Напоминание

Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Герои и их поступки» на примере произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе»


Автор: Угдыжекова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калининская СОШ
Населённый пункт: село Аскиз
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Герои и их поступки» на примере произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по литературе в 5 классе

Учитель: Угдыжекова Татьяна Викторовна

Тема «Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Герои и их поступки» на примере произведения

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цели урока:

- Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать

умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать

выводы; обогащать словарный запас.

- Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

развивать умения обобщать изученное.

- Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать

работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:

формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение

договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;

формирование

уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности

за результаты своей деятельности, доброжелательности.

создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Технология: технология развития критического мышления

Методы и формы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковой (побуждающий и подводящий к диалогу), групповая, фронтальная.

Приемы: комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания.

Деятельность учителя

Деятельност

ь учащихся

Промежу

точный

контроль

1.

Самоопределе

ние к

деятельности

(организацион

ный момент).

5 мин.

Включение

учащихся в

деятельность

Приветствие:

- Добрый день, ребята! Сегодня я шла к вам на урок с отличным настроением.

Как вы думаете, почему?

(- Потому что мне хотелось быстрее с вами познакомиться.

– Потому что наступила настоящая весна.

– Может быть, потому что скоро каникулы?)

Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко

светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое

настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Чтобы

открытия давались нам легко, выполним несколько простых упражнений для

активации нашего внимания, сообразительности и настроения.

Гимнастика с асимметричными движениями:

«Рисование в воздухе», «Кулачок».

Ну вот и разогрелись, начнем работу!

Вступительное слово учителя:

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что

хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих

отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства,

бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным

талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что

самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное

воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний

мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром –

чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат

сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

Слайд 2.

- Какое настроение осталось у вас после прочтения глав повести? (грустное

настроение, потому что Маруся больна).

- Расскажите о понравившихся героях повести.

Приветству

ют друг

друга.

Слушают и

отвечают на

вопросы,

формулирую

т

собственные

мысли,

высказываю

т и

обосновыва

ют свою

точку

зрения.

Устные

ответы,

уточняю

щие

вопросы,

оценочны

й лист.

А сейчас мы вспомним содержание повести, вам в этом помогут карточки, где

необходимо выстроить логическую последовательную цепочку эпизодов

повести. Самооценка: нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три,

четыре ошибки– «3».

Приложение 1.

Самопроверка. Оценочный лист. Слайд 3.

2.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности.

7 мин.

Воспроизведени

е раннее

изученного,

установка

преемственных

связей прежних

и новых знаний

и применение их

в новых

ситуациях.

Создание

проблемной

ситуации,

беседа.

Итак, мы вспомнили последовательность событий. Вспомним и героев повести

(Вася, Соня, Валек, Маруся, папа Васи, Тыбурцый).

1. Составление кластера

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете

внимание? (Внешний вид, одежда, имя)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

(На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: кем является

человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается кластер

Образ литературного героя (портрет; имя; обстановка, в которой живет герой;

отношение других действующих лиц к данному герою; поступки героя,

влияние на окружающих; внутренние переживания)

Как в жизни мы знакомимся с новыми людьми, так и в своём произведении

автор знакомит нас со своими героями, создавая им образ.

Слайд 4.

Обдумываю

т ответы на

вопросы,

участвуют в

диалоге с

учителем,

осознают

недостаточн

ость знаний

для полных

ответов.

Составле

ние

кластера

«Образ

литератур

ного

героя»

3.

Целеполагани

е.

6 мин.

Раскрытие

сущности новых

понятий,

усвоение новых

способов

учебной и

умственной

деятельности

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

Посмотрите на рисунок.

Слайд 5

Кого на рисунке мы видим? Что они делают? Итак, тема нашего урока:

«Герои и их поступки».

- Какие цели на уроке мы можем достичь? (проанализировать главы повести,

анализировать образ литературного героя, воспитывать чувство любви к

близким)

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать,

сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

Слайд 6.

Формулиру

ют цель

учебной

деятельност

и в диалоге с

учителем.

Слушают

учителя,

определяют

цель урока.

Вопросы

для

уточнени

я

информац

ии

Прочитайте цитату.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

Слайд 7.

- Выделите ключевые слова в цитате.

(дурное общество, дурные дела)

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых,

забывают о добрых поступках). А в этой повести общество «дурное» или его

называют дурным? (нищих людей называют дурным обществом)

- Кто из героев повести принадлежит «дурному обществу»? (Валек и Маруся,

Тыбурций).

- Совершали ли они дурные поступки? (нет)

- О каком «малом» идет речь? (о Васе).

