"Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики для развития ученика как субъекта образовательного процесса"
Автор: Карагаева Татьяна Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ" СОШ №36" Населённый пункт: Посёлок Новый Уоян Наименование материала: Исследовательская работа Тема: "Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики для развития ученика как субъекта образовательного процесса" Раздел: полное образование
Исследовательская работа учителя математики Карагаевой Т.П. по теме:
«Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики
для развития ученика как субъекта образовательного процесса»
Цель исследования:
Изучение учащегося, как субъекта и объекта учебного процесса.
Задачи исследования :
- определить личность учащегося, как и субъекта и объекта в образовательной
программе;
- исследовать Госстандарт содержания образования;
- изучить личностно – ориентированные приемы и методы обучения;
- определить направления организации учебного процесса в связи с ориентацией на
субъектность личности ученика;
-
обосновать
необходимость
обучения
учеников
дополнительным
навыкам
для
более эффективного обучения;
- рассмотреть индивидуально – дифференцированный подход обучения учеников
Субъект - носитель предметно- практической деятельности и познания (индивид или
социальная группа ), источник активности, направленный на объект.
Личность - качество человека, проявляющееся в его сознательной деятельности, поэтому
личность представляет собой сущность человека, вне которой человека уже или еще нет.
Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих
свойств. По отношению к личности как к субъекту деятельности, индивидуальность
составляет ее глубину.
Способность – это природная одаренность, талантность.
Субъектный опыт учащихся - личностный опыт ребенка.
Познавательная деятельность ученика – учение представляет собой сложный процесс
перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в
опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через
средства массовых коммуникаций к системе познания
Личностно- ориентированный подход - процесс, в котором личность ученика и личность
учителя выступают как его субъекты.
Активизация учебно-познавательной деятельности - это процесс, направленный на
усиленную деятельность объекта на субъект, на побуждение к её энергичному,
целенаправленному осуществлению.
Пути повышения эффективности уроков на основе субъект и субъектные отношения.
Динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления
образования.
Самоорганизация,
саморазвитие,
самоопределение,
самореализация
и
самоактуализация определяет целенаправленность образования и позицию участников
образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса, реализует
свой
способ
жизнедеятельности,
свою
индивидуальность,
а
учитель
–
организатор,
координатор деятельности учеников. Развитие личности, ее творческой индивидуальности,
раскрытие и реализация сущностных сил ребенка проходит главной линией системы
образования. Поэтому задачу, которую предстоит решать в ближайшее время, -
научить жить вместе, развивая знания, т.е. «научиться приобретать знания; научиться
работать; научиться жить».
Учебно-познавательная
деятельность учащихся
по своей природе и представляет
собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений общения. Совместная
деятельность в коллективе самых учащихся является исходной формой индивидуальной
учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками , обуславливает
владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка,
без которых невозможно учение.
Решение исходной проблемы практики образования – включение каждого ученика
ребенка, как субъекта образования, в учебный процесс. Но для того, чтобы развивать и
перевести
на
новый
качественный
уровень
образования,
необходимо
обратиться
к
внутренней
структуре
субъекта
и
механизмам
учета
особенностей
психологии,
способностям и познавательным стратегиям, интегрируя все то лучшее, что уже накоплено
технологиями.
Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих
свойств. По отношению к личности как к субъекту деятельности, индивидуальность
составляет ее глубину.
При этом Б. Г. Ананьев определяет личность как качество человека, проявляющееся в
его сознательной деятельности, поэтому личность представляет собой сущность человека,
вне которой человека уже или еще нет.
Поэтому усиливается интерес теории воспитания и дидактики к личности ученика,
формируется такое важное понятие, как «траектория развития личности», указывающее на
самобытность
жизненного
пути
каждого
и
признание
индивидуальности
и
неповторимости личности.
