Автор: Наумочкина Дарья Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж"
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный подход к образовательному процессу. Использование образовательных технологий в преподавании английского языка
Раздел: среднее профессиональное
Инновационный подход к образовательному процессу. Использование
образовательных технологий в преподавании английского языка
Наумочкина Дарья Андреевна
Последние годы вопрос о применении новой техники в школах все больше
поднимается.
Этот
вопрос
не
относится
к
простому
использованию
новых
технологических ресурсов, он включает в себя появление новых форм и методов
преподавания и свежее внимание на сам процесс подготовки. Термин «инновационный
учебный процесс» все чаще используется в академической дискуссии.
Инновационный процесс в образовании можно определить как обновление и
изменение
образовательных
концепций,
содержания
образовательных
программ,
используемых методов и приемов, а также способов обучения и воспитания. Целью
инновационного процесса в образовании является коренное изменение устоявшихся,
традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей для достижения
нового качественного состояния системы.
Этапы инновационной образовательной деятельности следующие:
Начальная стадия инновационного процесса — зарождение новой идеи. Этот этап
обусловлен циклическим повторением педагогических инноваций, в ходе которого из
пепла предыдущей эпохи возникают новые проявления. Это явление иллюстрируется
возрождением традиционных образовательных учреждений, педагогических методов и
подготовки педагогов, напоминающих гимназии и лицеи прошлого. Однако это не просто
повторение прошлого; скорее, это представляет собой появление новой итерации, которая
опирается на определенные аспекты предыдущих педагогических решений и развивает их,
а также решает современные проблемы в образовании.
Второй этап — это этап освоения педагогических инноваций. Этот этап отличается
ростом потребности в новых педагогических идеях и педагогических начинаниях.
Принимается решение принять или отвергнуть инновации.
Стадия 3 характеризуется рутинизацией инноваций, в результате чего они
становятся частью традиции и привычным способом осуществления деятельности. На
этом этапе происходит широкое внедрение инновации. Этот этап обусловлен двумя
законами: законом конечной реализации инновационной деятельности и законом
стереотипизации педагогической инновации.
4 этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе
разрабатываются
нормы
содержания,
финансирования
и
правового
обеспечения
инновации.
Первостепенной
задачей
является
оценка
результата
инновационной
деятельности, определяющая степень значимости и ценности инновации, уровень ее
внедрения.
Педагогическая
технология
представляет
собой
совокупность
психолого-
педагогических установок, определяющих определенный набор форм, методов, подходов
и приемов, используемых в учебно-воспитательных ресурсах. Ее можно осмыслить как
организационно-методический
инструментарий,
обеспечивающий
реализацию
педагогических процессов. В этом контексте под объектом педагогической технологии
понимают структуру и логику педагогического процесса, а также способы его
организации для реализации педагогических целей в соответствии с определенными
принципами и условиями. Педагогическая технология — это описание процесса
достижения запланированных результатов обучения. На мой взгляд, технология — это ряд
действий и операций с определенным результатом. Педагогическая технология, с другой
стороны, — это системный подход к проектированию, реализации и оценке всего
процесса
преподавания
и
обучения
с
учетом
задействованных
технических
и
человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации используемых методов
обучения.
Использование
современных
педагогических
технологий
в
преподавании
английского языка:
Технология
коммуникативного
обучения
предназначена
для
развития
коммуникативной компетенции студентов, которая является фундаментальным навыком,
необходимым
для
навигации
в
современной
межкультурной
коммуникации.
Коммуникативный подход не только моделирует коммуникацию, но и фокусируется на
создании психологической и языковой готовности к общению, осознанного понимания
материала и способов работы с ним. Реализация коммуникативного подхода в цифровой
сфере относительно проста для пользователя. Коммуникативное задание должно
предоставлять студентам проблему или вопрос для обсуждения, при этом студенты
должны
не
только
обмениваться
информацией,
но
и
оценивать
ее.
Основным
отличительным фактором между этим подходом и другими видами учебной деятельности
является то, что учащимся предоставляется автономия в выборе языковых единиц для
оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе
обусловлено оптимальной мотивацией: его цель — вовлечь учащихся в процесс изучения
иностранного языка путем накопления и расширения их знаний и опыта.
Технология многоуровневого (дифференцированного) обучения подразумевает
реализацию познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуальных
способностей, навыков и интересов. Такой подход стимулирует студентов к реализации
их творческого потенциала. Создание и использование диагностических тестов являются
неотъемлемым
компонентом
этой
технологии.
