Автор: Угдыжекова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калининская СОШ
Населённый пункт: село Аскиз
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Герои и их поступки» на примере произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе в 5 классе
Учитель: Угдыжекова Татьяна Викторовна
Тема «Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Герои и их поступки» на примере произведения
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать
умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать
выводы; обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;
развивать умения обобщать изученное.
- Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать
работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение
договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
формирование
уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности
за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Технология: технология развития критического мышления
Методы и формы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковой (побуждающий и подводящий к диалогу), групповая, фронтальная.
Приемы: комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания.
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Промежу
точный
контроль
1.
Самоопределе
ние к
деятельности
(организацион
ный момент).
5 мин.
Включение
учащихся в
деятельность
Приветствие:
- Добрый день, ребята! Сегодня я шла к вам на урок с отличным настроением.
Как вы думаете, почему?
(- Потому что мне хотелось быстрее с вами познакомиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Может быть, потому что скоро каникулы?)
Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко
светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое
настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Чтобы
открытия давались нам легко, выполним несколько простых упражнений для
активации нашего внимания, сообразительности и настроения.
Гимнастика с асимметричными движениями:
«Рисование в воздухе», «Кулачок».
Ну вот и разогрелись, начнем работу!
Вступительное слово учителя:
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что
хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих
отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства,
бережное отношение к человеку.
Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным
талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что
самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное
воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний
мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром –
чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат
сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
Слайд 2.
- Какое настроение осталось у вас после прочтения глав повести? (грустное
настроение, потому что Маруся больна).
- Расскажите о понравившихся героях повести.
Приветству
ют друг
друга.
Слушают и
отвечают на
вопросы,
формулирую
т
собственные
мысли,
высказываю
т и
обосновыва
ют свою
точку
зрения.
Устные
ответы,
уточняю
щие
вопросы,
оценочны
й лист.
А сейчас мы вспомним содержание повести, вам в этом помогут карточки, где
необходимо выстроить логическую последовательную цепочку эпизодов
повести. Самооценка: нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три,
четыре ошибки– «3».
Приложение 1.
Самопроверка. Оценочный лист. Слайд 3.
2.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
7 мин.
Воспроизведени
е раннее
изученного,
установка
преемственных
связей прежних
и новых знаний
и применение их
в новых
ситуациях.
Создание
проблемной
ситуации,
беседа.
Итак, мы вспомнили последовательность событий. Вспомним и героев повести
(Вася, Соня, Валек, Маруся, папа Васи, Тыбурцый).
1. Составление кластера
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете
внимание? (Внешний вид, одежда, имя)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
(На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: кем является
человек, какими нравственными качествами обладает…)
Выстраивается кластер
Образ литературного героя (портрет; имя; обстановка, в которой живет герой;
отношение других действующих лиц к данному герою; поступки героя,
влияние на окружающих; внутренние переживания)
Как в жизни мы знакомимся с новыми людьми, так и в своём произведении
автор знакомит нас со своими героями, создавая им образ.
Слайд 4.
Обдумываю
т ответы на
вопросы,
участвуют в
диалоге с
учителем,
осознают
недостаточн
ость знаний
для полных
ответов.
Составле
ние
кластера
«Образ
литератур
ного
героя»
3.
Целеполагани
е.
6 мин.
Раскрытие
сущности новых
понятий,
усвоение новых
способов
учебной и
умственной
деятельности
Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.
- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.
Посмотрите на рисунок.
Слайд 5
Кого на рисунке мы видим? Что они делают? Итак, тема нашего урока:
«Герои и их поступки».
- Какие цели на уроке мы можем достичь? (проанализировать главы повести,
анализировать образ литературного героя, воспитывать чувство любви к
близким)
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?
(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать,
сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)
Слайд 6.
Формулиру
ют цель
учебной
деятельност
и в диалоге с
учителем.
Слушают
учителя,
определяют
цель урока.
Вопросы
для
уточнени
я
информац
ии
Прочитайте цитату.
«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».
Слайд 7.
- Выделите ключевые слова в цитате.
(дурное общество, дурные дела)
- А что такое «дурное общество»?
(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых,
забывают о добрых поступках). А в этой повести общество «дурное» или его
называют дурным? (нищих людей называют дурным обществом)
- Кто из героев повести принадлежит «дурному обществу»? (Валек и Маруся,
Тыбурций).
- Совершали ли они дурные поступки? (нет)
- О каком «малом» идет речь? (о Васе).
-Работа с кластером поможет нам ответить на проблемный вопрос нашего
урока: как и почему изменился образ Васи после знакомства с новыми
друзьями из «дурного общества»?
Слайд 8.
- Во время работы со вторым заданием мы раскроем в кластере признаки,
которые помогут нам увидеть эти изменения.
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Слайд 9.