Педагогика
как
область
человеческой
деятельности,
включает
в
свою
структуру
субъекты и объекты процесса. Традиционно ребенку отводиться роль объекта, которому
учитель передает знания и опыт. Но нельзя забывать,
что учитель имеет дело не с
безликой массой, а с личностями, в качестве которых сочетаются наследственные и
социальные составляющие. У каждого из них есть индивидуальный характер ощущений,
восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, которые играют огромную роль в
процессе обучения.
Но
педагогику
и
психологию
всегда
интересовал
вопрос
выявления
и
развития
способностей. Способностям к психолого–педагогической категории посвящен целый ряд
монографий и диагностических методик.
К
наиболее
значительным
работам
в
области
способностей
следует
отнести
монографии В.Д. Шадрикова, Э. А Голубева.
Педагогические
способности
Языковые способности
Коммуникативно-речевые
Когнитивно-
лингвистические
Активированность
Лабильность
Лабильность
Слабость
Инертность
Сила
Сила / слабость
Социальный интеллект
Стрессоустойчивость.
Невербальный интеллект
Непроизвольная сфера
Вербальный интеллект
Произвольная сфера.
Музыкальные способности
Математические способности
Активированность
Лобильность
Сила / слабость
Невербальный интеллект
Непроизвольная сфера
Эмоциональная устойчивость
Артистичность.
Инертность
Сила
Вербальный интеллект
Произвольная сфера
Эмоциональная устойчивость
Рациональность.
Рассматривая общие и специальные способности, нельзя не остановиться на их связи
с обучением.
Эффективность
выполнения
познавательной
деятельности
определяет
и
мотивация,
и
личностные
особенности.
Высокая
мотивация
и
такая
способность
личности,
как
трудолюбие,
повышают
успешность
обучения.
Но
помимо
успеха
в
деятельности,
способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью, что отражается
следующей
закономерностью:
скорость
обучения
зависит
от
мотивации,
а
чувство
легкости при обучении обратно пропорционально мотивационному напряжению.
Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет
деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс
овладения
деятельностью и сама
деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в
которой он имеет способности.
Эту формулу способности можно выразить следующим образом:
1.
В объективной форме: способность равна скорости и качеству в числителе и цене в
знаменателе.
2.
В субъективной форме: способность равна успеху в числителе и субъективной
трудности в знаменатели.
Из этого следует, что способному человеку всё дается легче, нежели неспособному.
Отсюда возникает проблема психической сущности способности.
В процессе познания можно выделить следующие составляющие:
Именно способность к применению знаний часто отождествляется с интеллектом как
способностью решать задачи на основе имеющихся знаний.
Интеллект – это некоторая общая способность приспособления к новым жизненным
условиям.
Для выявления интеллекта используются методики Ровена, Амптхауэра.
С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема переноса знаний из
одной (уже решенной) задачи в другую (новую).
Для решения этой проблемы нужны познавательные способности субъекта.
Познавательные способности – одна из важнейших характеристик познавательной
деятельности субъекта.
Познавательные способности часто понимаются как некая подсистема личности –
совокупность индивидуально- психологических особенностей ребенка, которые отличают
его от других детей, определяют успешность его познавательной деятельности и не
переводят к уже имеющимся учебным знаниям и умениям.
Система
«учебные
способности»
определяется
требованиями
познавательной
деятельности, её спецификой с одной стороны и индивидуальностью с другой.
Познавательные способности проявляются в
успешности деятельности ( высоких
учебных
достижениях
–
в
высоком
уровне
знаний,
умений,
навыков,
лёгкости,
самостоятельности, быстроте овладения учебным материалом), а также в субъективном
переживании психологического комфорта ( переживании интереса, увлеченности, успеха).
Приобретение знаний
Преобразование знаний
Применение знаний
Состав
познавательных
способностей
неоднозначен,
но
с
точки
зрения
задачи
целенаправленного
формирования
познавательной
деятельности
будет
больше
интересовать - уровни учебных способностей субъекта:
1.
Мотивация.
2.
Учебная деятельность.
3.
Умственные особенности
Г.
