Напоминание

Инновационный подход к образовательному процессу. Использование образовательных технологий в преподавании английского языка


Автор: Наумочкина Дарья Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж"
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный подход к образовательному процессу. Использование образовательных технологий в преподавании английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Инновационный подход к образовательному процессу. Использование

образовательных технологий в преподавании английского языка

Наумочкина Дарья Андреевна

Последние годы вопрос о применении новой техники в школах все больше

поднимается.

Этот

вопрос

не

относится

к

простому

использованию

новых

технологических ресурсов, он включает в себя появление новых форм и методов

преподавания и свежее внимание на сам процесс подготовки. Термин «инновационный

учебный процесс» все чаще используется в академической дискуссии.

Инновационный процесс в образовании можно определить как обновление и

изменение

образовательных

концепций,

содержания

образовательных

программ,

используемых методов и приемов, а также способов обучения и воспитания. Целью

инновационного процесса в образовании является коренное изменение устоявшихся,

традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей для достижения

нового качественного состояния системы.

Этапы инновационной образовательной деятельности следующие:

Начальная стадия инновационного процесса — зарождение новой идеи. Этот этап

обусловлен циклическим повторением педагогических инноваций, в ходе которого из

пепла предыдущей эпохи возникают новые проявления. Это явление иллюстрируется

возрождением традиционных образовательных учреждений, педагогических методов и

подготовки педагогов, напоминающих гимназии и лицеи прошлого. Однако это не просто

повторение прошлого; скорее, это представляет собой появление новой итерации, которая

опирается на определенные аспекты предыдущих педагогических решений и развивает их,

а также решает современные проблемы в образовании.

Второй этап — это этап освоения педагогических инноваций. Этот этап отличается

ростом потребности в новых педагогических идеях и педагогических начинаниях.

Принимается решение принять или отвергнуть инновации.

Стадия 3 характеризуется рутинизацией инноваций, в результате чего они

становятся частью традиции и привычным способом осуществления деятельности. На

этом этапе происходит широкое внедрение инновации. Этот этап обусловлен двумя

законами: законом конечной реализации инновационной деятельности и законом

стереотипизации педагогической инновации.

4 этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе

разрабатываются

нормы

содержания,

финансирования

и

правового

обеспечения

инновации.

Первостепенной

задачей

является

оценка

результата

инновационной

деятельности, определяющая степень значимости и ценности инновации, уровень ее

внедрения.

Педагогическая

технология

представляет

собой

совокупность

психолого-

педагогических установок, определяющих определенный набор форм, методов, подходов

и приемов, используемых в учебно-воспитательных ресурсах. Ее можно осмыслить как

организационно-методический

инструментарий,

обеспечивающий

реализацию

педагогических процессов. В этом контексте под объектом педагогической технологии

понимают структуру и логику педагогического процесса, а также способы его

организации для реализации педагогических целей в соответствии с определенными

принципами и условиями. Педагогическая технология — это описание процесса

достижения запланированных результатов обучения. На мой взгляд, технология — это ряд

действий и операций с определенным результатом. Педагогическая технология, с другой

стороны, — это системный подход к проектированию, реализации и оценке всего

процесса

преподавания

и

обучения

с

учетом

задействованных

технических

и

человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации используемых методов

обучения.

Использование

современных

педагогических

технологий

в

преподавании

английского языка:

Технология

коммуникативного

обучения

предназначена

для

развития

коммуникативной компетенции студентов, которая является фундаментальным навыком,

необходимым

для

навигации

в

современной

межкультурной

коммуникации.

Коммуникативный подход не только моделирует коммуникацию, но и фокусируется на

создании психологической и языковой готовности к общению, осознанного понимания

материала и способов работы с ним. Реализация коммуникативного подхода в цифровой

сфере относительно проста для пользователя. Коммуникативное задание должно

предоставлять студентам проблему или вопрос для обсуждения, при этом студенты

должны

не

только

обмениваться

информацией,

но

и

оценивать

ее.

Основным

отличительным фактором между этим подходом и другими видами учебной деятельности

является то, что учащимся предоставляется автономия в выборе языковых единиц для

оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе

обусловлено оптимальной мотивацией: его цель — вовлечь учащихся в процесс изучения

иностранного языка путем накопления и расширения их знаний и опыта.

Технология многоуровневого (дифференцированного) обучения подразумевает

реализацию познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуальных

способностей, навыков и интересов. Такой подход стимулирует студентов к реализации

их творческого потенциала. Создание и использование диагностических тестов являются

неотъемлемым

компонентом

этой

технологии.

