Напоминание

«Преподавание общеобразовательной дисциплины Математика с учётом профессиональной направленности образовательных программ»


Автор: Татьяна Анатольевна Габитова
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: г. Северобайкальск, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: «Преподавание общеобразовательной дисциплины Математика с учётом профессиональной направленности образовательных программ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема самообразования: «Преподавание общеобразовательной дисциплины

Математика с учётом профессиональной направленности образовательных

программ».

Актуальность

темы.

В сегодняшнем

стремительно

меняющимся

мире

на

первое

место

выходят:

потребность

быстро

реагировать на все

изменения,

умение самостоятельно находить,

анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как

это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и

деятельности

на

основе

прикладных

знаний».

Одним

из

ее

видов

является

математическая

грамотность.

«Математическая

грамотность

способность

человека

определять

и

понимать

роль

математики

в

мире,

в

котором

он

живет,

высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

в

настоящем

и

будущем

потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Исходя из концепции развития профессионального образования в Российской Федерации,

очень

важно

понимать,

что

развитие

всех

направлений

нашего

общества

немыслимо

без

математического

образования

и

математической

грамотности

всего

населения.

Математика

как

фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для ключевых компетенций специалиста.

Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил

фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел

навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. В

соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математике в СПО должна показывать

практическое значение математики, учить студентов применять теоретические знания для решения

конкретных задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной специальности.

Обучение математике в учреждениях системы СПО обязательно должно включать профильный

компонент, который способствует положительной мотивации изучения данного предмета, повышает

его значимость при дальнейшем освоении учебных дисциплин профессиональной направленности и

за счет этого сделает профессиональную подготовку более эффективной. Основной мотив, который

необходимо сформировать у студентов - это потребность в знаниях по математике при освоении

специальности.

Цель:

способствовать

формированию

и

развитию

математической

грамотности

у

обучающихся

через

применение

различных

образовательных

технологий

с

учетом

профессиональной направленности.

Задачи:

изучение теоретических аспектов темы;

прохождение курсов повышения квалификации;

исследование накопленного опыта других педагогов;

разработка и усовершенствование рабочих программ;

обновление

методических

разработок

занятий

(поурочное

планирование)

с

учётом

профессиональной направленности;

создание банка практико-ориентированных задач, погружающих в реальные жизненные или

производственные ситуации;

составление и усовершенствование базы учебных презентаций;

формирование библиотеки электронных учебников;

повышение качества электронных модулей проверки знаний;

проведение

открытых

уроков

и

внеклассных

мероприятий

с

учетом

профессиональной

направленности;

проведение самоанализа и самооценки собственных уроков;

повышение качества учебно-методических материалов;

обновление сайта преподавателя математики и использование в учебном процессе;

участие в мероприятиях, направленных на обобщение и распространение собственного опыта.

Предполагаемые результаты самообразования:

повышение качества преподавания дисциплины «Математика»;

повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся;

развитие коммуникативных способностей обучающихся;

создание

модели

учебного

процесса,

погружающего

обучающегося

в

практико-

ориентированную деятельность;

осознание обучающимися значимости математического образования для повседневной жизни

и профессиональной деятельности:

повышение

уровня

математической

компетентности

обучающихся,

обеспечивающей

готовность к использованию полученных знаний для решения профессиональных задач.

Этапы реализации темы самообразования:

этапа

Учеб.

год

Название этапа

Цель этапа

1.

2020-

2021

Диагностико-

прогностический

Изучение

научно-методической

и

психолого-

педагогической литературы по теме самообразования.

2.

2021-

2022

Организационно-

практический

Разработка рабочей программы;

подготовка материально-технической базы;

подготовка

методического

обеспечения:

дидактических

материалов, тестов, поурочных планов и т. п.;

реализация рабочей программы;

отслеживание промежуточных результатов.

3.

2022-

2023

Корректировочно-

обобщающий

Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических

процедур;

обработка полученных данных;

соотнесение полученных результатов с планируемыми.

При необходимости корректировка рабочей программы.

4.

2023-

Внедренческий

Внедрение

в

образовательный

процесс,

разработка

2026

методического обеспечения темы самообразования.

5.

2026-

2027

Подведение итогов

Обобщение

и

распространение

опыта

работы,

анализ

результативности.

Основные

направления,

в

которых

педагог

должен

совершенствоваться

и

заниматься

самообразованием:

профессиональное (теория преподавания предмета);

психолого-педагогическое (индивидуальные особенности студента);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

информационное (компьютерные технологии, Интернет-ресурсы);

коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);

личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический

такт).

