Авторы: Любовь Алексеевна Захарова, Иванова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "Кингисеппский колледж технологии и сервиса"
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Методическая тема преподавателя Кингисеппского колледжа
технологии и сервиса Захаровой Любови Алексеевны
«Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и
литературы»
В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые
учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины
отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием
внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с
особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а
внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом
ребёнка.
Как же заинтересовать обучающихся? Важно найти способ, который
помог бы научить студентов мыслить, дойти до сути, делать нужные и
правильные выводы и обобщения, применять знания на практике.
Систематическое формирование потребности каждого получить глубокие и
прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том
числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность
обучения, сохраняет интерес к предмету.
Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над
вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим
предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
обучающегося?» И это не случайно: новая организация общества, новое
отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление
обучающемся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и
подготовка студента как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности. В основе современного образования лежит активность
обучающегося, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию
творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе активно используются современные образовательные
технологии, дающие возможность повышать качество образования, более
эффективно использовать учебное время. Современные образовательные
технологии позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в
различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать
учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической
дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Поделюсь опытом использования на занятиях русского языка и литературы
проблемно-поисковый метод.
Проблемно-поисковый метод в обучении - такая организация учебного
процесса, которая включает в себя создание проблемной ситуации на уроке,
возбуждение у обучающихся познавательных потребностей и интересов,
развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе
социально-значимых мотивов учения и образования.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии
творческого мышления обучающихся на уроках через использование
проблемно-поисковых методов. Изложение учебного материала методом
проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что
преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает,
анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более
активным и творческим.
Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда
обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить
определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых
знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при
подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой
основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.
Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и
литературы воспитывает познавательный интерес к изучаемому материалу,
активизирует мыслительные способности обучающихся на поиск и
нахождение ответов на вопросы ,возникающие в ходе усвоения
теоретического материала, важного для овладения устной и письменной
речью ,а также для анализа художественного произведения. Китайская
мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю”. Моя задача как учителя, организовать учебную деятельность
таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были
результатом их собственных поисков. Можно выделить четыре главных
условия успешности проблемно-поискового обучения:
-обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к
содержанию проблемы;
-обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе
проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
-значимость информации, получаемой при решении проблемы;
-необходимость доброжелательного общения преподавателя и студента,
диалогическое общение, готовность учителя с вниманием отнестись ко всем
мыслям, высказанным обучающимся.
Этапы проблемного обучения таковы :
Действия учителя
1. Создает проблемную ситуацию.2. Организует размышления над
проблемой и ее формулировкой.3. Организует поиск гипотезы –
предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4.
Организует проверку гипотезы5. Организует обобщение результатов и
применение полученных знаний.
Действия ученика
1.
Осознает противоречия в изучаемом явлении.
2. Формулирует проблему.3. Выдвигает гипотезы, объясняющие
явления.
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные
знания.
Познавательная мыслительная деятельность обучающихся направлена
на приобретение знаний, умений и навыков, в процессе которой дети
учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их,
анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать
выводы . Словом, овладевают такими логическими операциями,
которые необходимы для самостоятельного решения вопросов,
выдвигаемых жизнью.
Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как
при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей
системе развития навыков самостоятельности обучающихся при
изучении русского языка.
Наблюдения за работой обучающихся видишь, что в большинстве
своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или
иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно
осознание его результатов. Умение определить цель работы
приобретается постепенно в процессе выполнения специальных,
последовательно усложняющихся заданий. Например, в упражнении
поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос,
и укажите вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему
вопрос Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола
формы времени, которые возможны”. Образование от каждого глагола
возможных форм времени является новым и представляет новую
ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие
обучающихся. Усложнение задания целесообразно проводить даже
внутри одного вида работы.
Задание "Третий ( четвертый) лишний" допустима практически при
изучении любой темы.. Например, при изучении темы «Личные
окончания глаголов» , смотр...т, ..дышит, мечта..т, стро..т,;ве..т,
убега..т, вид..т. Предлагаю вспомнить правило. Вначале идёт работа по
анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический
вопрос, пробуждающий интерес обучающихся.
Студент , составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким
и запоминающимся текстом получает задание изложить информацию
так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет
и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение
позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и
излагать его так, чтобы понятно было остальным.
Поисковые упражнения могут использоваться как для индивидуальной,
фронтальной, так и для коллективных (парной, групповой,
межгрупповой) форм организации учебного пространства.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые
штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие
способности детей.
Составление схем и таблиц
На уроках русского языка целесообразно и эффективно не только
использование уже готовых схем и таблиц, но и составление
собственных.
В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление
сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При
составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли
в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы
такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить,
выявить существенные и несущественные признаки изучаемых
явлений.
При изучении лексики спросим у учащихся: как проникли к нам
иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или
переносное значение слова? Для учеников это вполне проблемная
задача.
