Авторы: Бирюков Александр Борисович, Кляпова Анастасия Ринатовна
Должность: преподаватели истории и географии
Учебное заведение: Техникум индустрии питания, коммерции и сервиса
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Семейные экспедиции по историческим местам России"
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта урока
Предмет
История, география
Тема урока, № урока по теме
"Семейные экспедиции по историческим местам России"
ФИО учителя
Бирюков Александр Борисович, Кляпова Анастасия Ринатовна
Тип урока
Изучение нового материала
Используемые педагогические
технологии
Деятельностный подход
Цель урока
Создать условия для освоения учащимися новой информации урока и включения в процесс познания
через самостоятельную работу
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
1.
Ознакомить учащихся с
основными историческими
местами России,
связанными с важными
событиями в истории
государства.
2.
Научить планировать и
организовывать семейные
поездки, включая выбор
маршрута, составление
бюджета, подготовку
необходимого
оборудования и материалов.
o
1. Стимулировать интерес
к изучению истории через
практические действия.
o
2. Обучать навыкам
работы с картой, планированию
маршрутов и ориентировке на
местности.
o
3. Поддерживать
стремление к самообразованию и
расширению кругозора.
1.
Содействовать укреплению
семейных отношений через
совместное участие в
подготовке и проведении
экспедиций.
2.
Прививать уважение к
культуре и традициям разных
регионов России.
3.
Вдохновлять на активное
участие в жизни общества и
сохранение культурного
наследия.
Прогнозируемый результат
1.
Предметные:
o
Знание основных исторических мест России, их значения и роли в истории страны.
o
Умение анализировать исторические события и связывать их с современными реалиями.
o
Владение навыками планирования и организации путешествий.
2.
Метапредметные:
o
Развитие коммуникативных умений при работе в группе (семье) во время подготовки и проведения
экспедиции.
o
Формирование навыков критического мышления и анализа информации.
o
Способность самостоятельно находить информацию, работать с различными источниками данных.
3.
Личностные:
o
Воспитание чувства гордости за свою страну и её историю.
o
Повышение уровня ответственности и самостоятельности.
o
Укрепление семейных связей через совместную деятельность.
Оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер преподавателя, презентация, видео материалы.
Организационно - деятельностная структура урока
Этап 1 Организационный момент
Цель: Понимание целей и задач занятия
Длительность этапа: 2 мин
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
1. Начало занятия.
2. Приветствие.
3. Сообщение темы занятия.
4. Постановка образовательных
целей и задач.
Приветствие, осмысление предстоящей
деятельности:
o
1. Что такое семейная экспедиция?
o
2. Какие исторические места вы знаете в
России?
o
3. Почему важно посещать такие места с
семьей?
В начале урока, преподаватель проговаривает
цели и задачи для студентов: что они должны
усвоить в течение урока, чему могут научиться. И
в конце урока подводим вместе итоги.
Умение организовать рабочее место
Этап
2
Актуализация
знаний,
мотивация, целеполагание
Цель: обобщить знания о географическом положении
России,
историко-географических
маршрутах
и
памятных местах
Длительность этапа: 7 мин
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
Проверяет готовность обучающихся
1. Записывают дату и тему в тетрадях
2. Преподаватель рассказывает и показывает на
Коммуникативная
компетентность,
умение
вести
диалог
к уроку:
1. Преподаватель рассказывает про
географическое положение страны
2. Просит студентов ответить на
вопросы
.
карте географическое положение России.
Наибольшее значение уделяет городам: Москве,
Санкт-Петербургу, Казани и Нижнему Новгороду.
3. Отвечают на вопросы преподавателя:
1.
Как географическое положение Москвы
повлияло на её становление как столицы
России?
2.
Почему
Санкт-Петербург
был
основан
именно на берегах Невы, и какое это имеет
значение для его развития как важного
исторического центра?
3.
Казань расположена на Волге. Как эта река
влияла на экономическое и культурное
развитие города?
4.
Нижний Новгород стоит на слиянии двух
рек
—
Оки
и
Волги.
Как
это
географическое
обстоятельство
способствовало его развитию как крупного
торгового и исторического центра России?
5.
Какие природные условия окружающего
региона могут повлиять на выбор времени
года
для
визита
в
Москву,
Санкт-
Петербург, Казань или Нижний Новгород?
6.
Если
рассматривать
географическое
расположение
указанных
городов
относительно друг друга, какой из них
является наиболее центральным и почему?
7.
Каковы
особенности
транспортной
доступности каждого из перечисленных
городов, и как это может влиять на
планирование семейного путешествия?
8.
Имеют
ли
города
Москва,
Санкт-
Петербург, Казань и Нижний Новгород
общие черты в своем географическом
расположении,
которые
могли
бы
облегчить
планирование
единого
маршрута?
9.
Какой
из
рассматриваемых
городов
расположен ближе всего к границе с
другими государствами, и какие соседние
страны
могут
стать
частью
вашего
путешествия?