Технология
модульного
обучения
подразумевает разделение содержания данной дисциплины на относительно автономные
разделы, или модули, которые затем интегрируются в более крупную структуру курса.
Термин «модульное обучение» происходит от слова «модуль», которое означает
«функциональный узел». Основополагающим принципом модульного обучения является
самостоятельное приобретение студентами определенных навыков и умений в учебной и
познавательной деятельности. Модульное обучение подразумевает четкую и системную
организацию
содержания
обучения.
Оно
способствует
развитию
мотивационных,
когнитивных и социально-эмоциональных компетенций студентов, включая мотивацию,
интеллект, независимость, коллективизм и саморегуляцию познавательных процессов.
Модуль обычно вызывает положительные мотивационные отклики благодаря своему
увлекательному,
эмоционально
вызывающему
содержанию,
акценту
на
экспериментальном обучении и опоре на реальный опыт. Основными средствами
модульного обучения являются учебные модули.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) обладают потенциалом
для расширения сферы охвата и практической направленности образовательного
процесса, содействия самостоятельной работе студентов и поощрения познавательной
деятельности. Что касается ИКТ, можно выделить две отдельные категории технологий:
Использование
компьютерных
программ
в
преподавании
языка
является
эффективным методом улучшения процесса обучения на всех уровнях. Мультимедийные
программы предназначены как для занятий в классе, так и для самостоятельного обучения
и призваны способствовать развитию грамматических и лексических навыков.
Интернет-технологии предоставляют широкий спектр возможностей для поиска
информации, разработки международных научных проектов и проведения научных
исследований.
Появление
информационных
технологий
заметно
разнообразило
способы
восприятия и обработки информации. Появление компьютеров, Интернета и мультимедиа
создало
для
студентов
уникальную
возможность
получать
всесторонние
знания
посредством анализа и организации огромных объемов информации. Кроме того,
мотивационная основа учебной деятельности также претерпела заметное расширение.
Использование мультимедиа позволяет студентам получать доступ к информации из
различных источников, включая газеты, телевидение и интервью, а также участвовать в
телеконференциях.
Технология индивидуализации обучения способствует реализации персонального
подхода, учитывающего индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
Технология языковых портфелей основана на соотнесении российских требований к
уровню владения иностранным языком с европейскими системами, что в свою очередь
служит основой для создания единого образовательного пространства. В контексте
технологии
языкового
портфеля
основным
критерием
оценки
уровня
владения
иностранным языком является тестирование. Основная цель данной технологии —
способствовать переходу процесса обучения от педагогоцентрического к обучающемуся
подходу. Обучающийся, в свою очередь, несет ответственность за результаты своих
познавательных
процессов.
Указанная
технология
способствует
поступательному
развитию способностей обучающихся к самостоятельному получению информации. По
сути, языковой портфель является многогранным инструментом, способствующим росту
многоязычия.
Использование технологии тестирования позволяет регулировать степень освоения
лексико-грамматических знаний в рамках модуля на определенном этапе обучения.
Рассматриваемая
технология
тестирования
соответствует
требованиям
всех
международных языковых экзаменов. Более того, эта технология позволяет педагогам
выявлять и классифицировать области, требующие дальнейшего внимания.
Использование проектной технологии в процессе обучения позволяет использовать
персонализированный
подход,
который
способствует
развитию
креативности,
познавательной активности и независимости. Типология проектов характеризуется
высокой степенью разнообразия и сложности. Проекты можно разделить на следующие
категории: монопроекты, коллективные проекты, устные и вербальные проекты,
письменные проекты и интернет-проекты. Однако на практике часто приходится иметь
дело с проектами, которые демонстрируют характеристики различных типов, включая
исследование, креативность, практичность и поиск информации. Проектное обучение
языку — это многогранный подход, который охватывает чтение, аудирование, говорение
и грамматику. Проектный метод способствует развитию у студентов навыков активного и
независимого мышления, одновременно способствуя совместному исследовательскому
подходу.
Можно
утверждать,
что
проектное
обучение
является
актуальным
педагогическим подходом из-за его способности прививать ценности сотрудничества,
взаимопомощи и эмпатии. Более того, он развивает творческие способности и вовлекает
учащихся в динамичную и активную деятельность. По сути, неделимость образования и
воспитания очевидна в процессе проектного обучения.