И.
Щукина
дает
такое
определение
познавательной
деятельности
«в
учебном
процессе». Познавательная деятельность ученика – учение представляет собой сложный
процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых
в
опыте
жизни
и
из
разрозненных
сведений,
приобретенных
от
взрослых
либо
через
средства массовых коммуникаций к системе познания. Какова позиция самого школьника в
познавательной деятельности. Дело в том, что познавательная деятельность школьника
всегда осуществляется через руководство учителя, и
в совместной с учеником учебной
деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является
ученик. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной
деятельности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.
Г.И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе
учения,
в
своей
познавательной
деятельности
школьник
не
может
выступать
только
объектом.
Учение
всецело
зависит
от
его
деятельной,
активной
позиции,
а
учебная
деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и
учащихся,
всегда
дает
более
плодотворные
результаты.
Поэтому
формирование
деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.
Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет
ценных
внутренних
побуждений,
не
является
для
учителя
субъектом
учебной
деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия
учителя.
Функциональное назначение познавательной деятельности:
1. Вооружает знаниями умениями и навыками.
2.
Содействует
воспитанию
мировоззрения,
нравственных,
эстетических
качеств
учащихся.
3.
Развивает
их
познавательные
силы,
личностные
образования:
активность,
самостоятельность, познавательный интерес.
4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.
5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Г.И.
Щукина
указывает,
что
определением
активизации
учебно-познавательной
деятельности
можно
считать
следующие:
это
процесс,
направленный
на
усиленную
деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному
осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания
и учения.
Активизация
познавательной
деятельности
-
побуждение
к
энергичному,
целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь.)
Активизация
познавательной
деятельности
это
не
только
процесс
управления
активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником.
Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в
учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным
решениям
и
действиям,
к
свободному
выбору
заданий,
к
творческой
деятельности.
Исследования,
проведённые
Г.И.
Щукиной,
позволили
выделить
приёмы,
которые
содействуют
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
в
которых
ученик
должен:
• защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать
приобретенные знания;
• задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью
в процесс познания;
•
рецензировать
ответы
товарищей,
сочинения,
другие
творческие
работы,
вносить
коррективы, давать советы;
• делиться своими знаниями с другими;
• помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
• выполнять задания -максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы
• побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно
• практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых,
творческих;
• создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических
действий.
Учение
–
целенаправленный
и
мотивированный
процесс,
поэтому
задача
учителя
состоит
в
том,
чтобы
включить
каждого
ученика
в
деятельность,
обеспечивающую
формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует
осознание учеником цели предстоящей деятельности.
Цепочка выглядит так:
потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Эффективность в методах обучения и воспитания учитель – ученик, объект – субъект
состоит в том, что учитель:
1.
переходит
с
позиции
носителя
знаний
в
позицию
организатора
собственной
познавательной деятельности обучающихся;
2.
мотивирует познавательную деятельность субъекта на уроке за счет коммуникации
и добивается интереса к предмету.
3.
организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
4.
использует коллективные способы на уроке
5.
организует помощь в деятельности ученику;
6.
создает ситуацию успеха;
7.
организует гуманную систему взаимоотношений;
8.
организует самоанализ деятельности ученика.
Проблема
формирования
познавательного
интереса
к
математике
представляет
собой
особую значимость для методики преподавания. Хорошо известно, что одним из главных
условий
осуществления
деятельности,
достижения
определенных
целей
является
мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы
личности.
Проблему формирования интереса в процессе учебы, можно создать за счет следующих
условий:
1.
моделирования личностно-ориентированной образовательной технологии.
2.
содержания
учебного
материала
(
когда
ребенку
просто
нравится
содержания
предмета.
3.
методов и приемов использования субъектного опыта учащихся.
Важно
отметить,
что
в
рамках
личностно
–
ориентированного
образования
можно
выделить:
разноуровневый подход;
дифференцированный подход;
индивидуальный подход;
субъектно-личностный подход.