Технология

модульного

обучения

подразумевает разделение содержания данной дисциплины на относительно автономные

разделы, или модули, которые затем интегрируются в более крупную структуру курса.

Термин «модульное обучение» происходит от слова «модуль», которое означает

«функциональный узел». Основополагающим принципом модульного обучения является

самостоятельное приобретение студентами определенных навыков и умений в учебной и

познавательной деятельности. Модульное обучение подразумевает четкую и системную

организацию

содержания

обучения.

Оно

способствует

развитию

мотивационных,

когнитивных и социально-эмоциональных компетенций студентов, включая мотивацию,

интеллект, независимость, коллективизм и саморегуляцию познавательных процессов.

Модуль обычно вызывает положительные мотивационные отклики благодаря своему

увлекательному,

эмоционально

вызывающему

содержанию,

акценту

на

экспериментальном обучении и опоре на реальный опыт. Основными средствами

модульного обучения являются учебные модули.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) обладают потенциалом

для расширения сферы охвата и практической направленности образовательного

процесса, содействия самостоятельной работе студентов и поощрения познавательной

деятельности. Что касается ИКТ, можно выделить две отдельные категории технологий:

Использование

компьютерных

программ

в

преподавании

языка

является

эффективным методом улучшения процесса обучения на всех уровнях. Мультимедийные

программы предназначены как для занятий в классе, так и для самостоятельного обучения

и призваны способствовать развитию грамматических и лексических навыков.

Интернет-технологии предоставляют широкий спектр возможностей для поиска

информации, разработки международных научных проектов и проведения научных

исследований.

Появление

информационных

технологий

заметно

разнообразило

способы

восприятия и обработки информации. Появление компьютеров, Интернета и мультимедиа

создало

для

студентов

уникальную

возможность

получать

всесторонние

знания

посредством анализа и организации огромных объемов информации. Кроме того,

мотивационная основа учебной деятельности также претерпела заметное расширение.

Использование мультимедиа позволяет студентам получать доступ к информации из

различных источников, включая газеты, телевидение и интервью, а также участвовать в

телеконференциях.

Технология индивидуализации обучения способствует реализации персонального

подхода, учитывающего индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

Технология языковых портфелей основана на соотнесении российских требований к

уровню владения иностранным языком с европейскими системами, что в свою очередь

служит основой для создания единого образовательного пространства. В контексте

технологии

языкового

портфеля

основным

критерием

оценки

уровня

владения

иностранным языком является тестирование. Основная цель данной технологии —

способствовать переходу процесса обучения от педагогоцентрического к обучающемуся

подходу. Обучающийся, в свою очередь, несет ответственность за результаты своих

познавательных

процессов.

Указанная

технология

способствует

поступательному

развитию способностей обучающихся к самостоятельному получению информации. По

сути, языковой портфель является многогранным инструментом, способствующим росту

многоязычия.

Использование технологии тестирования позволяет регулировать степень освоения

лексико-грамматических знаний в рамках модуля на определенном этапе обучения.

Рассматриваемая

технология

тестирования

соответствует

требованиям

всех

международных языковых экзаменов. Более того, эта технология позволяет педагогам

выявлять и классифицировать области, требующие дальнейшего внимания.

Использование проектной технологии в процессе обучения позволяет использовать

персонализированный

подход,

который

способствует

развитию

креативности,

познавательной активности и независимости. Типология проектов характеризуется

высокой степенью разнообразия и сложности. Проекты можно разделить на следующие

категории: монопроекты, коллективные проекты, устные и вербальные проекты,

письменные проекты и интернет-проекты. Однако на практике часто приходится иметь

дело с проектами, которые демонстрируют характеристики различных типов, включая

исследование, креативность, практичность и поиск информации. Проектное обучение

языку — это многогранный подход, который охватывает чтение, аудирование, говорение

и грамматику. Проектный метод способствует развитию у студентов навыков активного и

независимого мышления, одновременно способствуя совместному исследовательскому

подходу.

Можно

утверждать,

что

проектное

обучение

является

актуальным

педагогическим подходом из-за его способности прививать ценности сотрудничества,

взаимопомощи и эмпатии. Более того, он развивает творческие способности и вовлекает

учащихся в динамичную и активную деятельность. По сути, неделимость образования и

воспитания очевидна в процессе проектного обучения.