Технология кооперативного обучения — это педагогический подход, который
способствует взаимному обучению, в котором реализуется как индивидуальная, так и
коллективная ответственность за решение учебных задач. Основная цель — создать среду,
благоприятствующую
активному
совместному
обучению
в
различных
учебных
контекстах. Учащиеся объединяются в группы по три или четыре человека, и каждому
члену группы назначается определенная роль. Каждый несет ответственность не только за
результат своей собственной работы, но и за коллективный результат всей группы.
Следовательно, учащиеся, которые менее сильны в предмете, пытаются выяснить у своих
более сведущих коллег области, в которых им не хватает понимания. И наоборот, более
способные учащиеся стремятся обеспечить, чтобы их менее сведущие коллеги обладали
всесторонним пониманием поставленной задачи. Кроме того, этот подход имеет
преимущество в том, что приносит пользу всем вовлеченным сторонам, поскольку любые
пробелы в понимании устраняются коллективно.
Применение игровых технологий позволяет развивать компетенции, связанные с
оценкой множества потенциальных решений проблем, стимулированием познавательных
процессов учащихся и распознаванием внутренних способностей каждого человека. Игра
способствует
устойчивому
интересу
к
дальнейшему
изучению
языка
и
вселяет
уверенность в способности успешно овладеть языком. Однако следует отметить, что игра
имеет функции, выходящие за рамки простой мотивации. Включение игровых элементов в
класс способствует активации познавательных и творческих процессов учащихся,
улучшает результаты их обучения и развивает их инициативу и вовлеченность. Это также
помогает снизить вероятность скуки при приобретении навыков иностранного языка.
Игры способствуют развитию познавательных способностей, таких как изобретательность
и концентрация внимания. Они повышают языковую компетентность и укрепляют
словарный запас учащихся, подчеркивая тонкие различия в значениях слов. Игра может
способствовать
восстановлению
ранее
полученных
знаний
и
получению
новой
информации. Внедрение игровых методик служит обоснованию, казалось бы, невероятной
необходимости вступать в коммуникативное взаимодействие с преподавателем и
сокурсниками на иностранном языке.
2. Позволяет выявить методы, с помощью которых студенты могут строить
коммуникативно значимые фразы на основе самых базовых грамматических структур.
3. Оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же
речевых моделей и стандартных диалогов с психологической точки зрения.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Активизирует резервные возможности обучаемых.
6. Знания применяются на практике.
7. Вносит разнообразие в процесс обучения.
8. Развивает креативность.
9. Учит организовывать свою деятельность.
Технология
развития
критического
мышления
способствует
формированию
разносторонней личности, способной критически относиться к информации и отбирать
информацию
для
решения
поставленной
задачи.
Данная
технология
позволяет
высокоуспевающим ученикам развивать свои способности, ученикам со средними
способностями
—
достигать
новых
положительных
результатов,
а
ученикам
с
недостаточной мотивацией к обучению — достигать успеха. Важно подчеркнуть, что при
использовании технологии критического мышления получение новых знаний начинается
не с понимания традиционных методов решения конкретной проблемы, а с установления
обстоятельств, которые требуют решения указанной проблемы. Отвечая на личностно
значимые запросы, возникающие на пути к цели, человек может быстрее и глубже
усваивать новую информацию.
Технология развития критического мышления состоит из нескольких этапов.
Начальный этап — постановка задачи. Этот этап позволяет актуализировать и
обобщить имеющиеся у ученика знания по заданной теме или проблеме, стимулировать
устойчивый интерес к изучаемой теме и мотивацию к учебной деятельности.
Второй этап — этап понимания. На этом этапе студент способен получать новую
информацию, осмысливать ее, соотносить с имеющимися знаниями, анализировать новую
информацию
во
взаимосвязи
с
имеющимися
знаниями
и
интегрировать
ее
в
существующую когнитивную структуру.
Третий этап — этап рефлексии. На этом этапе ставится задача способствовать
целостному пониманию, обобщению полученной информации и формированию у каждого
студента уникального отношения к изучаемому материалу.
В
чем
заключается
принципиальное
новаторство
технологии
критического
мышления? Помимо философских идей, применяемая методика включает в себя и
элементы новизны, направленные на создание условий, способствующих свободному
развитию каждой личности. На каждом этапе урока используется свой методический
прием.
Показано, что комплексное использование указанных технологий в образовательном
процессе
стимулирует
личностную
и
интеллектуальную
активность,
развивает
познавательные процессы, способствует формированию компетенций, которыми должен
обладать будущий специалист.