Знания не даю в готовом виде. Широко использую блоки, составление
схем, учащиеся составляют слова, предложения по схемам, творческое
письмо, задания с изменением грамматических форм (например, запись
текста с изменением времени глагола), Итак, при проблемно-
поисковом подходе в обучении создается особое пространство учебной
деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие
закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и
механизм обретения новых знаний о действительности.
Проблемно-поисковая деятельность на уроках литературы
К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы,
чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить
интерес, заставить поразмышлять. Например, при изучении романа–
эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»: почему писатель показал
значительную часть боя глазами Пьера? Что казалось Пьеру странным?
Когда Пьер стал яснее понимать слова солдата: «Всем народом
навалиться хотят»?
Как характеризует Наполеона фраза: «Шахматы поставлены, игра
начнётся завтра»? С какой целью Л. Н. Толстой сравнивает Наполеона
с игроком? Почему автор приводит диспозицию Наполеона и ни слова
не говорит о расположении армии Кутузова?
С проблемно-поисковым методом связан метод проектов. Под учебным
проектом понимается организационная форма работы, которая (в
отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на
изучение законченного учебного раздела и составляет часть
стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика
метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую
деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный
поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность
смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру,
влияющий на становление и развитие целостной личности растущего
школьника.
Проблемно-поисковые технологии могут успешно применяться при
подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Тренировочные тестирования показывают, что затруднения у
студентов, как правило, вызывает не поиск самой ошибки в задании, а
поиски варианта правильного ответа. Для правильного выполнения
ряда заданий в процессе подготовки к экзамену по русскому языку за
курс средней школы вполне уместно применение азов проблемно-
поискового метода. Это как раз те задания, которые не требуют от
студента четкого знания , например, задание , предполагающее твердое
знание орфоэпических норм и не допускающее никаких эвристических
методик. К заданиям, где обучающийся под руководством учителя
можем применить проблемно-поисковые технологии, можно отнести
задание , связанное с таким лексическим явлением как паронимы.
Невозможно потребовать от студента, чтобы он механически зазубрил
все паронимы, хотя пособия предлагают словарики паронимов. И я
использую такие словарики на своих занятиях. В речи происходит
смешение паронимов, что приводит к речевым ошибкам: глиняный
берег (вместо глинистый), костлявая рыба (вместо костистая) и так
далее. Особенно часто студенты смешивают паронимы дипломат-
дипломант-дипломник. Для предотвращения подобных ошибок в
процессе подготовки к экзамену следует предложить студенту
следующий алгоритм работы, опирающийся на метод проблемно-
поисковых технологий.
Например, обучающемуся предложено следующее задание:
В каком из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Конфликт не перешел в вооруженное столкновение благодаря усилиям
ДИПЛОМАТОВ.
Новая книга известного писателя- это сборник
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ рассказов.
Вокруг дома почва была КАМЕНИСТАЯ.
Петр Первый отличался ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ фигурой.
На листьях блестели ДОЖДЛИВЫЕ капли.
Ученикам предлагается проанализировать каждое слово, включая их в
различные словосочетания и отвечая на следующие вопросы учителя:
-дипломаты участвуют в урегулировании конфликтов?
-чем отличается слово автобиографичный от автобиографический?
-а если почва была бы каменная?
-а если фигура была великая?
-что может быть дождливым?- день,- осень, -климат… А капля?
Так путем поискового метода ученик приходит к правильному ответу,
причем приходит самостоятельно. В следующий раз, выполняя
подобное задание, он уже не нуждается в наводящих вопросах учителя,
а ищет ответ самостоятельно, используя уже известный ему поисковый
метод.
Элементы поискового метода могут быть применены и при
выполнении следующих заданий: слитное и раздельное написание слов
различных частей речи, где ученики могут анализировать и
сопоставлять различные написания, использовать лексико-
грамматический анализ (а это тоже поисковая работа).
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и напишите эти два слова.
(И)ТАК, решено взять хулигана на воспитание (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(И)ТАК продолжалось (НА)РЕДКОСТЬ долго.
ВО ЧТО(БЫ) то ни стало приходите, ЧТО(БЫ) поздравить юбиляра.
При выполнении задания №18 тоже можно применять поисковый
метод, так как вводные слова и предложения требуют анализа с точки
зрения наличия, отсутствия грамматической связи с предложением.
Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого
пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает
субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает
способ познания и механизм обретения новых знаний о
действительности.
Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей
и продуктивного мышления обучающегося, формирования приемов
продуктивной деятельности, привития навыков исследовательской и
проектной работы, развития логического мышления, формирования
умения работы со справочной и научной литературой, с современными
источниками информации. Очень важно научить студента (если его не
научила школа) основам самообразования, показывать практическую
направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и
литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему
текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и
значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.