Напоминание

Повышение качества обучения иностранному языку в процессе подготовки специалистов и рабочих кадров


Автор: Судурова Алла Федоровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж"
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Повышение качества обучения иностранному языку в процессе подготовки специалистов и рабочих кадров
Раздел: среднее профессиональное





Назад




2024

.

.

Судурова А Ф

«Повышение качества обучения иностранным языкам в процессе

подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров

с учетом современных стандартов и передовых технологий» в ГБПОУ

МО «Красногорский колледж»

Введение

Проблема

преподавания

иностранного

языка

в

настоящее

время

особенно актуальна, так как изменения в характере образования ориентируют

его

на

«свободное

развитие

человека»,

на

творческую

инициативу,

самостоятельность

обучаемых,

конкурентоспособность,

мобильность

будущих специалистов.

Обучение

иностранным

языкам

в

современной

мировой

образовательной системе требует новых подходов, так как оно больше не

носит теоретический характер овладения знаниями, умениями и навыками, а

должно предлагать инструменты для практического решения и регулировки

социальных и профессиональных проблем и задач на международной арене.

Другими

словами,

преподавание

предполагает

широкомасштабную

подготовку специалистов, готовых перенимать опыт зарубежных коллег, и

подразумевает фактическое применение всех аспектов языка (в том числе

формирование понятийного аппарата, дающего возможность культурно-

образовательной ориентации).

Цель обучения

Рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной

образовательной подготовке не только выпускника высшего учебного

заведения, но и при подготовке специалиста среднего звена. Обязательным

компонентом этой подготовки является знание иностранного языка, владение

языком, а также использование языка в решении профессиональных задач.

Другими

словами,

современное

профессиональное

образование

ориентировано на поиск оптимальных путей подготовки профессионально

компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих

фундаментальными

знаниями,

готовых

к

самостоятельному

решению

социальных и профессиональных задач, профессионально мобильных,

владеющих одним или несколькими иностранными языками.

Ссылаясь на цель обучения и рассматривая изучение английского языка

на федеральном уровне, можно говорить о том, что английский язык

воспринимается

как необходимый инструмент, дающий возможность в

дальнейшем открыть ценный ресурс для реализации своей программы

модернизации,

способствующей

развитию

конкурентоспособности

на

международном уровне. На личном уровне знание иностранного языка

является ключом к множеству возможностей: поступить в университет и

закончить его, выехать за границу для дальнейшего образования, получить

желаемые рабочие места в государственном и частном секторах, в компании

с иностранными инвестициями, получить возможность к профессиональному

карьерному росту. Считается, что обучение иностранному языку направлено

на повышение национальной культуры, а также на улучшение качества

личной и общественной жизни. Поэтому новая цель обучения иностранному

языку в XXI веке должна быть сосредоточена на качественном и творческом

образовании, на всестороннем развитии личности обучающегося. Таким

образом, преподавание иностранного языка состоит из трех частей.

Во-первых, основная цель преподавания состоит в том, чтобы научить

обучающихся навыкам владения иностранным языком, посредством которых

обучающиеся получают базовые знания об аудировании, говорении, чтении и

письме, чтобы заложить основу для следующих целей.

Во-вторых,

обучающиеся

получат

дополнительные

знания

о

географическом положении, социальной действительности, культуре и

государственном строе стран изучаемого языка. А также обучающиеся могут

использовать английский язык как инструмент для получения знаний в

рамках своих специальностей.

При

этом,

в

обучении

иностранному

языку

следует

применять

индивидуальный подход, который бы учитывал интересы, потребности

личности, что в свою очередь будет способствовать изучению языка. В

современных методах обучения высоко ценится подготовка обучающихся к

самостоятельному

обучению

иностранному

языку,

чтобы

они

могли

контролировать входные и выходные данные того, что они узнали с

помощью своих мотивов, что позволит им достичь хороших результатов в

процессе обучения.

Развитие навыков и способностей обучающихся

В последнее время в научной педагогической литературе образование

всё чаще рассматривается как целостная система, базирующаяся на

ценностях культуры. Анализ педагогических исследований и практических

наблюдений

свидетельствуют

о

возрастающем

интересе

к

проблеме

воспитания и остро стоящей необходимости укрепления общечеловеческих

нравственных ценностей.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»

система

образования

и

воспитания

является

одним

из

факторов

экономического

и

социального

прогресса

общества,

формирующего

общечеловеческие качества личности в процессе и на основе усвоения

мировой культуры, направленного на формирование высоконравственного

гражданина,

на

создание

условий

для

его

самоопределения

и

самореализации.