4. Открытие
нового
знания.
Построение
проекта
выхода из
затруднения
10 мин.
Обобщение и
систематизация
знаний и
формирование
рациональных
способов
применения их
на практике.
Составление
связных
рассказов об
изученных
нормах, подбор
Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на
уроке.
Для того чтобы определить героев и их поступки, нам необходимо
проанализировать повесть. Продолжаем работу в группах.
Работа с текстом в группах. Достижение понимания на уровне содержания.
В начале повести мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.
- Какое настроение создаёт пейзаж города?
(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое
страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет
«кротами, выгнанными из-под земли»)
- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени Васи) - ИМЯ
- Каким мы видим Васю в начале повести?
(чтение 1 абзаца) – стр.107
Самостоятел
ьно
выполняют
задания,
формулирую
т
собственные
мысли,
высказываю
т и
обосновыва
ют свою
точку
Вопросы
для
уточнени
я
информац
ии,
устный
опрос
своих примеров,
письменная
работа.
(Герой Короленко - мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои
мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а
со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и
покинутым, предоставленным самому себе).
«Я же рос, как дикое деревце в поле». – ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
- А кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом.
Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё,
что сделает их хорошими, добрыми людьми). -
- А как относятся к Васе дома? – стр.111 гл.2
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в
разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим
убеждением». – ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ
- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей? – стр.112 гл.2
«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества». – ОТНОШЕНИЕ
ДРУГИХ ЛЮДЕЙ К ГЕРОЮ
- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где
впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.
2. Отношение Васи к «тёмным личностям».
- Как Вася относится к «тёмным личностям»? – стр.109
(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова.
Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания
близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он
существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать –
нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном
почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).
«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими
пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».
-С кем знакомится Вася в старой часовне? – Гл. 3
(с Валеком и Марусей)
- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую
дружбу? – ПОСТУПКИ ГЕРОЯ по отношению к другим людям.
- Какие открытия сделал Вася в этот день?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые
зрения.
друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми
ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что
люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к
другу. Гл. 5, стр. 127
« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня
что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их
впервые…» - ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Мы разобрали образ Васи, разобрать образы остальных героев нам поможет
Работа с термином «сравнение».
Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором
образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) С кем
сравнивает главный герой, Вася, Марусю? С кем можно сравнить, сопоставить
самого Васю?
Слайд 10.
5. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог
урока)
5 мин.
Заключительная
беседа.
- Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился
Вася после знакомства с новыми друзьями из «дурного общества»? Какие
поступки раскрывают героев? Аргументируйте.
Слайд 11.
Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для
конструирования собственных средств учебной деятельности, формирования
умения различать свои и способы действия сверстников, координировать их,
уметь адекватно оценивать себя.
-Сегодня на уроке я научился….
-Своей работой на уроке я….
-Урок заставил меня задуматься….
- А особенно мне удалось…
- Мне показалось важным…
- Мне было интересно, потому что…
- Я понял, что…
- Для меня стало открытием, что…
Слайд 12.
Домашнее задание: Прочитать главы VI-VIII, подготовить пересказ.
Определяют
свое
эмоциональ
ное
состояние на
уроке,
делают
выводы,
Записывают
домашнее
задание.
Вопросы
для
уточнени
я
информац
ии.
Запись
домашнег
о задания.
Два мира есть у человека
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
Слайд 13.
- Каждый из нас творец своего мира. И только нам решать чего в мире будет
больше: добра или зла?
- Всем большое спасибо за урок!
Приложение 1.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».
Поставьте номера 1-6 в правом столбце
Жизнь в Княж-городке.
Знакомство с Валеком и Марусей.
Смерть матери.
Пан Тыбурций и его дети.
Знакомство Васи с Тыбурцием.
Болезнь Маруси.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».
Поставьте номера 1-6 в правом столбце
Жизнь в Княж-городке.
Знакомство с Валеком и Марусей.
Смерть матери.
Пан Тыбурций и его дети.
Знакомство Васи с Тыбурцием.
Болезнь Маруси.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».
Поставьте номера 1-6 в правом столбце
Жизнь в Княж-городке.
Знакомство с Валеком и Марусей.
Смерть матери.
Пан Тыбурций и его дети.
Знакомство Васи с Тыбурцием.
Болезнь Маруси.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».
Поставьте номера 1-6 в правом столбце
Жизнь в Княж-городке.
Знакомство с Валеком и Марусей.
Смерть матери.
Пан Тыбурций и его дети.
Знакомство Васи с Тыбурцием.
Болезнь Маруси.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».
Поставьте номера 1-6 в правом столбце
Жизнь в Княж-городке.
Знакомство с Валеком и Марусей.
Смерть матери.
Пан Тыбурций и его дети.
Знакомство Васи с Тыбурцием.
Болезнь Маруси.