10. В каком из этих городов можно найти
наибольшее
количество
природных
заповедников
и
национальных
парков
поблизости, и каким образом это может
обогатить вашу семейную экспедицию?
Студенты:
- Отвечают на вопросы преподавателя.
1. Как географическое положение Москвы
повлияло на её становление как столицы
России?
Географическое положение Москвы сыграло
ключевую роль в её становлении как столицы.
Город расположен в центре Европейской части
России, на пересечении важных торговых путей,
соединяющих запад и восток, юг и север. Такое
удобное расположение позволило Москве стать
крупным торговым центром и административным
узлом. Кроме того, близость к главным водным
артериям (реки Москва и Ока) обеспечивала
доступ к ресурсам и возможность быстрой
транспортировки товаров. Центральное
положение Москвы сделало её идеальным местом
для управления обширной территорией, что
способствовало её возвышению сначала как
центра Московского княжества, а затем и всей
Российской империи.
2. Почему Санкт-Петербург был основан
именно на берегах Невы, и какое это имеет
значение для его развития как важного
исторического центра?
Санкт-Петербург был основан Петром I в 1703
году на берегу реки Невы в устье Финского залива
Балтийского моря. Выбор этого места был
обусловлен несколькими факторами. Во-первых,
Петр I стремился получить выход к морю, чтобы
укрепить торговые связи с Европой и усилить
военное присутствие России на Балтике. Река
Нева предоставляла удобный путь для морских
судов, позволяя развивать международную
торговлю. Во-вторых, стратегическое
расположение Санкт-Петербурга позволяло
контролировать морские пути и защищать северо-
западные границы России. Таким образом,
основание Санкт-Петербурга на берегах Невы
стало важнейшим шагом в модернизации России
и превращении её в великую европейскую
державу.
3. Казань расположена на Волге. Как эта река
влияла на экономическое и культурное
развитие города?
Волга всегда была главной водной артерией
России, обеспечивая транспортные и
экономические связи между разными регионами
страны. Расположение Казани на Волге
способствовало быстрому росту города как
крупного торгово-экономического центра. Через
Казань проходили важные торговые пути,
соединяющие Европу и Азию, что делало город
ключевым звеном в международной торговле.
Благодаря этому Казань стала одним из
важнейших пунктов обмена товарами и
культурами между Востоком и Западом. Волга
также играла важную роль в развитии
судоходства и рыболовства, что дополнительно
стимулировало экономический рост города.
4. Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек
— Оки и Волги. Как это географическое
обстоятельство способствовало его развитию
как крупного торгового и исторического
центра России?
Расположение Нижнего Новгорода на слиянии рек
Оки и Волги обеспечило ему уникальное
преимущество в качестве транспортного узла. Это
место являлось естественным перекрестком
водных путей, что облегчало передвижение людей
и товаров как вдоль, так и поперек страны.
Благодаря такому удобному положению, Нижний
Новгород стал важным центром торговли и
промышленности. Ежегодная Нижегородская
ярмарка, одна из крупнейших в России,
привлекала купцов со всей страны и даже из-за
рубежа. Географические особенности сделали
Нижний Новгород ключевым пунктом на
маршруте "из варяг в греки" и "Великого
шелкового пути". Все это способствовало
развитию города как важного экономического и
культурного центра.
5. Какие природные условия окружающего
региона могут повлиять на выбор времени
года для визита в Москву, Санкт-Петербург,
Казань или Нижний Новгород?
Природные условия каждого из этих городов
различаются, что следует учитывать при
планировании визита:
1.
Москва: Климат умеренно континентальный,
с холодной зимой и теплым летом. Лучшее
время для посещения — весна (май-июнь) и
осень (сентябрь-октябрь), когда погода мягкая
и комфортная.
2.
Санкт-Петербург: Умеренный морской
климат с мягкой зимой и прохладным летом.
Наиболее благоприятное время для визита —
лето (июнь-август), особенно период белых
ночей. Однако стоит учесть, что лето часто
бывает дождливым.
3.
Казань: Континентальный климат с
холодными зимами и жарким летом.
Оптимальное время для поездки — поздняя
весна (конец апреля-май) и ранняя осень
(начало сентября-середина октября), когда
температура комфортна, а дожди менее
вероятны.
4.
Нижний Новгород: Умеренно
континентальный климат, схожий с
московским. Лучше всего посещать город
весной (май-июнь) или осенью (сентябрь-
начало октября). Зима здесь холодная, а лето
теплое, но иногда дождливое.
6. Если рассматривать географическое
расположение указанных городов
относительно друг друга, какой из них
является наиболее центральным и почему?
Наиболее центральным из перечисленных городов
является Москва. Она расположена практически в
самом центре Европейской части России, что
делает её удобным транспортным и
логистическим узлом. От Москвы легко добраться
до любого другого города благодаря развитой
сети железных дорог, автомобильных трасс и
авиасообщений. Это также способствует тому, что
Москва остается политическим, экономическим и
культурным центром страны.