Технология кооперативного обучения — это педагогический подход, который

способствует взаимному обучению, в котором реализуется как индивидуальная, так и

коллективная ответственность за решение учебных задач. Основная цель — создать среду,

благоприятствующую

активному

совместному

обучению

в

различных

учебных

контекстах. Учащиеся объединяются в группы по три или четыре человека, и каждому

члену группы назначается определенная роль. Каждый несет ответственность не только за

результат своей собственной работы, но и за коллективный результат всей группы.

Следовательно, учащиеся, которые менее сильны в предмете, пытаются выяснить у своих

более сведущих коллег области, в которых им не хватает понимания. И наоборот, более

способные учащиеся стремятся обеспечить, чтобы их менее сведущие коллеги обладали

всесторонним пониманием поставленной задачи. Кроме того, этот подход имеет

преимущество в том, что приносит пользу всем вовлеченным сторонам, поскольку любые

пробелы в понимании устраняются коллективно.

Применение игровых технологий позволяет развивать компетенции, связанные с

оценкой множества потенциальных решений проблем, стимулированием познавательных

процессов учащихся и распознаванием внутренних способностей каждого человека. Игра

способствует

устойчивому

интересу

к

дальнейшему

изучению

языка

и

вселяет

уверенность в способности успешно овладеть языком. Однако следует отметить, что игра

имеет функции, выходящие за рамки простой мотивации. Включение игровых элементов в

класс способствует активации познавательных и творческих процессов учащихся,

улучшает результаты их обучения и развивает их инициативу и вовлеченность. Это также

помогает снизить вероятность скуки при приобретении навыков иностранного языка.

Игры способствуют развитию познавательных способностей, таких как изобретательность

и концентрация внимания. Они повышают языковую компетентность и укрепляют

словарный запас учащихся, подчеркивая тонкие различия в значениях слов. Игра может

способствовать

восстановлению

ранее

полученных

знаний

и

получению

новой

информации. Внедрение игровых методик служит обоснованию, казалось бы, невероятной

необходимости вступать в коммуникативное взаимодействие с преподавателем и

сокурсниками на иностранном языке.

2. Позволяет выявить методы, с помощью которых студенты могут строить

коммуникативно значимые фразы на основе самых базовых грамматических структур.

3. Оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же

речевых моделей и стандартных диалогов с психологической точки зрения.

4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.

5. Активизирует резервные возможности обучаемых.

6. Знания применяются на практике.

7. Вносит разнообразие в процесс обучения.

8. Развивает креативность.

9. Учит организовывать свою деятельность.

Технология

развития

критического

мышления

способствует

формированию

разносторонней личности, способной критически относиться к информации и отбирать

информацию

для

решения

поставленной

задачи.

Данная

технология

позволяет

высокоуспевающим ученикам развивать свои способности, ученикам со средними

способностями

достигать

новых

положительных

результатов,

а

ученикам

с

недостаточной мотивацией к обучению — достигать успеха. Важно подчеркнуть, что при

использовании технологии критического мышления получение новых знаний начинается

не с понимания традиционных методов решения конкретной проблемы, а с установления

обстоятельств, которые требуют решения указанной проблемы. Отвечая на личностно

значимые запросы, возникающие на пути к цели, человек может быстрее и глубже

усваивать новую информацию.

Технология развития критического мышления состоит из нескольких этапов.

Начальный этап — постановка задачи. Этот этап позволяет актуализировать и

обобщить имеющиеся у ученика знания по заданной теме или проблеме, стимулировать

устойчивый интерес к изучаемой теме и мотивацию к учебной деятельности.

Второй этап — этап понимания. На этом этапе студент способен получать новую

информацию, осмысливать ее, соотносить с имеющимися знаниями, анализировать новую

информацию

во

взаимосвязи

с

имеющимися

знаниями

и

интегрировать

ее

в

существующую когнитивную структуру.

Третий этап — этап рефлексии. На этом этапе ставится задача способствовать

целостному пониманию, обобщению полученной информации и формированию у каждого

студента уникального отношения к изучаемому материалу.

В

чем

заключается

принципиальное

новаторство

технологии

критического

мышления? Помимо философских идей, применяемая методика включает в себя и

элементы новизны, направленные на создание условий, способствующих свободному

развитию каждой личности. На каждом этапе урока используется свой методический

прием.

Показано, что комплексное использование указанных технологий в образовательном

процессе

стимулирует

личностную

и

интеллектуальную

активность,

развивает

познавательные процессы, способствует формированию компетенций, которыми должен

обладать будущий специалист.



В раздел образования