Использование одной технологии обучения, какой бы совершенной она

ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и

развития способностей обучающихся и творческого поиска преподавателя.

Следовательно, при работе со студентами используется комплекс подходов и

методик, направленных на доступное овладение иностранным языком.

Одним из наиболее современных подходов преподавания иностранного

языка является компетентностный подход в обучении, который позволяет

превратить современного студента из пассивного элемента образовательной

системы в активного участника образовательного процесса. Посредством

такого метода обучения студент учится формировать свое мировоззрение,

постигая накопленный человечеством опыт с помощью традиционных

источников информации и новых технологий, а преподаватель выступает в

роли советника, помощника, оппонента и консультанта.

Именно компетентностный подход позволяет не только получить некий

объем знаний, но и обучает студента самому главному – умению

самостоятельно мыслить и самостоятельно приобретать знания посредством

выполнения самостоятельной работы, кейс-заданий, подготовки проектов,

участие в конференциях международного уровня. Таким образом, главная

цель компетентностного подхода в преподавании иностранного языка

заключается в формировании всесторонне развитой личности студента, его

теоретического мышления, языковой интуиции и способностей. Овладение

культурой речевого общения позволит ему быть равным партнером

межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и

учебно-профессиональной сферах.

Таким образом, при изучении иностранного языка у обучающегося

должны формироваться ряд ключевых компетенций:

-

личностная

компетентность

развитие

личностных

качеств,

индивидуальных способностей и талантов, знание своих сильных и слабых

сторон

- коммуникативная компетентность – сотрудничество, работа в команде,

умение выражать свои мысли, вести диалог;

- межкультурная компетентность – владение технологиями устного и

письменного общения на иностранном языке, в том числе и в сети Интернет,

толерантность к разным этнокультурам и религиям, общение между людьми

разных национальностей;

- социальная компетентность – способность принимать собственные

решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей,

умение определить личностную роль в обществе;

-

самообразовательная

компетентность

способность

к

самообразованию,

организации

собственных

приемов

самообучения,

готовность

к

постоянному

повышению

образовательного

уровня,

потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала.

Использование

коммуникативного

подхода

является

также

необходимым условием при обучении иностранному языку. Суть данного

подхода в том, что правила, слова и выражения не изучаются через

специальные упражнения, а усваиваются в процессе коммуникативной

деятельности.

Здесь

одновременно

развивается

беглость

речи,

и

отрабатываются речевые образцы и структуры. При этом на занятии

используются такие ситуации, в основу которых положены общественно

значимые ценности (социальные, нравственные, этические). Обсуждение

таких тем как «Роль дружбы», «Отношение к театру», «Загрязнения

окружающей среды» вызывает у студентов потребность высказать свое

мнение, доказывать и отстаивать свою точку зрения, то есть естественную

потребность в общении на иностранном языке.

Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у

студентов старших курсов, необходимо развивать и совершенствовать

процесс обучения исходя из следующих положений:

- формировать осознание значимости выбранного профессионального

пути;

- поощрять стремление студентов к обогащению и расширению

умственного горизонта;

- побуждать к самосовершенствованию в области лингвистических,

культурологических и социальных знаний;

- принимать во внимание профессиональные запросы и интересы

студентов, поддерживая мотивацию изучения иностранного языка.

-

моделировать

и

воссоздавать

такие

коммуникативные

задачи,

приближенные

к

условиям

будущей

профессиональной

деятельности,

которые

могут

стать

стимулом

использования

важной

и

значимой

информации на иностранном языке путем выполнения учебной и научно-

исследовательской деятельности;

- демонстрировать конкретные примеры использования языка не только

как средства общения и решения конкретных коммуникативных задач, но и

как показателя конкурентоспособности специалиста.

