м.7, б.7.
4 класс
Тональности до 4 знаков в ключе.
Главные трезвучия лада.
Трезвучия главных ступеней с обращениями.
Уменьшённое и увеличенное трезвучие.
16
Доминантовый септаккорд.
Ритмическая группа восьмая с точкой и две шестнадцатые.
Размер 6/8.
5 класс
Тональности до 4 знаков в ключе.
Триоль.
Синкопа.
Буквенные обозначения звуков (тональностей).
Доминантовый септаккорд с разрешением.
Ритмические группы с залигованными нотами.
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио»
является
приобретение
обучающимися
следующих
знаний,
умений
и
навыков:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие
у
обучающегося
художественного
вкуса,
сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма,
з н а н и я
м у з ы к а л ь н ы х
с т и л е й ,
с п о с о б с т ву ю щ и х
т в о р ч е с ко й
самостоятельности:
- первичные
теоретические
знания,
в
том
числе,
профессиональной
музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные примеры, записывать простые
музыкальные
построения
с
использованием
навыков
слухового
анализа,
слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- навыки
владения
элементами
музыкального
языка
(исполнение
на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
17
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
Цели
аттестации:
установить
соответствие
достигнутого
учеником
уровня знаний и умений на определенном этапе обучения.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на
уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную
организацию
домашних
занятий.
При
выставлении
оценок
учитываются
качество
выполнения
предложенных
заданий,
инициативность
и
самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения
ученика.
Особой
формой
текущего
контроля
является
контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный
контроль
–
контрольный
урок
в
конце
каждого
учебного года.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
Виды и содержание контроля :
-
устный
опрос
(индивидуальный
и
фронтальный),
включающий
основные
формы
работы
–
сольфеджирование
одноголосных
примеров,
чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в
тональности, интонационные упражнения;
-
самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта,
слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
-
«конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента,
сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.)
Критерии оценки
Уровень
приобретенных
знаний,
умений
и
навыков
должен
соответствовать программным требованиям.
18
Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного
на
них
времени,
что
демонстрирует
приобретенные
учеником
умения
и
навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по
сложности материале при однотипности задания.
Для
аттестации
учащихся
используется
дифференцированная
5-
балльная система оценок.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без
ошибок
в
пределах
отведенного
времени
и
количества
проигрываний.
Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей
или записи хроматических звуков.
Оценка
4
(хорошо)
-
музыкальный
диктант
записан
полностью
в
пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3
ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое
количество недочетов.
Оценка
3
(удовлетворительно)
-
музыкальный
диктант
записан
полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний,
допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но
больше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в
пределах
отведенного
времени
и
количества
проигрываний,
допущено
большое
количество
грубых
ошибок
в
записи
мелодической
линии
и
ритмического
рисунка,
либо
музыкальный
диктант
записан
меньше,
чем
наполовину.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка
5
(отлично)
–
чистое
интонирование,
правильное
дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.
19
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие
погрешности
в
интонировании,
ошибки
в
дирижировании,
ошибки
в
теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией,
грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка
2
(неудовлетворительно)
-
грубые
ошибки,
невладение
интонацией, отсутствие теоретических знаний.
Контрольные требования на разных этапах обучения
На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями
программы, должны уметь:
-
записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,
-
сольфеджировать разученные мелодии,
-
пропеть простую незнакомую мелодию с листа,
-
определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
-
строить
пройденные
интервалы
и
аккорды
в
пройденных
тональностях письменно, устно и на фортепиано;
-
анализировать
музыкальный
текст,
используя
полученные
теоретические знания;
-
знать необходимую терминологию.
Примерные требования на итоговой аттестации в 5 классе.
Письменно:
-
написать
несложный
диктант
в
объеме
8
тактов
в
пройденных
тональностях, включая пройденные мелодические и ритмические группы,
движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы.
Устно:
- спеть с листа простую мелодию;
20
- спеть один из видов минорной гаммы;
- спеть от звука вверх пройденные интервалы;
- определить на слух несколько интервалов вне тональности;
- спеть от звука вверх пройденные аккорды;
- спеть в тональности пройденные аккорды;
- определить на слух аккорды вне тональности;
- определить на слух 6-8 интервалов или аккордов.
Данные
задания
могут
быть
вариативны
и
изменяться
в
сторону
упрощения заданий.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
В
этом
разделе
содержатся
методические
рекомендации
для
преподавателя. Рекомендации составлены по основным формам работы для
каждого
класса,
данной
программы
обучения,
а
также
методические
рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
1.
Методические рекомендации педагогическим работникам по
основным формам работы
1 класс
Интонационные упражнения
Выработка
равномерного
дыхания,
умения
распределять
его
на
музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение
песен-упражнений
из
2-3-х
соседних
звуков
с
постепенным
расширением диапазона и усложнением (с названиями нот, на слоги и т.д. по
выбору педагога).
Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение тонического трезвучия с разной последовательностью звуков.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями,
опеваний устойчивых ступеней.
21
Пение мажорного и минорного трезвучия от звука.
Сольфеджирование, чтение с листа
Пение
несложных
песен
с
текстом,
с
сопровождением
и
без
сопровождения.
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.
Пение простых мелодий по нотам, с названием нот и тактированием
(мелодии включают поступенное движение вверх и вниз, повторяющиеся
звуки, скачки на тонику, ритмические длительности – четверть, две восьмые,
половинная) в размер 2/4, половинная с точкой в размере 3/4, целая в размере
4/4, затакт четверть, две восьмые).
Пение мелодий с названием нот и тактированием наизусть.
Ритмические упражнения
Повторение
данного
ритмического
рисунка
условно
выбранными
слогами, простукиванием.
Простукивание,
повторение
слогами
ритмического
рисунка
прослушанной мелодии.
Простукивание,
исполнение
на
слоги
записанного
ритмического
рисунка
(использование
ритмических
карточек,
таблиц
на
усмотрение
педагога).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, различных ритмических групп с
восьмыми, четвертями, половинными.
Навыки тактирования и дирижирования.
Использование
ритмического
остинато
как
аккомпанемента
к
выученным
песням
(возможно
с
использованием
шумовых
ударных
инструментов).
Исполнение простейших ритмических партитур.
Сольмизация музыкальных примеров.
Слуховой анализ
22
Определение
на
слух
и
осознание
в
прослушанном
музыкальном
примере лада, размера, сильных и слабых долей, темпа, количества фраз,
структуры.
Определение на слух различных мелодических оборотов, включающих
в себя поступенное движение вверх и вниз, повторение звука, скачки на
устойчивые звуки.
Определение
на
слух
мажорного
и
минорного
трезвучий
в
мелодическом и гармоническом звучании.
Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
- устные диктанты, воспроизведение на слоги или с названием нот
небольших попевок после проигрывания (с тактированием или без);
- воспитание навыков нотного письма.
Запись:
- ритмического рисунка мелодии,
- мелодий в объеме 2-4 тактов (для продвинутых групп - 8 тактов) в
пройденных
тональностях
с
использованием
пройденных
мелодических
оборотов и ритмических фигур.
Творческие задания
Допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков.
Импровизация простейших мелодий на заданный текст.
Импровизация
и
сочинение
мелодии
на
заданный
ритмический
рисунок.
Запись сочиненных мелодий.
23
2 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм.
Пение верхнего тетрахорда в различных видах минора.
Пение в мажоре и миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней,
мелодических
оборотов,
включающих
опевания,
скачки
на
устойчивые
ступени.
Пение пройденных интервалов (м.2, б.2, м.3, б.3, устойчивые ч.4, ч.5,
ч.8).
Пение простейших секвенций.
Сольфеджирование, чтение с листа
Пение
несложных
песен
с
текстом,
выученных
на
слух
(с
сопровождением фортепиано и без).
Разучивание по нотам мелодий в пройденных тональностях, в размерах
2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Пение с листа простых мелодий с названием нот или на нейтральный
слог, с дирижированием.
Ритмические упражнения
Повторение данного ритмического рисунка на слоги.
Простукивание ритмического рисунка по слуху.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Простукивание ритмического рисунка по записи, по карточкам и т.д.
Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Ритмические
фигуры
четверть
с
точкой
и
восьмая,
четыре
шестнадцатых, в продвинутых группах.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Ритмическое остинато, ритмические партитуры.
Сольмизация нотных примеров.
Ритмические диктанты.
24
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание лада (мажор, минор трех видов),
размера,
особенностей
структуры,
ритма
в
прослушанном
музыкальном
построении.
Определение
мелодических
оборотов,
включающих
движение
по
звукам тонического трезвучия, опевания устойчивых ступеней, разрешения
неустойчивых ступеней в устойчивые.
Определение пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом
звучании.
Определение мажорного и минорного трезвучия в гармоническом и
мелодическом звучании.
Музыкальный диктант
Продолжение
работы
над
развитием
музыкальной
памяти
и
внутреннего слуха (устные диктанты, запись выученных мелодий по памяти).
Письменный диктант в объеме 4-8 тактов с предварительным разбором,
в
пройденных
тональностях,
включающий
знакомые
мелодические
и
ритмические
обороты,
затакты
(две
восьмые,
четверть,
восьмая),
паузы
четвертные, восьмые.
Творческие задания
Досочинение мелодии (на нейтральный слог, с названием звуков).