Под личностно- ориентированным подходом понимается такой тип образовательного
процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты;
целью
образования
является
развитие
личности
ребенка,
его
индивидуальности
и
неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и
структура
его
убеждений,
а
отношения
учитель
–
ученик
построены
на
принципах
сотрудничества и свободы выбора.
Под субъектным опытом понимаем ту часть личностного опыта ребенка, которая
относится
к
его
собственным
новообразованиям,
индивидуальным
смыслам
и
индивидуальным познавательным стратегиям.
Под
стратегиям
познания
понимаем
внутренние
механизмы
познавательных
процессов, которые связаны с определенным видом деятельности и состоят из внутренней
установки
критерия
достижения
результата,
операций
по
его
достижению,
фиксации
результата деятельности.
Наиболее эффективный путь формирования познавательного интереса к математике
посредством задач:
задействование учащихся в индивидуальном целеполагание и составления
плана урока:
свобода выбора различных форм обучения.
выбор учащимися содержания обучения различной сложности.
оценивание не только результатов, но и процесса деятельности
использование приемов педагогической техники с учетом индивидуальных
способностей
изучение и формирования творческой личности.
У
каждого
урока
есть
триединая
дидактическая
цель,
которая
включает
в
себя
обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты, но главным компонентом этих
целей является конечный результат формирования личности.
Особое значение для достижения этой цели приобретает направленность применяемых
методов на развитие познавательной деятельности:
ПД = ООД + Ид + Кд + Корд , где ООД – ориентировочная основа действий; Ид –
исполнительная
деятельность;
Кд
–
контрольные
действия;
Корд
–
коррекционные
действия.
При составлении поурочных планов использую формулу академика В.П.Беспалько:
Дпр = М + Пд + У , Дпр – дидактический процесс, М – мотив, Пд – познавательная
деятельность учащегося, У – управление.
Здесь мотив выступает как совокупность внешних и внутренних мотивов, а управление –
как совокупность внешнего управления со стороны учителя и самоуправление учащихся.
Причем
самоуправление
формирует
у
субъекта
деятельности
самоконтроль
и
самокоррекция. А рефлексивная деятельность, в свою очередь, позволяет заниматься
прогнозированием,
моделированием
самого
себя,
постепенно
начинают
развиваться
процессы
самоопределения-
самовыражения
–
самореализации
и
саморегуляция.
Это
обеспечивает создание личностно- ориентированной модели обучения в соответствии с
формулой:
Цель – мотив – деятельность – рефлексия – теоретическое знание .
На
основе
данных
требований
я
применяю
технологии
уровневой
дифференциации,
приемы педагогической техники Анатолия Гина, модульную технологию, технологию
интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова.
По данным технологиям обучение двух ступенчатое: обязательное общеобразовательное и
повышенной подготовки. Базовый уровень задается однозначно и должен обеспечить
потенциал развития школьника. Психологическая установка: « Возьми столько, сколько
сможешь, но не меньше обязательного». Исследование профессора Ж.А. Караева показало,
что переход к « зоне ближайшего развития» может быть осуществлен на основе перехода
репродуктивного уровня деятельности ученика к продуктивному. Исследуя уровневую
взаимосвязь можно обнаружить их соответствие с уровнями умения, мотива и качества
знаний.
Уровень ---- мотив ----- активность ----- умения ------- качества.
По уровням усвоения можно составить модель познавательной деятельности на уроках
математике:
Субъект
мотивы, мотивация уровни усвоения
Цель обучения
задачи
результат действия
Модульная
технология
в
работе
преобразует
обучение
так,
что
ученик
самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе.
Сердцевиной модульная технология - учебный модуль, включающий:
- законченный блок информации;
- целевую программу действий ученика;
- рекомендации по ее успешной реализации.
