Автор: Татьяна Анатольевна Габитова
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: г. Северобайкальск, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: «Преподавание общеобразовательной дисциплины Математика с учётом профессиональной направленности образовательных программ»
Раздел: среднее профессиональное
Тема самообразования: «Преподавание общеобразовательной дисциплины
Математика с учётом профессиональной направленности образовательных
программ».
Актуальность
темы.
В сегодняшнем
стремительно
меняющимся
мире
на
первое
место
выходят:
потребность
быстро
реагировать на все
изменения,
умение самостоятельно находить,
анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как
это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности
на
основе
прикладных
знаний».
Одним
из
ее
видов
является
математическая
грамотность.
«Математическая
грамотность
–
способность
человека
определять
и
понимать
роль
математики
в
мире,
в
котором
он
живет,
высказывать
хорошо
обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
в
настоящем
и
будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Исходя из концепции развития профессионального образования в Российской Федерации,
очень
важно
понимать,
что
развитие
всех
направлений
нашего
общества
немыслимо
без
математического
образования
и
математической
грамотности
всего
населения.
Математика
как
фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для ключевых компетенций специалиста.
Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил
фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел
навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. В
соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математике в СПО должна показывать
практическое значение математики, учить студентов применять теоретические знания для решения
конкретных задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной специальности.
Обучение математике в учреждениях системы СПО обязательно должно включать профильный
компонент, который способствует положительной мотивации изучения данного предмета, повышает
его значимость при дальнейшем освоении учебных дисциплин профессиональной направленности и
за счет этого сделает профессиональную подготовку более эффективной. Основной мотив, который
необходимо сформировать у студентов - это потребность в знаниях по математике при освоении
специальности.
Цель:
способствовать
формированию
и
развитию
математической
грамотности
у
обучающихся
через
применение
различных
образовательных
технологий
с
учетом
профессиональной направленности.
Задачи:
изучение теоретических аспектов темы;
прохождение курсов повышения квалификации;
исследование накопленного опыта других педагогов;
разработка и усовершенствование рабочих программ;
обновление
методических
разработок
занятий
(поурочное
планирование)
с
учётом
профессиональной направленности;
создание банка практико-ориентированных задач, погружающих в реальные жизненные или
производственные ситуации;
составление и усовершенствование базы учебных презентаций;
формирование библиотеки электронных учебников;
повышение качества электронных модулей проверки знаний;
проведение
открытых
уроков
и
внеклассных
мероприятий
с
учетом
профессиональной
направленности;
проведение самоанализа и самооценки собственных уроков;
повышение качества учебно-методических материалов;
обновление сайта преподавателя математики и использование в учебном процессе;
участие в мероприятиях, направленных на обобщение и распространение собственного опыта.
Предполагаемые результаты самообразования:
повышение качества преподавания дисциплины «Математика»;
повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся;
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
создание
модели
учебного
процесса,
погружающего
обучающегося
в
практико-
ориентированную деятельность;
осознание обучающимися значимости математического образования для повседневной жизни
и профессиональной деятельности:
повышение
уровня
математической
компетентности
обучающихся,
обеспечивающей
готовность к использованию полученных знаний для решения профессиональных задач.
Этапы реализации темы самообразования:
№
этапа
Учеб.
год
Название этапа
Цель этапа
1.
2020-
2021
Диагностико-
прогностический
Изучение
научно-методической
и
психолого-
педагогической литературы по теме самообразования.
2.
2021-
2022
Организационно-
практический
Разработка рабочей программы;
подготовка материально-технической базы;
подготовка
методического
обеспечения:
дидактических
материалов, тестов, поурочных планов и т. п.;
реализация рабочей программы;
отслеживание промежуточных результатов.
3.
2022-
2023
Корректировочно-
обобщающий
Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических
процедур;
обработка полученных данных;
соотнесение полученных результатов с планируемыми.
При необходимости корректировка рабочей программы.
4.
2023-
Внедренческий
Внедрение
в
образовательный
процесс,
разработка
2026
методического обеспечения темы самообразования.
5.
2026-
2027
Подведение итогов
Обобщение
и
распространение
опыта
работы,
анализ
результативности.
Основные
направления,
в
которых
педагог
должен
совершенствоваться
и
заниматься
самообразованием:
профессиональное (теория преподавания предмета);
психолого-педагогическое (индивидуальные особенности студента);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
информационное (компьютерные технологии, Интернет-ресурсы);
коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический
такт).
