Напоминание

Проблемы трудового воспитания, профессионального самоопределения выпускников коррекционных учреждений 8 вида


Автор: Манохина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ СКШИ с.Ленинское
Населённый пункт: ЕАО с. Ленинское, Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы трудового воспитания, профессионального самоопределения выпускников коррекционных учреждений 8 вида
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГОБУ СКШИ с. Ленинское «Проблемы трудового воспитания, профессионального самоопределения выпускников коррекционных учреждений VIII вида». Составитель: воспитатель 8-9 классов Манохина И.И.
Воспитанники коррекционного учреждения
VIII
вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим, коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций, теснейшим образом связана с обще социальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд. Н о
проблема

профессионального

самоопределения

выпускников
специальных (коррекционных) школ VIII вида, то есть поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом проце сс е самоопределения, на сегодняшний день является одной из самых актуальных, сложных и ответственных задач. Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально- психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества. На сегодняшний день в современном обществе господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида можно разделить на 3 категории: 1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной; 2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов; 3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания.
Практика показывает, что те выпускники, которые и ду т непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. При этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, не посильностью рабочего режима, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда. Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида завершает профессиональное образование в специальных техникумах (ПУ). По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленных состоянием интеллектуальной сферы: - психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; - неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; - неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей. Кроме того, нередко у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, находящихся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни, отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции. Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В решении
этой

проблемы
существенную роль играет система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. Их целью является, не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учеников, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации. В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит: - профессиональное просвещение учащихся; - психологическое изучение и классификация профессий; - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей; - индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии; - профессиональные пробы (неделя трудового мастерства); - экскурсии в центр занятости, с/хозяйственный техникум. Нужно сказать, что основной трудностью, которая возникает при работе с детьми по профориентации является нежелание родителей принять и осознать соответствие уровня своих притязаний в профессиональном выборе детей с их интеллектуальными возможностями, ограничивающими круг профессий, доступных таким детям. Это, безусловно, не способствует формированию адекватного самоопределения у самих учащихся. Поэтому т а к в а ж н а ко о р д и н а ц и я у с и л и й с п е ц и а л и с т о в : п е д а г о г о в , психолога, социального педагога, медицинского работника, в организации комплексной работы с учащимися и их родителями в данном вопросе. Для успешной адаптации выпускников необходимо скоординировать профориентационную работу всех специалистов школы и работать в одном направлении дополняя друг друга. Основным направлением работы педагогов в нашей школе (классного руководителя и воспитателя класса, а также педагогов трудового обучения) является: расширение представления учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида (например, садовод-озеленитель, штукатур-маляр, слесарь, швея, столяр). На практических занятиях, уроках труда закрепляется интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности. Для более полного представления учащихся о профессиях необходимо дать учащимся понятие о профессии и специальности
.
В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека, и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии и закреплять изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности. В процессе работы с учащимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важный фактор профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями. Знакомство с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляют на примере наиболее доступных для учащихся профессий: овощевод, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка, швея мотористка, кочегар и т.д.
Целесообразно познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по существенным признакам. На занятиях по профориентации у учащихся формируются представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъясняется понятие «рынок труда»; показываются пути устройства на работу. Учащимся разъясняются основные трудности, имеющие место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице. Развивая у учащихся интерес к миру профессий, особое внимание уделяется развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества. На занятиях старшеклассники нацеливаются на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Уделяется внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии. Необходимо включать в профориентационную работу медработника школы, который показывает учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, знакомит с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии. Также важно показать выпускникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов. Ещё один способ профориентации – экскурсии на предприятия, где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы. Но они должны носить не только созерцательный характер. Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например, записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии, учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие. Провести экскурсии в ПУ, с/хозяйственный техникум, где учащиеся познакомятся с условиями по ступления, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.





Таким образом, всё вышеизложенное показывает, что работа по формированию профе ссионального самоопределения я вл я е т с я долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни.Профориентационная работа в условиях школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при
этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии. Важнейшими из этих условий являются изучение профессиональных возможностей учащихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, внедрение факультативов с установкой на воспитание у учащихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации умственно отсталых учащихся, то есть четко спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода обучения.
Вывод:
Успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников в условиях современного производства.
На


В раздел образования