Напоминание

" Родственные слова"


Автор: Ахмадиева Гульназ Наилевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 83"
Населённый пункт: город Казань,республика Татарстан
Наименование материала: Конспект урока по русскому язык
Тема: " Родственные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок составила и провела: Ахмадиева Гульназ Наилевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Лицей №83», г. Казань
Тема:
Что такое родственные слова?
Цели:
познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь, интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке,пополнять словарный запас учащихся, активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
Планируемые результаты:
учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование:
 учебник русского языка для 2 класса (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);  рабочая тетрадь;  презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,  карточки для рефлексии
Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся
I.Организацион- ный момент Психологичес- кий настрой на работу Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я
работаю. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
Самомассаж рук.
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой. 2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной. 3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. 4.Дотрагтваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. II.Актуализация знаний. Минутка чистописания. Слайд № 2-3 - Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. Л Е С Г О Р Е М О Р О З Х О Т Е Т Ь Т Е М Н О Т А - Итак, какие слова мы называем синонимами? Учащиеся записывают следующие слова: Бор, беда, стужа, желать, потемки. Синонимы – это слова, которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. III.Самоопредел ение к деятельности. - Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» (Слайд № 4) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница
– О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”. - Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. – Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят. Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. VI.Работа по теме урока. - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов. - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. Что такое родственные слова? Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова:
- Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5) Вывод: какие слова записали? Почему? - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так: гусь, гусыня, гусята -гус Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб. V.Физкульт- минутка VI.Закрепление изученного материала - Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6) В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.
- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? Ел- VII.Рефлексия. - Вам даны карточки: (слайд №7) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью знаков:
!, +, -.
Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница. VIII.Подведение итогов урока - Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? - Что общее у синонимов и родственных слов? Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. Общее значение. IX.Домашнее задание Задание : записать 4-5 родственных слов (слайд №8)


В раздел образования