Автор: Володченков Сергей Михайлович
Должность: Преподаватель ОБЗР
Учебное заведение: ОГБПОУ "Старомайнский технологический техникум"
Населённый пункт: р.п. Старая Майна, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание молодежи
Раздел: среднее профессиональное
В настоящее время в условиях социальной нестабильности,
утраты духовной ориентации особенно важной становится роль
учреждения среднего профессионального образования, как одной
из
ступеней
в
гражданско-патриотическом
воспитании,
формировании общественной нравственности личности.
Начальное и среднее профессиональное образование призвано
удовлетворять текущие потребности общества в специалистах,
обладающих не только широким общим кругозором, но и
профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться
к новым условиям производства.
В «Концепции модернизации российского образования на
период до 2025г» подчеркивается: «развивающемуся обществу
нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые
люди,
способные
самостоятельно
принимать
ответственные
решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными,
конструктивными специалистами, обладать развитым чувством
ответственности за судьбу страны».
Воспитание
деятельного
и
позитивно
мыслящего
гражданина, подготовленного и умеющего организовать свою
деятельность
в
условиях
демократического
государства
и
гражданского общества, ставит новые задачи перед системой
среднего
профессионального
образования,
которое
обладает
значительной социально-экономической значимостью. Вместе с
этим, воспитательный процесс по формированию гражданских и
патриотических
качеств
молодого
поколения
в
учреждениях
среднего профессионального образования протекает сложно и
противоречиво, осложняясь, с одной стороны, недостаточными
государственными идеологическими ориентирами, с другой -
спецификой контингента обучающихся в учреждениях среднего
профессионального образования. Обучающиеся в учреждении
среднего профессионального образования молодые люди:
- имеют неустойчивые представления об окружающем мире,
обществе,
его
ценностях,
преимущественно
невысокие
образовательные и жизненные планы, так как поступают в
учреждения
среднего
профессионального
образования
из
областных центров и сельских поселений, из детских домов, из
семей,
имеющих
статус
«семей
социального
риска»,
«неблагополучные семьи», низкого уровня доходов;
-
характерные
для
обучающихся
учреждения
среднего
профессионального
образования
технического
профиля
особенности мышления, проявляющиеся в конкретной установке на
профессиональную деятельность, связанную в большей мере с
техникой, производством, и в меньшей с людьми, социумом, с
гражданским обществом в целом;
- юноши допризывного возраста, 15-17 лет, которым, в очень
недалеком будущем придется овладевать ролью, возложенной на
них обществом и государством. Однако эти молодые люди в
большей мере не обладают чувством ответственности перед
Отечеством, не желают и не умеют брать на себя личную
гражданскую ответственность за свое отношение к обществу и за
происходящее в обществе. Такие ценности, как добро, бескорыстие,
милосердие
заменяются
крайним
индивидуализмом,
прагматичностью и ценностями потребления. Падает престиж
военной
службы,
становясь
причиной
нежелания
юношей
призывного возраста служить Родине.
Патриотическое воспитание обучающихся – это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся
высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданский
долг
современных
педагогов,
классных
руководителей учебных групп и мастеров производственного
обучения – бороться с проявлениями,
свидетельствующими о
духовной деградации.
Необходимо разъяснять подрастающему
поколению, что главное - это ни кем быть, а каким быть. Таким
образом, мы считаем наиболее актуальной на сегодняшний
момент, тема гражданско-патриотического воспитания, как одного
из направлений воспитательной работы в учреждениях СПО. От
этого зависит уровень развития личности молодого рабочего,
становление
его
духовно-нравственных,
умственных,
профессиональных,
гражданско-патриотических,
физических
и
других качеств, а, следовательно,
зависит и уровень развития
общества в целом, его социальное благополучие. Воспитание
чувства патриотизма у студентов – процесс длительный и сложный.
Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без
уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего
поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Обучающиеся должны гордиться, что родились в великой стране,
стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её
героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они
должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших
свободу, историю своей семьи.
2.
Постановка проблемы
В связи с этим ключевой проблемой современного общества
является гражданская незрелость подрастающего поколения. Дети
не интересуются не только историей своего государства, но и
историей своей семьи, своей малой родины, своего села, своей
школы, техникума. Они мало общаются с ветеранами войны, труда,
спорта – живой историей наших дней.
Проблемой является физическая незрелость большинства
юношей,
будущих
защитников
Родины,
неспособность
их
выполнить возрастные нормативы на уроках физкультуры, слабое
здоровье подрастающего поколения, злоупотребление табаком,
спиртными напитками, а также неумение подростков планировать
свою деятельность, заполнять свободное время интересными
делами.
От гражданско-патриотического воспитания, как одного из
направлений воспитательной работы в учреждениях СПО зависит
уровень развития личности молодого рабочего, становление его
духовно-нравственных,
умственных,
профессиональных,
гражданско-патриотических, физических и других качеств, а,
следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его
социальное благополучие.
Большое
внимание
в
техникуме
уделяется гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся. В нем объединены:
гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание.
Воспитывать патриотизм на лозунгах, документальных фактах не
принесет желаемого результата. Только активное включение
воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает
становлению патриотического сознания.
Для решения поставленных задач по гражданско-
патриотическому воспитанию классные руководители, мастера ПО
техникума
тесно
сотрудничают
с
работниками
районной
библиотеки,
общественными
организациями.
Воспитательная
работа строится с учетом возрастных особенностей обучающихся.
При
планировании
работы
учитываются
традиционные,
техникумовские,
муниципальные,
областные
мероприятия,
связанные с юбилейными и государственными датами.
В целях пропаганды здорового образа жизни техникум
сотрудничает с работниками Старомайнской ЦРБ, библиотекой,
отделом по делам молодежи Администрации района. Работают
спортивные секции по волейболу, баскетболу, проходят занятия в
зале спортивных тренажеров.
В связи с этим, работка по созданию системы гражданско-
военно-патриотического воспитания обучающихся во внеурочной
деятельности
в
условиях
современного
образовательного
учреждения,
и ее внедрение в учебно-воспитательный процесс
является не только актуальной, но и необходимой.