Напоминание

"Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики для развития ученика как субъекта образовательного процесса"


Автор: Карагаева Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ" СОШ №36"
Населённый пункт: Посёлок Новый Уоян
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики для развития ученика как субъекта образовательного процесса"
Раздел: полное образование





Назад





Исследовательская работа учителя математики Карагаевой Т.П. по теме:

«Использование активизации познавательной деятельности на уроках математики

для развития ученика как субъекта образовательного процесса»

Цель исследования:
Изучение учащегося, как субъекта и объекта учебного процесса.
Задачи исследования
:  - определить личность учащегося, как и субъекта и объекта в образовательной программе;  - исследовать Госстандарт содержания образования;  - изучить личностно – ориентированные приемы и методы обучения;  - определить направления организации учебного процесса в связи с ориентацией на субъектность личности ученика;  - обосновать необходимость обучения учеников дополнительным навыкам для более эффективного обучения; - рассмотреть индивидуально – дифференцированный подход обучения учеников
Субъект
- носитель предметно- практической деятельности и познания (индивид или социальная группа ), источник активности, направленный на объект.
Личность
- качество человека, проявляющееся в его сознательной деятельности, поэтому личность представляет собой сущность человека, вне которой человека уже или еще нет. Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих свойств. По отношению к личности как к субъекту деятельности, индивидуальность составляет ее глубину.
Способность
– это природная одаренность, талантность.

Субъектный опыт учащихся
- личностный опыт ребенка.
Познавательная деятельность ученика
– учение представляет собой сложный процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций к системе познания
Личностно- ориентированный подход
- процесс, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты.
Активизация учебно-познавательной деятельности
- это процесс, направленный на усиленную деятельность объекта на субъект, на побуждение к её энергичному, целенаправленному осуществлению. Пути повышения эффективности уроков на основе субъект и субъектные отношения. Динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Самоорганизация, саморазвитие, самоопределение, самореализация и самоактуализация определяет целенаправленность образования и позицию участников образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса, реализует свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а учитель – организатор, координатор деятельности учеников. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка проходит главной линией системы образования. Поэтому задачу, которую предстоит решать в ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания, т.е. «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить». Учебно-познавательная деятельность учащихся по своей природе и представляет собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений общения. Совместная деятельность в коллективе самых учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками , обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение. Решение исходной проблемы практики образования – включение каждого ученика ребенка, как субъекта образования, в учебный процесс. Но для того, чтобы развивать и перевести на новый качественный уровень образования, необходимо обратиться к внутренней структуре субъекта и механизмам учета особенностей психологии,
способностям и познавательным стратегиям, интегрируя все то лучшее, что уже накоплено технологиями. Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих свойств. По отношению к личности как к субъекту деятельности, индивидуальность составляет ее глубину. При этом Б. Г. Ананьев определяет личность как качество человека, проявляющееся в его сознательной деятельности, поэтому личность представляет собой сущность человека, вне которой человека уже или еще нет. Поэтому усиливается интерес теории воспитания и дидактики к личности ученика, формируется такое важное понятие, как «траектория развития личности», указывающее на самобытность жизненного пути каждого и признание индивидуальности и неповторимости личности. Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. Традиционно ребенку отводиться роль объекта, которому учитель передает знания и опыт. Но нельзя забывать, что учитель имеет дело не с безликой массой, а с личностями, в качестве которых сочетаются наследственные и социальные составляющие. У каждого из них есть индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, которые играют огромную роль в процессе обучения. Но педагогику и психологию всегда интересовал вопрос выявления и развития способностей. Способностям к психолого–педагогической категории посвящен целый ряд монографий и диагностических методик. К наиболее значительным работам в области способностей следует отнести монографии В.Д. Шадрикова, Э. А Голубева.
Педагогические

способности

Языковые способности
Коммуникативно-речевые Когнитивно- лингвистические Активированность Лабильность Лабильность Слабость Инертность Сила
Сила / слабость Социальный интеллект Стрессоустойчивость. Невербальный интеллект Непроизвольная сфера Вербальный интеллект Произвольная сфера.
Музыкальные способности