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию является индивидуальная и

групповая форма. Групповая форма работы: консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия,

курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы, методические объединения, панорамы

опыта, презентации. Индивидуальные формы работы (инициатором является сам педагог): работа с

литературой, изучение эффективного педагогического опыта, анализ собственной деятельности и др.

Формы подведения итогов работы по самообразованию.

Реализация темы самообразования.

Этап реализации темы самообразования – внедренческий.

Выделяются основные виды работы по реализации профессиональной направленности при

обучении математике:

1.

Разработка

рабочих

программ

с

учетом

профессиональной

направленности.

2.

Включение

в

большинство

тем

дисциплины

профессионально-ориентированного

содержания

(содержание прикладного модуля), в рамках которого студенты выполняют задания, связанные с

формированием

общих

компетенций,

а

также

одной

или

нескольких

профессиональных

компетенций.

3. Руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся с учетом профессиональной

направленности.

4.

Проведение

открытых

уроков,

внеклассных

мероприятий

с

использованием

современных

педагогических

технологий

и

с

учетом

профессиональной

направленности.

5. Проведение бинарных уроков, позволяющих формировать умения и знания одновременно по

математике

и

общепрофессиональным

дисциплинам

(«Техническая

механика»,

«Инженерная

графика» и т.д.).

6. Повышение квалификации.

Профессиональная, практическая направленность обучения математике.

Реализовывать профессиональную направленность преподавания математики в системе СПО,

учитывая при этом специфику многих разноплановых отраслей, возможно следующими приемами:

ознакомление

с

широким

спектром

практических

областей

применения

изучаемого

материала;

решение задач с содержанием, которое непосредственно связано со спецификой отрасли и с

производственными процессами;

выполнение практических работ, сопряженных с производственным процессом, применяя при

этом математические методы;

проведение

исследовательских

конкурсов

и

творческих

работ,

раскрывающих

геометрическую

сущность

и

назначение

производственных

объектов

с

изготовлением

наглядных пособий, схем, чертежей.

применение

математических

знаний

и

умений

для

выполнения

внеаудиторных

самостоятельных

работ,

темы

которых

могут

быть

связаны

с

общепрофессиональными

дисциплинами и профессиональными модулями;

создание системы задач, направленных на расширение знаний о трудовой деятельности и

осознанной ориентации в профессиональной среде.

В процессе подготовки к уроку преподаватель постоянно сталкивается с проблемой отбора

задач.

Правильно

подобранные

задачи

повышают

вовлеченность

студентов

в

образовательный

процесс, их заинтересованность профессией или специальностью.

Рекомендации к выбору задач:

ситуация, описываемая в задаче, должна быть обучающимся понятна;

в содержании задачи должны быть преимущественно знакомые термины, а новые обязательно

расшифрованы;

дополненное

в

текст

задачи

профессионально

значимое

содержание

может

изменять

ее

компоненты.

Например,

отношения

между

исходными

и

искомыми

данными,

при

этом

необходимо оставлять возможность применения изучаемого математического аппарата для

нахождения метода решения;

обязательным условием включения в систему профессионально-прикладных задач должно

быть соответствие программе курса математики образовательного учреждения системы СПО;

профессионально значимое содержание, которым могут наполняться математические задачи,

должно быть логическим продолжением образовательного курса.

Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении

математики разработано недостаточно.

Процесс

обучения

математике

стараюсь

построить

так,

чтобы

вызвать

у

обучающихся

стремление применять полученные знания и умения в новых условиях, действовать инициативно,

добиваться осуществления поставленных задач, уметь отстаивать свою точку зрения по какому-либо

вопросу, опираясь на знания и жизненный опыт. Профессиональный характер может быть заложен в

тексте задачи или выражен с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструмента и т.п.

При составлении задач, ориентированных на связь с профессией, большое внимание придаю

их

формулировке,

так

как

форма

постановки

задачи

определенным

образом

направляет

познавательную

деятельность

учащихся.

Решение

задач

с

профессиональной

направленностью

способствует

формированию

у

обучающихся

умений

находить

в

профессиональной

ситуации

существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие,

использовать

его

в

новых

условиях.

Поэтому

задачи

с

профессиональной

направленностью

предусматривают умения применять теоретические положения к решению практических задач, а

также на развитие пространственного воображения, вычислительных навыков и графических умений

учащихся, расширяют их профессиональный кругозор, формируют умения и навыки при работе с

измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.

Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может быть предложено

студентам на различных этапах урока. Решение задач на этапах восприятия и осмысления нового

материала имеет целью пробудить у студентов потребность в расширении знаний.

Решая

и

анализируя

задачи

на

этапах

закрепления

и

повторения

материала,

студенты

овладевают

способностями

применения

знаний

на

практике,

и

более

глубоко

усваивают

его

содержание.

При проверке усвоения материала решение задач с производственным содержанием позволяет

установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.

Особое

внимание

необходимо

уделить

задачам,

используемым

на

этапе

мотивации,

их

содержание должно быть профессионально ориентировано.

Для

специальностей

23.02.03

Техническое

обслуживание

и

ремонт

автомобильного

транспорта,

23.02.07

Техническое

обслуживание

и

ремонт

двигателей,

систем

и

агрегатов

автомобилей

можно

рассмотреть

применение

геометрии:

чтобы

изготовить

шестеренку, надо

окружность

разделить

на

n-равных

частей. Для

того,

чтобы

зеркало

фар

отражало

лучи

параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в

определенной

точке

находится

лампочка.

Параболоид

вращения

это

поверхность,

которая

образуется при вращении параболы вокруг ее оси.

Для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений важными

темами математики

являются темы,

связанные с

арифметическими вычислениями,

процентами,

производной функцией, применением производной функции и интеграла, вычислением площадей и

объемов

многогранников

и

тел

вращения;

все

темы

по

геометрии

как

планиметрия,

так

и

стереометрия,

а

также

умение

работать

с

формулами,

единицами

измерения.

На

1

курсе

рассматриваются несколько видов несложных задач, которые чаще всего встречаются в деятельности

строителя-практика. С подобными проблемами может столкнуться и любитель, желающий сделать

ремонт в квартире или небольшую постройку на дачном

участке, и профессионал. Среди них

выделяются следующие основные виды задач с профессиональной направленностью: определение

площади нестандартной формы; определение количества и стоимости расходного материала; задачи

на оптимизацию расходов в строительном деле. На 2 курсе рассматриваются задачи на выполнение

земляных работ и расчет строительных конструкций.

Для профессии 43.01.09 Повар, кондитер необходимо уметь производить калькуляцию и учет

продуктов питания, определять влажность продуктов, рассчитывать калорийность и дневную норму

питания, определять процент отходов при первичной обработке продуктов, определять процент

потерь при тепловой обработке продуктов, составлять технологические и калькуляционные карты.

Поэтому важны математические знания и умения решать задачи на определение концентрации

веществ и процентное соотношение.

Для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, с

числами

разных

видов

и

знаков.

Из

геометрических

знаний

-

виды

и

свойства

взаимного

расположения

плоскостей,

расположения

плоскостей

в

угловых

соединениях

и

научиться

оперировать ими применительно к своей профессии; уметь производить расчет площадей и объемов

изделий, расчеты количества материалов, идущего на изготовление изделия и еще многое другое.

Студентам

необходимо

научиться

производить

точные

расчеты

длины

сварных

швов

при

изготовлении

ёмкостей разной формы,

уметь увидеть фигуры вращения и их

сечения в

узлах

стропильных ферм из круглых труб, научиться производить расчет расхода электродного материала

с учетом размеров электродов, рассчитать материал и массу изделий.

Для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

при изучении дисциплины Железные дороги студенты знакомятся с верхним и нижним строением

пути, где применяются такие понятия, как усечённая пирамида, радиус кривой, касательная, понятие

тангенса угла, хорды. Знакомство с этими понятиями происходит на уроках математики. Студентам

необходимо

научиться производить

анализ методов

расчета

тормозных

усилий,

их влияние на

безопасность и эффективность работы на железной дороге. Владеть формулами для расчета скорости

движения поездов и их влияние на график движения.

Для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте важно знать,

сколько в рабочем парке путей и какова их длина; зная эти параметры, он должен уметь рассчитать

массу и условную длину поезда, для чего ему необходимы математические знания.

Таким образом, решение задач профессионального характера на

уроках способствует развитию

интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает

прикладной, реально ощутимый характер математики.

ВЫВОД:

Усиление

практической

направленности

преподавания

одна

из

основных

задач,

поставленных

перед

системой

профессионального

образования.

Превращение

науки

в

непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-

математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями, они

выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий.

Поэтому

профессиональная

направленность

становится

необходимым

условием

преподавания

общеобразовательных предметов в учреждениях СПО. Профессиональная направленность обучения

даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на

развитие

техники

и

технологии,

на

эффективность

производственной

деятельности

квалифицированного рабочего.



В раздел образования