Напоминание

"Программа учебного предмета "Рисунок" по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства "Изобразительное искусство". Срок освоения - 4 года"


Автор: Личман Мария Олеговна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО Сметанинская ДШИ
Населённый пункт: деревня Сметанино, Смоленская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Программа учебного предмета "Рисунок" по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства "Изобразительное искусство". Срок освоения - 4 года"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМЕТАНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете МБУ ДО Сметанинская ДШИ Протокол № 2 от «16» февраля 2015
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО Сметанинская ДШИ ______________________/М.О. Личман/ Приказ № 07 от «16» февраля 2015 Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.02 РИСУНОК 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебного предмета. 2. Структура и содержание учебного предмета. 3. Условия реализации программы учебного предмета. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета. 2

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РИСУНОК

Область применения программы
: изобразительное искусство. В соответствии с федеральными государственными требованиями программа учебного предмета «Рисунок» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного со сроком освоения 4 года. Срок реализации учебного предмета «Рисунок» для детей, поступивших в первый класс в возрасте от шести до девяти лет составляет 3 года (2,3,4 класс). Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства в МБУ ДО Сметанинская ДШИ, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Форма

проведения

учебных

аудиторных

занятий
: групповая, численностью от 4-10 человек. Рекомендуемая продолжительность урока согласно норм СанПиН – 30 минут во 2 классе, 45 минут в 3,4 классах.
Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения

предмета.

Целью предмета является:
- формирование у обучающихся навыков в выполнении линейного и живописного рисунка.
Задачами предмета являются:
- умение использовать изобразительные выразительные возможности рисунка; - умение использовать полученные знания в художественной деятельности; - формирование творческой инициативы и эстетического вкуса обучающихся.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- понятия: «пропорция», «симметрия», «светотень»; - основы законов перспективы;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать приемы линейной и воздушной перспективы; - моделировать форму предметов тоном; - рисовать по памяти предметы в несложных положениях. Объём максимальной учебной нагрузки обучающегося 262,5 часов, в том числе: 3
Обязательной аудиторной учебной нагрузки 105 часа; Самостоятельной работы обучающегося 157,5 часов.
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 262,5 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 105 В том числе: Практические занятия 33 Контрольные уроки, зачеты 2 С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а обучающегося (всего) 157,5 В том числе: Итоговая атте стация в ф орм е выпускных экзаменов -
Тематический план и содержание учебного предмета «Рисунок».
Название темы Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа Количество часов Тема 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка Содержание учебного материала 7 Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт. 4
Практические занятия 7 Контрольные работы - Самостоятельная работа учащегося 10 Тема 2. Линейный рисунок. Содержание учебного материала 7 Зарисовки фигуры человека. Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Практические занятия 6,5 Контрольные работы 0,5 Самостоятельная работа учащегося 10 Тема 3. Законы перспективы. Светотень. Содержание учебного материала 7 Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная п е р с п е кт и ва . Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности. Практические занятия 6,5 Контрольные работы 0,5 Самостоятельная работа учащегося 10 Тема 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность. Содержание учебного материала 7 Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал). Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Зарисовка мягкой игрушки. Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство с приемами работы мягким материалом. 5
Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Практические занятия 6,5 Контрольные работы 0,5 Самостоятельная работа учащегося 10 Тема 5. Тональный длительный рисунок. Содержание учебного материала 7 Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и е го пространственного расположения на п р е д м е т н о й п л о с ко с т и . П е р е д а ч а материальности. Композиция лис т а . Освещение верхнее боковое. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на с е р о м ф о н е . Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Практические занятия 6,5 Контрольные работы 0,5 Самостоятельная работа учащегося 12,5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА.
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для занятий, выставочный зал, библиотеку. Оборудование учебного кабинета:

наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски. Технические средства: магнитофон, CD-проигрыватель, DVD- проигрыватель, проектор, ПК, колонки. 6
Информационное обеспечение обучения. Рекомендуемые учебные издания, сайты Интернет-ресурсов, дополнительная литература.
Список методической литературы
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 2. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984 3. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010 4. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 5. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010 6. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985 7. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 8. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 9. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА
7
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения В результате освоения предмета выпускник знает: - п о н я т и я : « п р о п о р ц и я » , «симметрия», «светотень»; - основы законов перспективы; В результате освоения предмета выпускник умеет: - использовать приемы линейной и воздушной перспективы; - моделировать форму предметов тоном; - рисовать по памяти предметы в несложных положениях. 1. Контрольные уроки. 8


В раздел образования