Автор: Круликовская Татьяна Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБОУЛ "ВУВК им. А. П .Киселёва" ( дошкольное отделение) Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: статья Тема: Шумовой оркестр в детском саду Раздел: дошкольное образование
Шумовой оркестр в детском саду.
«Мы посвятили жизнь свою
Профессии столь нужной и прекрасной -
Детей учить искусство чтить,
Воссоздавать его, творить
И каждый раз с любовью страстной».
(Марутян К.А.)
Среди актуальнейших проблем развития современного общества ведущую роль
занимает воспитание музыкально-художественной культуры у детей, так необходимой
для становления и развития личности ребенка. Я считаю, что одним из важнейших
аспектов музыкально -эстетического воспитания дошкольников является
предмет «Шумовой оркестр».
Занятия по предмету «Шумовой оркестр» формируют целый ряд позитивных
качеств, среди которых:
чувство коллективизма,
начальные навыки и умения игры в ансамбле,
преодоление неуверенности и робости,
расширение музыкального кругозора,
развитие природных способностей ( чувство ритма, музыкальной памяти,
мышления, воображения и др.),
умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре,
развитие художественного вкуса, творческой инициативы детей.
Что необходимо для создания шумового оркестра?
Всего ничего - хорошее настроение, желание выступать и забавные инструменты,
звенящие и гремящие на все лады. Положительное влияние ритма на психику ребёнка
огромно – замкнутые и стеснительные «расковываются», а гиперактивные непоседы
дисциплинируются и привыкают работать в команде. Наши занятия - это источник
энергии и приятных эмоций.
«Плюсы» занятий по предмету «Шумовой оркестр»
Этот вид музыкальной деятельности можно организовать уже с детьми младшего
возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли
тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно
использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка,
барабан, бубен, тарелка, шейкер, джингл- стик, треугольник, ксилофон и др.
Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать
тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы
изобразительности.
С помощью инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и
управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему
нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет
его раздражать.
При распределении между детьми партий в оркестре учитываются их интересы и
способности.
Быстро формируется обратная связь между педагогом и детьми.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения, необходимо быть
внимательным и чутким. Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если
инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с
другом в зависимости от характера музыки.
Совместное творчество ребенка, родителей, педагога. (Я стараюсь включать
выступление шумового оркестра в программу любого детского праздника, так как
забава проходит всегда ярко, громко и эмоционально. Особенно, когда дети
музицируют вместе с родителями)
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными,
необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть.
Дети так увлекаются игрой в оркестре, что родители, по их просьбе, не только
приобретают музыкальные инструменты в специализированных магазинах, но и делают
вместе с малышами дома шумелки, звенелки, погремушки.
Рекомендации для родителей по изготовлению шумовых инструментов.
1.
Шуршащие пакеты.
Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто
сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все
соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело
.
2.
Крышки от кастрюль.
Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко
получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет
вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
3.
Картонные стаканчики и трубочки для коктейля.
В большой стакан (400-500 мл)
наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю
воздуха в трубочку.
4.
Стиральная доска.
Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
5.
Алюминиевая банка от напитков и монетки.
Банку лучше взять с безалкогольным
прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку,
придерживая банку отверстием вверх.
6.
Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик.
Музыкант берет
ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук
колокола.
7.
Надутый шарик и булавочка.
Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в
самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок
будет украшением музыкального произведения.
Репертуар.
Мы живем в то время, когда найти ту или иную музыкальную композицию не
составляет труда — благодаря Интернету можно найти популярные и не очень песни и
мелодии за считанные минуты. К сожалению, мало кто задумывается над вопросом, что
будет полезно ребенку.
В первую очередь, настоятельно рекомендую родителям оградить ребенка от
современной популярной музыки. Необходимо выбирать репертуар, доступный тому или
иному возрасту ребенка.
Положительно влияет на развитие классическая музыка. Однако ее тяжело
воспринимать детям, привыкшим к современным ритмам. Но классика бывает разная!
Например:
Марши, вальсы, польки Штраусов (отца и сына),
Галоп Ж .Оффенбаха,
«Турецкое рондо», менуэты В.А.Моцарта,
Полонезы Ф. Шопена, менуэты Г.Ф.Генделя, Л. Боккерини и т.д.
Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р.Шумана и т.д.
Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку? Еще мне
нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к
пиано. Танцы и песни народов мира и песни из мультфильмов тоже подходят, но, на
мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным,
интересным видом музыкальной деятельности детей и позволяет решать как задачи
музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей
дошкольного возраста.
Материал подготовила Круликовская Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель дошкольного отделения
МБОУЛ « ВУВК им. А.П. Киселева»