В своей практике организацию учебной деятельности считаю не урок, а целый модуль
-раздел, состоящий из нескольких тем. Структура изучения каждой темы , начиная с 8
класса, модуля следующая:
1 этап. Вводно – мотивационный, на котором знакомлю учащихся с целью и задачами
изучения темы, её теоретическим и практическим значением, сообщаю план и сроки
изучения темы.
Такое вводное занятие формирует мотивацию учения, способствует
осознанию учащимися себя как субъектов учебной деятельности.
2 этап . Изучения теоретической части ведется к сожалению не самостоятельно, так
ученики еще не приучены самостоятельно добывать знания, поэтому новый материал
выдаю с помощью схем, знаков, алгоритмов, которые записываем в отдельных тетрадях –
справочниках.
3 этап. Практическая часть изучения темы осуществляется с помощью различных форм,
приемов, методов обучения с разноуровневыми заданиями.
Активизирую
интерес, усиливаю мотивацию учения через приемы
педагогической
техники Анатолия Гина:
-
Привлекательная
цель:
перед
учеником
ставится
простая,
понятная
и
привлекательная для него цель, выполняя которую он волей- неволей выполняет и то
действие, которое планирую.
-
Удивляй : Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует
работу ума, как удивительное. Загадки, ребусы, удивительный факт.
- Лови ошибку: Стерлись запятые. Объясняя материал намеренно допускаю ошибки, в
решении исправьте ошибки и.т. д.
- Своя и моя опора.
Опорный конспект – это уже инструмент, без которого ученик не может работать, ведь
он работает со знаниями, которые он должен применить, искать условия и границы
применимости, преобразовать, расширять и дополнять, находить связи и соотношения,
рассматривать в разных моделях и контекстах.
Коллективная учебная деятельность:
- организация работы в группах
- мозговой штурм
- Деловые игры:
игры
–
тренинги,
логическая
цепочка,
игры
в
случайность,
психологические
тренинги, блиц – турниры - опрос.
Письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный.
Поэтому формирования системы знаний провожу через:
диктанты,
тесты
различных
видов,
самостоятельные
работы
вариативного
характера, контрольные работы трех уровней, решение творческих задач.
Коррекционная работа.
Результаты работ всех работ в баллах фиксируются в журнале, неудовлетворительные
оценки пока не выставляются, дается время еще раз изучить самостоятельно и сдать зачет.
Особенно эффективна эта технология в старших классах.
Ученик
должен
научиться
осуществлять
наблюдение
за
своей
учебной
деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию, От способности ученика к
самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей
учебной
деятельности
и
адекватная
реакция
на
оценку
его
деятельности
учителем.
Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной
деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего
труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей
учебной
деятельности.
Самокоррекция
является
необходимым
этапом
учебной
деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя
самокоррекцию,
регулируя
производимые
им
действия,
создает
внутренний
образец,
эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти
для сличения с внешней деятельностью.
Для формирования у школьников навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ
и самокоррекцию своей деятельности, я приучаю ребят при выполнении домашней работы
проверять
степень
усвоения
материала
тестам,
диктантами.
Приучаю
контролировать
деятельность
по
результату.
С
этой
целью
в
начале
четверти
даю
таблицу
всех
письменных, зачетных работ, тестов. Учащиеся записывают в конце тетради и выставляют
полученные
результаты.
Путей
предупреждения
и
ликвидации
пробелов
предлагаю
несколько:
а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме;
б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;
в) взять у учителя дополнительное задание;
г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки
(тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);
д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник.
Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в
котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что
же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, он приучается
исследовать
свою
деятельность
и
создавать
мотивы
для
перестройки
учебной
деятельности. У ученика формируется стремление выполнять работу после того, как он
понял и принял задачу.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.А. Плигин. Личностно – ориентированное образование: история и практика.
2. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.
3. Ж.У. Кобдикова Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения.
3. А.А. Гин. Приемы педагогической техники.
4. Приложения «Математика» к газете «Первое сентября».
5. А.Д. Семушин. Активизация мыслительной деятельности.