Рабочая программа по русскому языку к УМК "Перспектива" 3 класс
Автор: Антипина Лариса Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22" Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Рабочая программа по русскому языку к УМК "Перспектива" 3 класс Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования самореализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1.
познавательная-познакомить с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся;
2.
социокультурную -формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развивать устную и письменную , монологическую и
диалогическую речи, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения у школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у ученика любви к русскому языку, развитие чувств сопричастности к сохранению его уникальности, пробуждение интереса к
языку.
Рабочая программа составлена к УМК «Перспектива» по предмету
«Русский язык», 3 класс,
под ред. Л. Ф. Климановой, Т.В.
Бабушкиной и реализует идею, которая заключается в том, что программа не ограничивается
знакомством учащихся с системой языка и его
правилами,
формированием
элементарных
речевых
умений
и
навыков.
Данный
предмет
играет
важную
роль
в
становлении
основ
гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,
духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Структура рабочей программы (п.19.5 ФГОС НОО):
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- планируемые результаты;
- описание учебно-методического и материально - технического обеспечения учебного предмета.
Приоритетные формы и методы работы
Формы
Методы
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Парная
Словесные
Наглядные
Эвристические
Практические
Частично-поисковые
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обязательные формы
и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущая аттестация
итоговая
аттестация
(четверть, год)
урочная
деятельность
внеурочная деятельность
– устный фронтальный опрос
– словарные диктанты
-предупредительные, объяснительные,
выборочные диктанты
-творческие сочинения. изложения
-свободные проверочные работы,
тесты
-контрольные
работы с
грамматичес –кими
заданиями
-итоговый
контрольный
диктант с
грамматическим
заданием
-контрольный
словарный диктант
-комплексный
анализ текста
– анализ динамики
текущей
успеваемости
– участие в олимпиадах,конкурсах
-создание творческих проектов
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Основные содержательные линии программы:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова ( морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация; (орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики,
морфологии, морфемики и синтаксиса)
развития речи
Уроки спланированы с учётом знаний, умений, навыков по предмету, которые формируются у школьников в процессе реализации
принципов развивающего обучения. На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся..
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа
предусматривает прочное усвоение материала, для чег значительное место в ней отводится повторению.
В программе также выделены на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между
грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Содержание программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют
упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение
учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они
работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не только функция наименования, сколько функция
обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение предмета в 3 классе отводится
170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русского языка является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение)
младшими школьниками системы ценностей.
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка,
основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе
– это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета
у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и
к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее
своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание
ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как
среды обитания.
Результаты изучения курса «Русский язык» в 3 классе
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
- формирование внутренней
позиции
школьника
н а
уровне
положительного
отношения к школе;
-
формирование
широкой
мотивационной
основы
учебной деятельности;
-
р а з в и т и е
у ч е б н о -
позновательного интереса к
н о в о м у
у ч е б н о м у
материалу;
-
п о н и м а н и е
п р и ч и н
неуспеха
в
своей
учебной
деятельности,
развитие
способности
к
самооценке
н а
о с н о в е
к р и т е р и е в
у с п е ш н о й
у ч е б н о й
деятельности;
-
формирование
о с н о в
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры,
действия в новом учебном материале;
-
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату деятельности;
-
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий
на
основе
соответствия
результатов
требованиям данной задачи;
-
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителя, товарищей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения, оценки и учета характера сделанных
ошибок.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для
Учащиеся должны знать:
- состав слова: корень, приставку, суффикс,
окончание;
- главные члены предложения (подлежащее и
сказуемое);
- части речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
- проводить синтаксический разбор
предложений;
- определять их вид по цели высказывания и
интонации, правильно обозначать на письме
знаки препинания; выделять главные и
второстепенные члены предложения,
устанавливать связь между ними по вопросам;
- обозначать на письме интонацию
перечисления в предложениях с однородными
членами;
- отличать текст от набора предложений;
гражданской
идентичности,
осознание
с в о е й
э т н и ч е с к о й
принадлежности;
-
з н а н и е
о с н о в н ы х
м о р а л ь н ы х
н о р м
и
о р и е н т а ц и я
н а
и х
выполнение;
-
раз в ит ие
э т и ч е с к и х
ч у в с т в
( с т ы д ,
в и н а ,
совесть)
как
регуляторов
морального поведения;
-
о в л а д е н и е
о с н о в а м и
экологической
культуры
и
формирование установки на
здоровый образ жизни;
-
развитие
эстетических
ч у в с т в
и
ч у в с т в о
прекрасного
в
проц ессе
о з н а к о м л е н и я
с
художественной культурой.