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
3 класс
Интонационные упражнения
Пение
мажорных
и
минорных
гамм
(три
вида
минора),
отдельных
тетрахордов.
Пение тонических трезвучий с обращениями.
Пение главных трезвучий лада.
25
Пение устойчивых и неустойчивых звуков с разрешениями, опеваний.
Пение пройденных интервалов на ступенях от звука вверх и вниз.
Пение диатонических секвенций, включающих пройденные обороты.
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на
слух и по нотам, с названием звуков и с текстом, включающих основные
изученные
интонационные
обороты
и
ритмические
фигуры,
с
дирижированием.
Пение
с
листа
простых
мелодий
в
пройденных
тональностях,
включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений,
движение
по
звукам
главных
трезвучий
лада,
скачки
на
пройденные
интервалы.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Ритмические упражнения
Ритмиче ские
упражнения
с
использованием
п р о й де н н ы х
длительностей: простукивание ритмического рисунка по нотной записи, по
слуху.
Ритмические фигуры восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и
восьмая, пунктирный ритм в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8, основные ритмические фигуры.
Ритмические партитуры.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
Слуховой анализ
Определение
на
слух
лада,
размера,
структуры,
ритмических
особенностей,
знакомых
мелодических
оборотов
в
прослушанном
музыкальном построении.
Определение на слух интервалов в гармоническом и мелодическом
звучании от звука.
26
Определение
на
слух
мажорного
и
минорного
трезвучия
и
его
обращений в гармоническом и мелодическом звучании, взятых от звука.
Определение на слух функциональной краски главных трезвучий, в
пройденных тональностях.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов,
включающий
знакомые
мелодические
обороты,
ритмические
фигуры,
затакты, в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Творческие задания
Сочинение мелодий на заданный ритм.
Сочинение мелодий на данный текст.
Сочинение мелодии с использованием изученных мелодических и
ритмических оборотов, в пройденных размерах.
Подбор аккомпанемента из предложенных аккордов.
4 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм в пройденных тональностях (до 4 знаков в ключе).
Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов.
Пение трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями,
доминантового септаккорда с разрешением.
Пение ранее пройденных интервалов в тональности и от звука вверх и
вниз.
Пение последовательности интервалов.
27
Сольфеджирование, пение с листа
Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими
оборотами, включающих изученные мелодические и ритмические обороты, в
пройденных тональностях, в пройденных размерах с дирижированием.
Пение
мелодий
с
листа,
в
пройденных
тональностях
и
размерах,
включающих движение по звукам главных трезвучий с обращениями.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с использованием
ритмических групп четверть с точкой и две шестнадцатые.
Ритмический аккомпанемент к исполняемым мелодиям.
Ритмические диктанты.
Сольмизация нотных примеров (выученных и с листа).
Слуховой анализ
Определение
на
слух
лада,
размера,
структуры,
ритмических
особенностей,
знакомых
мелодических
оборотов
в
прослушанном
музыкальном построении.
Определение на слух пройденных интервалов от звука в гармоническом
и мелодическом звучании.
Определение на слух последовательности из 4-5 интервалов.
Определение на слух пройденных аккордов в тональности и от звука.
Музыкальный диктант
Различные формы устных диктантов.
Запись мелодий по памяти.
28
Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов,
включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы в
размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Творческие задания
Сочинение
мелодических
и
ритмических
вариантов
фразы,
предложения.
Сочинение
мелодий
с
использованием
интонаций
пройденных
интервалов, аккордов, мелодических оборотов, включающих движения по
главным трезвучиям и их обращениям.
Подбор баса и аккомпанемента к мелодии из главных аккордов.
Сочинение
мелодий
на
заданный
ритмический
рисунок
или
с
использованием пройденных ритмических оборотов.
5 класс
Интонационные упражнения
Пение всех гамм (мажор – натуральный вид, минор – три вида).
Пение отдельных ступеней и мелодических оборотов.
Пение всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз.
Пение всех пройденных интервалов.
Пение интервальных последовательностей одноголосно.
Пение всех пройденных аккордов от звука и в тональности.
Пение последовательности аккордов одноголосно.
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение
более
сложных
мелодий
в
пройденных
тональностях,
включающих, пройденные ритмические группы, с дирижированием.
Пение с листа мелодий, включающих знакомые мелодические обороты,
с дирижированием.
29
Пение выученных мелодий (песен).
Транспонирование выученных мелодий в другие тональности.
Ритмические упражнения
Ритмические
упражнения
с
использованием
ритмических
групп
с
залигованными нотами, внутритактовых, меджутактовых синкоп в размерах
2/4,
3/4,
4/4,
с
использованием
ритмических
фигур
с
шестнадцатыми
в
размерах 3/8, 6/8.