Наиболее эффективными формами работы по самообразованию является индивидуальная и
групповая форма. Групповая форма работы: консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия,
курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы, методические объединения, панорамы
опыта, презентации. Индивидуальные формы работы (инициатором является сам педагог): работа с
литературой, изучение эффективного педагогического опыта, анализ собственной деятельности и др.
Формы подведения итогов работы по самообразованию.
Реализация темы самообразования.
Этап реализации темы самообразования – внедренческий.
Выделяются основные виды работы по реализации профессиональной направленности при
обучении математике:
1.
Разработка
рабочих
программ
с
учетом
профессиональной
направленности.
2.
Включение
в
большинство
тем
дисциплины
профессионально-ориентированного
содержания
(содержание прикладного модуля), в рамках которого студенты выполняют задания, связанные с
формированием
общих
компетенций,
а
также
одной
или
нескольких
профессиональных
компетенций.
3. Руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся с учетом профессиональной
направленности.
4.
Проведение
открытых
уроков,
внеклассных
мероприятий
с
использованием
современных
педагогических
технологий
и
с
учетом
профессиональной
направленности.
5. Проведение бинарных уроков, позволяющих формировать умения и знания одновременно по
математике
и
общепрофессиональным
дисциплинам
(«Техническая
механика»,
«Инженерная
графика» и т.д.).
6. Повышение квалификации.
Профессиональная, практическая направленность обучения математике.
Реализовывать профессиональную направленность преподавания математики в системе СПО,
учитывая при этом специфику многих разноплановых отраслей, возможно следующими приемами:
ознакомление
с
широким
спектром
практических
областей
применения
изучаемого
материала;
решение задач с содержанием, которое непосредственно связано со спецификой отрасли и с
производственными процессами;
выполнение практических работ, сопряженных с производственным процессом, применяя при
этом математические методы;
проведение
исследовательских
конкурсов
и
творческих
работ,
раскрывающих
геометрическую
сущность
и
назначение
производственных
объектов
с
изготовлением
наглядных пособий, схем, чертежей.
применение
математических
знаний
и
умений
для
выполнения
внеаудиторных
самостоятельных
работ,
темы
которых
могут
быть
связаны
с
общепрофессиональными
дисциплинами и профессиональными модулями;
создание системы задач, направленных на расширение знаний о трудовой деятельности и
осознанной ориентации в профессиональной среде.
В процессе подготовки к уроку преподаватель постоянно сталкивается с проблемой отбора
задач.
Правильно
подобранные
задачи
повышают
вовлеченность
студентов
в
образовательный
процесс, их заинтересованность профессией или специальностью.
Рекомендации к выбору задач:
ситуация, описываемая в задаче, должна быть обучающимся понятна;
в содержании задачи должны быть преимущественно знакомые термины, а новые обязательно
расшифрованы;
дополненное
в
текст
задачи
профессионально
значимое
содержание
может
изменять
ее
компоненты.
Например,
отношения
между
исходными
и
искомыми
данными,
при
этом
необходимо оставлять возможность применения изучаемого математического аппарата для
нахождения метода решения;
обязательным условием включения в систему профессионально-прикладных задач должно
быть соответствие программе курса математики образовательного учреждения системы СПО;
профессионально значимое содержание, которым могут наполняться математические задачи,
должно быть логическим продолжением образовательного курса.
Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении
математики разработано недостаточно.
Процесс
обучения
математике
стараюсь
построить
так,
чтобы
вызвать
у
обучающихся
стремление применять полученные знания и умения в новых условиях, действовать инициативно,
добиваться осуществления поставленных задач, уметь отстаивать свою точку зрения по какому-либо
вопросу, опираясь на знания и жизненный опыт. Профессиональный характер может быть заложен в
тексте задачи или выражен с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструмента и т.п.
При составлении задач, ориентированных на связь с профессией, большое внимание придаю
их
формулировке,
так
как
форма
постановки
задачи
определенным
образом
направляет
познавательную
деятельность
учащихся.
Решение
задач
с
профессиональной
направленностью
способствует
формированию
у
обучающихся
умений
находить
в
профессиональной
ситуации
существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие,
использовать
его
в
новых
условиях.
Поэтому
задачи
с
профессиональной
направленностью
предусматривают умения применять теоретические положения к решению практических задач, а
также на развитие пространственного воображения, вычислительных навыков и графических умений
учащихся, расширяют их профессиональный кругозор, формируют умения и навыки при работе с
измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.
Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может быть предложено
студентам на различных этапах урока. Решение задач на этапах восприятия и осмысления нового
материала имеет целью пробудить у студентов потребность в расширении знаний.
Решая
и
анализируя
задачи
на
этапах
закрепления
и
повторения
материала,
студенты
овладевают
способностями
применения
знаний
на
практике,
и
более
глубоко
усваивают
его
содержание.
При проверке усвоения материала решение задач с производственным содержанием позволяет
установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.
Особое
внимание
необходимо
уделить
задачам,
используемым
на
этапе
мотивации,
их
содержание должно быть профессионально ориентировано.
Для
специальностей
23.02.03
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного
транспорта,
23.02.07
Техническое
обслуживание
и
ремонт
двигателей,
систем
и
агрегатов
автомобилей
можно
рассмотреть
применение
геометрии:
чтобы
изготовить
шестеренку, надо
окружность
разделить
на
n-равных
частей. Для
того,
чтобы
зеркало
фар
отражало
лучи
параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в
определенной
точке
находится
лампочка.
Параболоид
вращения
–
это
поверхность,
которая
образуется при вращении параболы вокруг ее оси.
Для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений важными
темами математики
являются темы,
связанные с
арифметическими вычислениями,
процентами,
производной функцией, применением производной функции и интеграла, вычислением площадей и
объемов
многогранников
и
тел
вращения;
все
темы
по
геометрии
–
как
планиметрия,
так
и
стереометрия,
а
также
умение
работать
с
формулами,
единицами
измерения.
На
1
курсе
рассматриваются несколько видов несложных задач, которые чаще всего встречаются в деятельности
строителя-практика. С подобными проблемами может столкнуться и любитель, желающий сделать
ремонт в квартире или небольшую постройку на дачном
участке, и профессионал. Среди них
выделяются следующие основные виды задач с профессиональной направленностью: определение
площади нестандартной формы; определение количества и стоимости расходного материала; задачи
на оптимизацию расходов в строительном деле. На 2 курсе рассматриваются задачи на выполнение
земляных работ и расчет строительных конструкций.
Для профессии 43.01.09 Повар, кондитер необходимо уметь производить калькуляцию и учет
продуктов питания, определять влажность продуктов, рассчитывать калорийность и дневную норму
питания, определять процент отходов при первичной обработке продуктов, определять процент
потерь при тепловой обработке продуктов, составлять технологические и калькуляционные карты.
Поэтому важны математические знания и умения решать задачи на определение концентрации
веществ и процентное соотношение.
Для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, с
числами
разных
видов
и
знаков.
Из
геометрических
знаний
-
виды
и
свойства
взаимного
расположения
плоскостей,
расположения
плоскостей
в
угловых
соединениях
и
научиться
оперировать ими применительно к своей профессии; уметь производить расчет площадей и объемов
изделий, расчеты количества материалов, идущего на изготовление изделия и еще многое другое.
Студентам
необходимо
научиться
производить
точные
расчеты
длины
сварных
швов
при
изготовлении
ёмкостей разной формы,
уметь увидеть фигуры вращения и их
сечения в
узлах
стропильных ферм из круглых труб, научиться производить расчет расхода электродного материала
с учетом размеров электродов, рассчитать материал и массу изделий.
Для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
при изучении дисциплины Железные дороги студенты знакомятся с верхним и нижним строением
пути, где применяются такие понятия, как усечённая пирамида, радиус кривой, касательная, понятие
тангенса угла, хорды. Знакомство с этими понятиями происходит на уроках математики. Студентам
необходимо
научиться производить
анализ методов
расчета
тормозных
усилий,
их влияние на
безопасность и эффективность работы на железной дороге. Владеть формулами для расчета скорости
движения поездов и их влияние на график движения.
Для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте важно знать,
сколько в рабочем парке путей и какова их длина; зная эти параметры, он должен уметь рассчитать
массу и условную длину поезда, для чего ему необходимы математические знания.
Таким образом, решение задач профессионального характера на
уроках способствует развитию
интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает
прикладной, реально ощутимый характер математики.
ВЫВОД:
Усиление
практической
направленности
преподавания
–
одна
из
основных
задач,
поставленных
перед
системой
профессионального
образования.
Превращение
науки
в
непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-
математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями, они
выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий.
Поэтому
профессиональная
направленность
становится
необходимым
условием
преподавания
общеобразовательных предметов в учреждениях СПО. Профессиональная направленность обучения
даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на
развитие
техники
и
технологии,
на
эффективность
производственной
деятельности
квалифицированного рабочего.