выполнения
учебных
заданий,
используя
учебную
литературу, справочники, ресурсы интернета;
- осуществлять запись выборочной информации об
окружающем
мире
с
помощью
информационно-
коммуникативных технологий (ИКТ);
- использовать знаково-символические средства;
-
ориентироваться
на
разнообразие
способов
решения;
-
овладевать
основами
смыслового
восприятия
художественных, познавательных текстов;
- проводить сравнения, классификацию по заданным
критериям;
-
устанавливать
причинно-следственные
связи,
обобщать, делать выводы, устанавливать аналогии;
- осуществлять синтез как составление целого из
частей
Коммуникативные УУД:
-
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
-
формулировать
собственное
мнение,
позицию,
договариваться,
приходить
к
общему
мнению
в
совместной деятельности;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия
- определять тему и основную мысль текста;
озаглавливать текст;
- устанавливать связи между предложениями в
тексте;
- делить текст на части, устанавливать связи
между ними;
- писать предложения в 60—70 слов по
коллективно и самостоятельно составленному
плану;
- распознавать виды текстов;
- писать (после предварительной подготовки)
сочинение повествовательного характера по
сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
- писать сочинение-описание (после
предварительной подготовки);
- писать под диктовку тексты в 55—65 слов,
включающие слова с изученными орфограммами
(обозначать на письме безударные гласные,
звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов,
разделительные мягкий и твердый знаки,
непроизносимые сог-ласные звуки, удвоенные
согласные в корне, мягкий знак (ь) после
шипящих в конце имен существительных
женского рода, не с глаголами; раздельное
написание предлогов со словами; знаки
препинания в конце предложения и при
перечислении);
- правильно переносить слова;
- грамотно, каллиграфически правильно
списывать предложения, тексты, слова,
проверять написанное;
- распознавать части речи, их грамматические
признаки (род, число, падеж имен
существительных; род и число имен
прилагательных; время и число глаголов);
- писать слова с непроверяемыми буквами;
- распознавать в тексте синонимы и
антонимы;
проводить звуко-буквенный анализ слов;
Содержание курса ( учебного предмета)
№
Темы разделов
Кол-во часов
1
Мир общения
14
2
Язык главный помощник в общении
42
3
Состав слова
15
4
Части речи
3
5
Имя существительное
39
6
Местоимение
3
7
Глагол
28
8
Имя прилагательное
18
9
Повторение и систематизация изученного
8
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3 классе:
Мир общения. Повторяем-узнаём новое (14ч)
Собеседники. Диалог. Культура устной и письменной речи. Текст.
Язык – главный помощник в общении (42ч)
Звуки и буквы. Слог, ударение. Девять правил орфографии. Правописная буква в именах собственных.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые непроверяемые парные согласные по звонкости – глухости в
корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твердый и мягкий знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний жи
– ши, ча – ща, чу-щу, ЧК, чн, щн. Перенос слова. Что рассказало слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова. Слово и его
значение. Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Предложения с однородными членами.
Состав слова (15ч)
Корень. Корневые орфограммы. Приставка. Суффикс. Окончание и основа. Как образуются слова.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
Части речи(3ч)
Части речи и их значение. Числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.
Разделительный мягкий знак.
Имя существительное(39ч)
Имя существительное как часть речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Число и род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение имен
существительных по падежам. Падежи имен существительных. Разбор имени существительного как часть речи.
Местоимение (3ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Глагол (28ч)
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Времена глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по числам.
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. «Не» с глаголами. Разбор глагола как части речи.
Имя прилагательное (18ч)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в тексте. Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам.
Разбор имени прилагательного как части речи.
Повторение и систематизация изученного материала в 3 классе (8 ч)
Слово. Предложение. Текст. Повторение изученных орфограмм.
Контрольные работы, развитие речи.
I четв.
II четв.
III
четв.
IV
четв.
итого
примечания
Контрольные
работы
2
2
3
3
10
Списывание
1
1
2
Изложения
3
2 + 1
(контр.)
3
2 + 1
(контр.)
10 + 2
(контр.)
Сочинения
2
2
2
2
8
Планируемые результаты обучения
Учащиеся
должны знать :
- основные сведения о языке, полученные в 3 классе;
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий устная и письменная речь, монолог , диалог;
- основные признаки и особенности разговорной речи, научно-публицистического, официально-делового стилей, языка художественной
литературы;
- признаки текста , его типов (повествование, описание, рассуждение(;
- основные единицы языка , их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
в аудировании
- понимать содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
в фонетике и графике
-выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги;
- не смешивать звуки и буквы;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- выполнять звуко-буквенный разбор слов;
в орфоэпии
- правильно произносить гласные и согласные и их сочетания в составе слова;
- использовать логические ударения для усиления выразительности речи;
- работать с орфоэпическим словарём;
в лексике
- употреблять слова в соответствии с лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к ним синонимы, антонимы;
- опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;
- пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём;
в словообразовании выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов (в словах несложной структуры);
- подбирать однокоренные слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять часть речи и их формы;
- разбирать слова по составу;
- пользоваться словарём однокоренных слов;
в морфологии
-квалифицировать слово как часть речи по вопросу по общему значению;
- правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
- разбирать слово как часть речи;
в синтаксисе
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слова;
- определять вид предложения по цели выказывания , интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,
количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- проводить синтаксический разбор простого предложения;
в орфографии
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами:
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 3 классе;
- пользоваться орфографическим словарём;
в пунктуации
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях с соответствии с изученными правилами;
в связной речи
- определять тему и основную мысль текста , тип текста;
- составлять простой план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным яковым материалом)
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения учебного предмета.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных школьных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение,
2015.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных школьных учреждений. В 2ч. М.:
Просвещение, 2015.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение». 2014 г.
Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Русский язык».
Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы и плакаты, таблички с терминами).