Напоминание

«Развитие физического воспитания в школе»


Автор: Султреков Ренат Асхатович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Чарковская СОШИ им. В.Г. Майнашева"
Населённый пункт: аал Чарков
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие физического воспитания в школе»
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Развитие физического воспитания в школе

»

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид

человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно

высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие

общественных

отношений,

формирование

человека

как

личности.

В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О

спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на

изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики,

историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань

моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем

физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное

развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают

как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на

формирование

здорового,

физически

совершенного,

социально

активного

поколения.

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего

развития физических и духовных сил, повышение трудоспособности, продления

творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В

процессе

физического

воспитания

осуществляется

морфологическое

и

функциональное совершенствование организма человека, развитие физических

качеств, формирование двигательных умений, навыков, специальной системы

знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни.

Физические упражнения влияют на продуктивность работы, они способствуют

высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. Регулярные

занятия

определенными

видами

спорта

и

физическими

упражнениями,

правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению

умственной трудоспособности студентов, совершенствованию ряда необходимых

им качеств — глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной,

зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций. Физическая культура и

спорт является важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма

на производстве.

Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не

только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или

особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни

(как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению

двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою

очередь —

к

снижению

тренированности

организма,

которая

сопутствует

снижению

умственной

и

физической

трудоспособности,

снижению

сопротивления организма человека к заболеваниям.

Физическая

культура

и

спорт

имеют

в

своем

распоряжении

большие

возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий

совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При

этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и

не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.

Моральное

воспитание. Физическое

воспитание

органично

связано

с

моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных

соревнований

человек

имеет

большие

физические

нагрузки,

которые

способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость,

самообладание,

решительность,

уверенность

в

своих

силах,

выдержка,

дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят

целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому

занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему

коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как

честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам

спортивной этики.

Умственное воспитание. Систематические занятия физической культурой и

спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности.

Освоение современных учебных программ, например, для студентов вуза связано

со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической

подготовленности

является

одним

из

важных

факторов,

обеспечивающих

стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года.

Установлено, что в системе « состояние организма — оптимальная физическая

нагрузка — умственная трудоспособность » последнее звено находится в прямой

зависимости от двух первых. Замечено так же, что такие показатели, как объем

внимания,

памяти,

количество

умственных

операций

у

недостаточно

тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются. В этот

период

особенно

важным

для

поддержания

умственной

трудоспособности

является обеспечение беспрерывности занятий физическими упражнениями и

спортом с учетом физического состояния каждого студента и регулированием в

связи с этим тренировочных нагрузок, а также обеспечение на занятиях

позитивного эмоционального фона.

Трудовое

воспитание. Суть

трудового

воспитания

заключается

в

последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые

определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе.

Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение

к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно

в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда

спортсмены

для

достижения

результатов

в

физической

или

спортивной

подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то

есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность,

настойчивость

в

достижении

поставленной

цели

и

трудолюбие,

которые

воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в

дальнейшем на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно

знакомится с проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений

формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более

утонченными,

энергичными,

красивыми.

Многие

занимаются

спортом,

руководствуясь не только определенными практическими целями — укрепить

здоровье,

установить

рекорд

и

т.п.

В

значительной

мере

их

привлекает

возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности

постоянно наблюдать прекрасное и самим творить его в виде совершенных по

красоте движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом.

Связь занятий физической культурой и спортом с эстетическим воспитанием

имеет действенный характер, потому, что позволяет не только формировать

внешне красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание

морально — волевых качеств, эстетики поступков и поведения в современном

обществе.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране

и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне

развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать

исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди

которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность,

потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в

общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде

единая социальная личность.

Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в

процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между

различными

видами

воспитания,

которые

должны

учитываться

и

целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в

двух основных положениях:

1).

Обеспечение

единства

всех

сторон

воспитания,

формирующих

гармонически

развитую

личность. В

процессе

физического

воспитания

и

смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный

подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного

и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические

качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную

ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности.

Комплексное

использование факторов физической культуры необходимо для полного общего

развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и

основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием

широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В

соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания

необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую

очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека,

направленным на изменение окружающей среды и самого себя

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и

спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого –

сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного –

здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые

сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих

факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных

процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения,

воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые,

закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило,

успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не

пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека

как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно

влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и

девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в

организме,

но

в

значительной

мере

определяют

выработку

нравственных

убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих

духовный мир человека.

Список литературы:

1.

Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.:

Высш. школа, 1983

2.

Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.



В раздел образования