-Работа с кластером поможет нам ответить на проблемный вопрос нашего

урока: как и почему изменился образ Васи после знакомства с новыми

друзьями из «дурного общества»?

Слайд 8.

- Во время работы со вторым заданием мы раскроем в кластере признаки,

которые помогут нам увидеть эти изменения.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Слайд 9.

4. Открытие

нового

знания.

Построение

проекта

выхода из

затруднения

10 мин.

Обобщение и

систематизация

знаний и

формирование

рациональных

способов

применения их

на практике.

Составление

связных

рассказов об

изученных

нормах, подбор

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на

уроке.

Для того чтобы определить героев и их поступки, нам необходимо

проанализировать повесть. Продолжаем работу в группах.

Работа с текстом в группах. Достижение понимания на уровне содержания.

В начале повести мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

- Какое настроение создаёт пейзаж города?

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое

страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет

«кротами, выгнанными из-под земли»)

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени Васи) - ИМЯ

- Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца) – стр.107

Самостоятел

ьно

выполняют

задания,

формулирую

т

собственные

мысли,

высказываю

т и

обосновыва

ют свою

точку

Вопросы

для

уточнени

я

информац

ии,

устный

опрос

своих примеров,

письменная

работа.

(Герой Короленко - мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои

мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а

со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и

покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле». – ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом.

Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё,

что сделает их хорошими, добрыми людьми). -

- А как относятся к Васе дома? – стр.111 гл.2

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в

разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим

убеждением». – ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей? – стр.112 гл.2

«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества». – ОТНОШЕНИЕ

ДРУГИХ ЛЮДЕЙ К ГЕРОЮ

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где

впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

- Как Вася относится к «тёмным личностям»? – стр.109

(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова.

Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания

близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он

существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать –

нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном

почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими

пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

-С кем знакомится Вася в старой часовне? – Гл. 3

(с Валеком и Марусей)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую

дружбу? – ПОСТУПКИ ГЕРОЯ по отношению к другим людям.

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые

зрения.

друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми

ему интересно, а всё остальное не имеет значения).

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что

люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к

другу. Гл. 5, стр. 127

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня

что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их

впервые…» - ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Мы разобрали образ Васи, разобрать образы остальных героев нам поможет

Работа с термином «сравнение».

Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором

образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) С кем

сравнивает главный герой, Вася, Марусю? С кем можно сравнить, сопоставить

самого Васю?

Слайд 10.

5. Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке (итог

урока)

5 мин.

Заключительная

беседа.

- Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился

Вася после знакомства с новыми друзьями из «дурного общества»? Какие

поступки раскрывают героев? Аргументируйте.

Слайд 11.

Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для

конструирования собственных средств учебной деятельности, формирования

умения различать свои и способы действия сверстников, координировать их,

уметь адекватно оценивать себя.

-Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

- Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

Слайд 12.

Домашнее задание: Прочитать главы VI-VIII, подготовить пересказ.

Определяют

свое

эмоциональ

ное

состояние на

уроке,

делают

выводы,

Записывают

домашнее

задание.

Вопросы

для

уточнени

я

информац

ии.

Запись

домашнег

о задания.

Два мира есть у человека

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Слайд 13.

- Каждый из нас творец своего мира. И только нам решать чего в мире будет

больше: добра или зла?

- Всем большое спасибо за урок!

Приложение 1.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

Поставьте номера 1-6 в правом столбце

Жизнь в Княж-городке.

Знакомство с Валеком и Марусей.

Смерть матери.

Пан Тыбурций и его дети.

Знакомство Васи с Тыбурцием.

Болезнь Маруси.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

Поставьте номера 1-6 в правом столбце

Жизнь в Княж-городке.

Знакомство с Валеком и Марусей.

Смерть матери.

Пан Тыбурций и его дети.

Знакомство Васи с Тыбурцием.

Болезнь Маруси.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

Поставьте номера 1-6 в правом столбце

Жизнь в Княж-городке.

Знакомство с Валеком и Марусей.

Смерть матери.

Пан Тыбурций и его дети.

Знакомство Васи с Тыбурцием.

Болезнь Маруси.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

Поставьте номера 1-6 в правом столбце

Жизнь в Княж-городке.

Знакомство с Валеком и Марусей.

Смерть матери.

Пан Тыбурций и его дети.

Знакомство Васи с Тыбурцием.

Болезнь Маруси.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

Поставьте номера 1-6 в правом столбце

Жизнь в Княж-городке.

Знакомство с Валеком и Марусей.

Смерть матери.

Пан Тыбурций и его дети.

Знакомство Васи с Тыбурцием.

Болезнь Маруси.



В раздел образования