Математические способности
Активированность Лобильность Сила / слабость Невербальный интеллект Непроизвольная сфера Эмоциональная устойчивость Артистичность. Инертность Сила Вербальный интеллект Произвольная сфера Эмоциональная устойчивость Рациональность. Рассматривая общие и специальные способности, нельзя не остановиться на их связи с обучением. Эффективность выполнения познавательной деятельности определяет и мотивация, и личностные особенности. Высокая мотивация и такая способность личности, как трудолюбие, повышают успешность обучения. Но помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью, что отражается следующей закономерностью: скорость обучения зависит от мотивации, а чувство легкости при обучении обратно пропорционально мотивационному напряжению. Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он имеет способности. Эту формулу способности можно выразить следующим образом: 1. В объективной форме: способность равна скорости и качеству в числителе и цене в знаменателе. 2. В субъективной форме: способность равна успеху в числителе и субъективной трудности в знаменатели. Из этого следует, что способному человеку всё дается легче, нежели неспособному.
Отсюда возникает проблема психической сущности способности. В процессе познания можно выделить следующие составляющие: Именно способность к применению знаний часто отождествляется с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний. Интеллект – это некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Для выявления интеллекта используются методики Ровена, Амптхауэра. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема переноса знаний из одной (уже решенной) задачи в другую (новую). Для решения этой проблемы нужны познавательные способности субъекта. Познавательные способности – одна из важнейших характеристик познавательной деятельности субъекта. Познавательные способности часто понимаются как некая подсистема личности – совокупность индивидуально- психологических особенностей ребенка, которые отличают его от других детей, определяют успешность его познавательной деятельности и не переводят к уже имеющимся учебным знаниям и умениям. Система «учебные способности» определяется требованиями познавательной деятельности, её спецификой с одной стороны и индивидуальностью с другой. Познавательные способности проявляются в успешности деятельности ( высоких учебных достижениях – в высоком уровне знаний, умений, навыков, лёгкости, самостоятельности, быстроте овладения учебным материалом), а также в субъективном переживании психологического комфорта ( переживании интереса, увлеченности, успеха). Приобретение знаний Преобразование знаний Применение знаний
Состав познавательных способностей неоднозначен, но с точки зрения задачи целенаправленного формирования познавательной деятельности будет больше интересовать - уровни учебных способностей субъекта: 1. Мотивация. 2. Учебная деятельность. 3. Умственные особенности Г. И. Щукина дает такое определение познавательной деятельности «в учебном процессе». Познавательная деятельность ученика – учение представляет собой сложный процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций к системе познания. Какова позиция самого школьника в познавательной деятельности. Дело в том, что познавательная деятельность школьника всегда осуществляется через руководство учителя, и в совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является ученик. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятельности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика. Г.И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя. Функциональное назначение познавательной деятельности: 1. Вооружает знаниями умениями и навыками. 2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.
3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес. 4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся. 5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности. Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. Активизация познавательной деятельности - побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь.) Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности. Исследования, проведённые Г.И. Щукиной, позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен: • защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания; • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания; • рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы; • делиться своими знаниями с другими; • помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное; • выполнять задания -максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы • побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно
• практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих; • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий. Учение – целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка выглядит так:
потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Эффективность в методах обучения и воспитания учитель – ученик, объект – субъект состоит в том, что учитель: 1. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся; 2. мотивирует познавательную деятельность субъекта на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету. 3. организует творческие и самостоятельные работы на уроке; 4. использует коллективные способы на уроке 5. организует помощь в деятельности ученику; 6. создает ситуацию успеха; 7. организует гуманную систему взаимоотношений; 8. организует самоанализ деятельности ученика. Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Проблему формирования интереса в процессе учебы, можно создать за счет следующих условий: 1. моделирования личностно-ориентированной образовательной технологии.
2. содержания учебного материала ( когда ребенку просто нравится содержания предмета. 3. методов и приемов использования субъектного опыта учащихся. Важно отметить, что в рамках личностно – ориентированного образования можно выделить:  разноуровневый подход;  дифференцированный подход;  индивидуальный подход;  субъектно-личностный подход. Под личностно- ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, а отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Под субъектным опытом понимаем ту часть личностного опыта ребенка, которая относится к его собственным новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям. Под стратегиям познания понимаем внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным видом деятельности и состоят из внутренней установки критерия достижения результата, операций по его достижению, фиксации результата деятельности. Наиболее эффективный путь формирования познавательного интереса к математике посредством задач:  задействование учащихся в индивидуальном целеполагание и составления плана урока:  свобода выбора различных форм обучения.  выбор учащимися содержания обучения различной сложности.  оценивание не только результатов, но и процесса деятельности  использование приемов педагогической техники с учетом индивидуальных способностей  изучение и формирования творческой личности.
У каждого урока есть триединая дидактическая цель, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты, но главным компонентом этих целей является конечный результат формирования личности. Особое значение для достижения этой цели приобретает направленность применяемых методов на развитие познавательной деятельности:
ПД = ООД + Ид + Кд + Корд
, где ООД – ориентировочная основа действий; Ид – исполнительная деятельность; Кд – контрольные действия; Корд – коррекционные действия. При составлении поурочных планов использую формулу академика В.П.Беспалько:
Дпр = М + Пд + У
, Дпр – дидактический процесс, М – мотив, Пд – познавательная деятельность учащегося, У – управление. Здесь мотив выступает как совокупность внешних и внутренних мотивов, а управление – как совокупность внешнего управления со стороны учителя и самоуправление учащихся. Причем самоуправление формирует у субъекта деятельности самоконтроль и самокоррекция. А рефлексивная деятельность, в свою очередь, позволяет заниматься прогнозированием, моделированием самого себя, постепенно начинают развиваться процессы самоопределения- самовыражения – самореализации и саморегуляция. Это обеспечивает создание личностно- ориентированной модели обучения в соответствии с формулой:
Цель – мотив – деятельность – рефлексия – теоретическое знание
. На основе данных требований я применяю технологии уровневой дифференциации, приемы педагогической техники Анатолия Гина, модульную технологию, технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. По данным технологиям обучение двух ступенчатое: обязательное общеобразовательное и повышенной подготовки. Базовый уровень задается однозначно и должен обеспечить потенциал развития школьника. Психологическая установка: « Возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного». Исследование профессора Ж.А. Караева показало, что переход к « зоне ближайшего развития» может быть осуществлен на основе перехода репродуктивного уровня деятельности ученика к продуктивному. Исследуя уровневую взаимосвязь можно обнаружить их соответствие с уровнями умения, мотива и качества знаний.
Уровень ---- мотив ----- активность ----- умения ------- качества. По уровням усвоения можно составить модель познавательной деятельности на уроках математике:
Субъект