Модель обучения иностранного языка в ГБ ПОУ РК «ФПТ»

Обучение

иностранного языка

в ГБПОУ МО

«Красногорский

колледж»

Принципы:

- Коммуникативности

- Опоры на учебный опыт

- Когнитивной

направленности процесса

обучения ИЯ

Методы:

- Сознательно-

сопоставительный

- Коммуникативный

Подходы:

- Структурный

- Когнитивный

- Гуманистический

- Личностно-

ориентированный

- Социокультурный

Планируемые результаты:

- сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для

успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного

общения в современном поликультурном мире;

- владение знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и умение

строить свое речевое поведение адекватно этой специфике, умение выделять общее

и различное в культуре родной страны и стран изучаемого языка;

- достижение порогового уровня владения ИЯ, позволяющего выпускникам общаться

в устной и письменной формах с носителями иностранного языка;

- сформированность умения использовать ИЯ как средство для получения

информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных

целях.

- сформированность умения перевода с ИЯ на русский язык, при работе с текстами в

русле выбранного профиля

Проектные задания

Case-study

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Подготовка докладов

Подготовка презентаций

Проведение олимпиад

Просмотр

видеоматериалов

Составление диалогов

Выполнение лексико-

грамматических заданий

Составление резюме,

инструкций

Аудирование

Профильно-

ориентированный курс

Проведение конференций,

конкурсов чтецов

Компетенции:

- Личностные

- Коммуникативные

- Межкультурные

- Социальные

-

Требования к овладению иностранным языком и виды итогового

контроля

Модули

профессионально-

ориентированного

курса

Требования к овладению

иностранным языком

Виды итогового контроля по

завершению каждого модуля

1 модуль

Базовый

(1 курс)

Наличие языковой

коммуникативной

компетенции, достаточной для

дальнейшей образовательной

деятельности, для

последующего изучения

зарубежного опыта в

определённой профилирующей

области науки и техники, а

также для осуществления

деловых контактов на

элементарном уровне

Дифференцированный зачёт

Подготовка и представление

проектной работы по

иностранному языку (в течение

учебного года), выполнение

письменной контрольной работы,

беседа на иностранном языке с

преподавателем по пройденной

страноведческой тематике

2 модуль

Вводно-

коррективный

(2 курс)

Наличие коммуникативной

компетенции, необходимой для

иноязычной деятельности по

изучению и творческому

осмыслению зарубежного

опыта в профилирующей и

смежных областях науки и

техники, а также для делового

профессионального общения

Дифференцированный зачёт

Написание деловых писем,

составление резюме на

иностранном языке (в течение

учебного года), выполнение

письменной контрольной работы,

составление аннотации

предложенного текста на

иностранном языке, аудирование

с возможностью обсудить

услышанное с преподавателем

и/или выразить мнение по поводу

услышанного (дать ему оценку)

3 модуль

Подготовка

специалиста

(3-4 курс)

Наличие коммуникативной

компетенции, необходимой для

квалифицированной

информационной и творческой

деятельности в различных

сферах и ситуациях делового

партнёрства, совместной

производственной и научной

работы

Дифференцированный зачёт

Участие в научно-практической

конференции по иностранному

языку (в течение года),

подготовка к участию в конкурсах

профессионального мастерства,

выполнение письменной

контрольной работы, Составление

тезисов/плана предложенного

текста профессиональной

направленности с последующим

написанием краткого сообщения

по составленному плану

Заключение

Возрастание

роли

иностранных

языков

в

формировании

ключевых

компетенций

студентов

среднего

профессионального

образования

обуславливается

расширением

международных

экономических

связей,

увеличением числа совместных предприятий, фирм, банков, всё большим

использованием в практике предприятий импортного оборудования и

зарубежных технологий.

Целью обучения иностранному языку становится формирование такой

языковой личности, которой иностранный язык будет нужен для жизни и

общения в реальных ситуациях, которая будет способна осуществлять

эффективное общение с представителями других культур. Таким образом,

задачей современного образования является воспитание и подготовка

конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,

свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных

областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности

на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному

росту социальной и профессиональной мобильности специалиста.

Развитие ключевых компетенций возможно при условии внедрения

разносторонних приемов и методов преподавания иностранного языка.

Следовательно, необходимо проводить занятия в обстановке, формирующей

повышение мотивации к изучению иностранного языка, а также широко

использовать современные информационно-коммуникационные технологии

на занятиях и во внеаудиторной работе, а именно привлекать обучающихся к

участию в семинарах, конференциях, дебатах, конкурсах, экскурсиях,

театрализованном представлении на иностранном языке.

Судурова А.Ф.



В раздел образования