Автор: Султреков Ренат Асхатович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Чарковская СОШИ им. В.Г. Майнашева"
Населённый пункт: аал Чарков
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие физического воспитания в школе»
Раздел: полное образование
Тема: «Развитие физического воспитания в школе
»
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид
человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно
высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие
общественных
отношений,
формирование
человека
как
личности.
В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О
спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на
изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики,
историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань
моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем
физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное
развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают
как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на
формирование
здорового,
физически
совершенного,
социально
активного
поколения.
Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего
развития физических и духовных сил, повышение трудоспособности, продления
творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В
процессе
физического
воспитания
осуществляется
морфологическое
и
функциональное совершенствование организма человека, развитие физических
качеств, формирование двигательных умений, навыков, специальной системы
знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физические упражнения влияют на продуктивность работы, они способствуют
высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. Регулярные
занятия
определенными
видами
спорта
и
физическими
упражнениями,
правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению
умственной трудоспособности студентов, совершенствованию ряда необходимых
им качеств — глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной,
зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций. Физическая культура и
спорт является важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма
на производстве.
Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не
только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или
особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни
(как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению
двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою
очередь —
к
снижению
тренированности
организма,
которая
сопутствует
снижению
умственной
и
физической
трудоспособности,
снижению
сопротивления организма человека к заболеваниям.
Физическая
культура
и
спорт
имеют
в
своем
распоряжении
большие
возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий
совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При
этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и
не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.
Моральное
воспитание. Физическое
воспитание
органично
связано
с
моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных
соревнований
человек
имеет
большие
физические
нагрузки,
которые
способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость,
самообладание,
решительность,
уверенность
в
своих
силах,
выдержка,
дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят
целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому
занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему
коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как
честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам
спортивной этики.
Умственное воспитание. Систематические занятия физической культурой и
спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности.
Освоение современных учебных программ, например, для студентов вуза связано
со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической
подготовленности
является
одним
из
важных
факторов,
обеспечивающих
стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года.
Установлено, что в системе « состояние организма — оптимальная физическая
нагрузка — умственная трудоспособность » последнее звено находится в прямой
зависимости от двух первых. Замечено так же, что такие показатели, как объем
внимания,
памяти,
количество
умственных
операций
у
недостаточно
тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются. В этот
период
особенно
важным
для
поддержания
умственной
трудоспособности
является обеспечение беспрерывности занятий физическими упражнениями и
спортом с учетом физического состояния каждого студента и регулированием в
связи с этим тренировочных нагрузок, а также обеспечение на занятиях
позитивного эмоционального фона.
Трудовое
воспитание. Суть
трудового
воспитания
заключается
в
последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые
определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе.
Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение
к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно
в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда
спортсмены
для
достижения
результатов
в
физической
или
спортивной
подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то
есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность,
настойчивость
в
достижении
поставленной
цели
и
трудолюбие,
которые
воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в
дальнейшем на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно
знакомится с проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений
формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более
утонченными,
энергичными,
красивыми.
Многие
занимаются
спортом,
руководствуясь не только определенными практическими целями — укрепить
здоровье,
установить
рекорд
и
т.п.
В
значительной
мере
их
привлекает
возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности
постоянно наблюдать прекрасное и самим творить его в виде совершенных по
красоте движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом.
Связь занятий физической культурой и спортом с эстетическим воспитанием
имеет действенный характер, потому, что позволяет не только формировать
внешне красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание
морально — волевых качеств, эстетики поступков и поведения в современном
обществе.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране
и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне
развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать
исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди
которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность,
потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в
общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде
единая социальная личность.
Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в
процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между
различными
видами
воспитания,
которые
должны
учитываться
и
целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в
двух основных положениях:
1).
Обеспечение
единства
всех
сторон
воспитания,
формирующих
гармонически
развитую
личность. В
процессе
физического
воспитания
и
смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный
подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного
и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические
качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную
ценность и глубокое содержание;
2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности.
Комплексное
использование факторов физической культуры необходимо для полного общего
развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и
основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием
широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В
соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания
необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую
очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека,
направленным на изменение окружающей среды и самого себя
Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и
спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого –
сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного –
здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые
сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих
факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.
Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных
процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения,
воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые,
закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило,
успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не
пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека
как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно
влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и
девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в
организме,
но
в
значительной
мере
определяют
выработку
нравственных
убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих
духовный мир человека.
Список литературы:
1.
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.:
Высш. школа, 1983
2.
Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.