мотивы, мотивация уровни усвоения

Цель обучения

задачи

результат действия
Модульная технология в работе преобразует обучение так, что ученик самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевиной модульная технология - учебный модуль, включающий: - законченный блок информации; - целевую программу действий ученика;
- рекомендации по ее успешной реализации. В своей практике организацию учебной деятельности считаю не урок, а целый модуль -раздел, состоящий из нескольких тем. Структура изучения каждой темы , начиная с 8 класса, модуля следующая:
1 этап.
Вводно – мотивационный, на котором знакомлю учащихся с целью и задачами изучения темы, её теоретическим и практическим значением, сообщаю план и сроки изучения темы. Такое вводное занятие формирует мотивацию учения, способствует осознанию учащимися себя как субъектов учебной деятельности.
2 этап
. Изучения теоретической части ведется к сожалению не самостоятельно, так ученики еще не приучены самостоятельно добывать знания, поэтому новый материал выдаю с помощью схем, знаков, алгоритмов, которые записываем в отдельных тетрадях – справочниках.
3 этап.
Практическая часть изучения темы осуществляется с помощью различных форм, приемов, методов обучения с разноуровневыми заданиями. Активизирую интерес, усиливаю мотивацию учения через приемы педагогической техники Анатолия Гина: -
Привлекательная

цель:
перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей- неволей выполняет и то действие, которое планирую. -
Удивляй :
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Загадки, ребусы, удивительный факт.
- Лови ошибку:
Стерлись запятые. Объясняя материал намеренно допускаю ошибки, в решении исправьте ошибки и.т. д. -
Своя и моя опора.

Опорный конспект
– это уже инструмент, без которого ученик не может работать, ведь он работает со знаниями, которые он должен применить, искать условия и границы применимости, преобразовать, расширять и дополнять, находить связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Коллективная учебная деятельность:


- организация работы в группах

- мозговой штурм

- Деловые игры:

игры



тренинги,

логическая

цепочка,

игры

в

случайность,

психологические

тренинги, блиц – турниры - опрос.
Письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Поэтому формирования системы знаний провожу через:
диктанты,

тесты

различных

видов,

самостоятельные

работы

вариативного

характера, контрольные работы трех уровней, решение творческих задач.

Коррекционная работа.
Результаты работ всех работ в баллах фиксируются в журнале, неудовлетворительные оценки пока не выставляются, дается время еще раз изучить самостоятельно и сдать зачет. Особенно эффективна эта технология в старших классах. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию, От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у школьников навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности, я приучаю ребят при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала тестам, диктантами. Приучаю контролировать деятельность по результату. С этой целью в начале четверти даю таблицу всех письменных, зачетных работ, тестов. Учащиеся записывают в конце тетради и выставляют
полученные результаты. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагаю несколько: а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме; б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме; в) взять у учителя дополнительное задание; г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями); д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, он приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки учебной деятельности. У ученика формируется стремление выполнять работу после того, как он понял и принял задачу. ЛИТЕРАТУРА 1. А.А. Плигин. Личностно – ориентированное образование: история и практика. 2. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. 3. Ж.У. Кобдикова Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения.
3. А.А. Гин. Приемы педагогической техники. 4. Приложения «Математика» к газете «Первое сентября». 5. А.Д. Семушин. Активизация мыслительной деятельности.


В раздел образования