Двухголосные ритмические упражнения группами.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
Слуховой анализ
Определение
на
слух
лада,
размера,
структуры,
ритмических
особенностей в прослушанном музыкальном построении.
Определение
мелодических
оборотов,
включающих
движение
по
звукам обращений главных трезвучий, доминантового септаккорда.
Определение на слух мелодических оборотов.
Определение на слух всех пройденных интервалов в гармоническом
звучании отдельно от звука.
Определение на слух всех пройденных
аккордов
в
гармоническом
звучании
отдельно
от
звука
или
в
тональности, последовательности из 4-6 аккордов в тональности.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный
диктант
в
объеме
8
тактов,
в
пройденных
размерах,
включающий
изученные
мелодические
обороты,
изученные
ритмические
обороты, синкопы.
Творческие задания
Мелодий с интонациями пройденных интервалов, движением по звукам
изученных аккордов.
30
Подбор аккомпанемента к мелодиям.
2.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся
Самостоятельная
работа
учащихся
по
сольфеджио
основана
на
выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение
домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные
виды
заданий
(сольфеджирование,
интонационные
упражнения,
теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в
неделю.
Целесообразно
равномерно
распределять
время
на
выполнение
домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это
10-20 минут в день.
Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с
заданий,
в
которых
прорабатывается
новый
теоретический
материал
и
с
упражнений
на
развитие
музыкальной
памяти
(выучивание
примеров
наизусть,
транспонирование),
чтобы
иметь
возможность
несколько
раз
вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.
Должное
время
необходимо
уделить
интонационным
упражнениям
и
сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту
своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или
на своем инструменте).
Организация занятий
Самостоятельные
занятия
по
сольфеджио
являются
необходимым
условием
для
успешного
овладения
теоретическими
знаниями,
формирования
умений
и
навыков.
Самостоятельная
работа
опирается
на
домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный
31
момент
материал
и
закрепление
пройденного,
а
также
включать
разные
формы работы:
- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
- сольфеджирование мелодий по нотам,
- разучивание мелодий наизусть,
- транспонирование,
-
интонационные
упражнения
(пение
гамм,
оборотов,
интервалов,
аккордов),
- исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом,
- игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,
- ритмические упражнения,
-
творческие
задания
(подбор
баса,
аккомпанемента,
сочинение
мелодии, ритмического рисунка).
Объем
задания
должен
быть
посильным
для
ученика.
Необходимо
разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от
урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны
выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку
лучше
с
той
части
задания,
которая
предусматривает
проработку
новых
теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти
(заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые
вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в
течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно
показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания
(как
разучить
одноголосный,
двухголосный
пример,
как
прорабатывать
интервальные,
аккордовые
последовательности,
интонационные
упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать
над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные
музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая
музыкальные построения.
32
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература
1.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
2.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка»,
1993
3.
Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
4.
Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
5.
Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка», 2010
6.
Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО
«Престо», 2007
7.
Золина
Е.,
Синяева
Л.,
Чустова
Л.
Сольфеджио.
Интервалы.
Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
8.
Золина
Е.,
Синяева
Л.,
Чустова
Л.
Сольфеджио.
Музыкальный
синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
9.
Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад.
Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
10. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-
2005
11.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М.
Музыка, 1971
12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М.
Музыка, 1970
13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.
33
15. Металлиди Ж. Сольфеджио.Мы играем, сочиняем и поем.Для 1-7
классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
16. Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009
17. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-
XXI» 2003
18. Панова
Н.
Конспекты
по
элементарной
теории
музыки.
М.
«Престо», 2003
19. Панова
Н.
Прописи
по
сольфеджио
для
дошкольников.
М.
«Престо», 2001
20. Рубец А. Одноголосное сольфеджио
21. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение
для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
22. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
Учебно-методическая литература
1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М. «Музыка», 1991
2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М, 1993.
3. Быканова
Е.
Стоклицкая
Т.
Музыкальные
диктанты
1-4
классы.
ДМШ. М., 1979
4. Музыкальные
диктанты
для
детской
музыкальной
школы
(сост.
Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
5. Ладухин
Н.
1000
примеров
музыкального
диктанта.
М.:
«Композитор», 1993
6. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.:
«Музыка», 1985
7. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999
8. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.
М., 1993
34
9. Жуковская
Г.,
Казакова
Т.,
Петрова
А.
Сборник
диктантов
по
сольфеджио. М., 2007
Методическая литература
1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М.,
«Музыка», 1976
2.
Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие.
М., «Музыка», 2005
3.
Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие.
М., «Музыка», 1981
4.
Калужская
Т.
Сольфеджио
6
класс
ДМШ.
Учебно-методическое
пособие. М., «Музыка», 1988
5.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и
2. М. «Музыка» 1999
35