7. Каковы особенности транспортной
доступности каждого из перечисленных
городов, и как это может влиять на
планирование семейного путешествия?
Транспортная доступность каждого из городов
различается:
1.
Москва обладает самой развитой
транспортной инфраструктурой в стране.
Здесь есть три международных аэропорта,
девять железнодорожных вокзалов,
множество автобусных станций и метро.
Добраться до Москвы можно любым видом
транспорта из любой точки России и
многих зарубежных стран.
2.
Санкт-Петербург также хорошо связан с
остальной Россией и зарубежьем. В городе
два международных аэропорта (Пулково и
Левашово), пять железнодорожных
вокзалов и разветвленная сеть
общественного транспорта. Морское
сообщение через порт Санкт-Петербурга
обеспечивает дополнительные
возможности для путешествий.
3.
Казань имеет международный аэропорт,
железнодорожный вокзал и автовокзал, что
позволяет легко добраться сюда из
большинства российских городов. Кроме
того, речной порт Казани предоставляет
возможность водного сообщения по Волге.
4.
Нижний Новгород также располагает
международным аэропортом,
железнодорожным вокзалом и
автовокзалом. Город связан с Москвой
скоростными поездами, что значительно
сокращает время в пути.
При планировании семейного путешествия стоит
учитывать доступность различных видов
транспорта и выбирать те маршруты, которые
будут наиболее удобными и быстрыми.
8. Имеют ли города Москва, Санкт-Петербург,
Казань и Нижний Новгород общие черты в
своем географическом расположении, которые
могли бы облегчить планирование единого
маршрута?
Все четыре города связаны сетью железных дорог
и федеральных автомагистралей, что облегчает
планирование комбинированного маршрута.
Москва и Санкт-Петербург являются ключевыми
транспортными узлами, откуда можно легко
добраться до Казани и Нижнего Новгорода.
Путешественники могут начать свое путешествие
в Москве, затем отправиться в Санкт-Петербург,
далее в Казань и завершить поездку в Нижнем
Новгороде, либо наоборот. Такая схема маршрута
позволит охватить все ключевые
достопримечательности и минимизировать
затраты времени на переезды.
9. Какой из рассматриваемых городов
расположен ближе всего к границе с другими
государствами, и какие соседние страны могут
стать частью вашего путешествия?
Санкт-Петербург расположен ближе всех к
границам иностранных государств. Он находится
недалеко от Финляндии и Эстонии, что открывает
возможность включения этих стран в ваше
путешествие. Например, можно посетить
Хельсинки или Таллинн, совершив короткую
поездку на пароме или автобусе. Это добавит
вашему маршруту международного колорита и
разнообразия.
10. В каком из этих городов можно найти
наибольшее количество природных
заповедников и национальных парков
поблизости, и каким образом это может
обогатить вашу семейную экспедицию?
Санкт-Петербург и его окрестности предлагают
наибольший выбор природных заповедников и
национальных парков. В Ленинградской области
находятся Карельский перешеек с его озерами и
лесами, а также Ладожское озеро — крупнейший
пресноводный водоем Европы. Эти места
идеально подходят для активного отдыха,
рыбалки, пеших походов и знакомства с
уникальной природой Северо-Западного региона
России. Посещение этих мест обогатит вашу
экспедицию природными впечатлениями и
позволит отдохнуть от городской суеты.
Этап 3 Сообщение новых знаний
Цель: развивать интеллектуальные умения (уметь
систематизировать, обобщать информацию, выделять
главное); осуществлять рефлексию (самонаблюдение,
самооценка), развивать коммуникативную
компетентность.
Длительность этапа: 30-35 мин
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
1.
Рассказ учителя об
истории семейных
экспедиций в России.
2.
Примеры семейных
экспедиций.
3.
Преимущества семейного
туризма на примере семьи
Клочковых: укрепление
семейных связей,
совместное обучение,
развитие интереса к
истории своей страны.
4.
Виды исторических мест
1.
Слушают учителя, делая заметки в тетрадях.
2.
Задают уточняющие вопросы по ходу
рассказа.
3.
Вспоминают известные им примеры
семейных экспедиций.
4.
Смотрят видеоматериал о кругосветной
экспедиции семьи Клочковых.
5.
Обсуждают видеоматериал и отвечают на
вопросы.
1.Семья Прончищевых
Татьяну Прончищеву, в девичестве Кондыреву,
называют первой русской полярницей – вместе с
мужем она отправилась исследовать Арктику.
Татьяна и Василий поженились в мае 1733 года в
преддверии Второй Камчатской экспедиции, в
состав которой входил лейтенант морского
флота Василий Прончищев. К концу 1733 года
супруги добрались до Тобольска. Оттуда по
приказу Витуса Беринга, возглавлявшего
Коммуникативная компетентность, умение вести
диалог
Учебно-познавательная,
анализ
материала
и
рефлексия по результатам работы
России и в частности
Тюменской области:
музеи-заповедники,
крепости, монастыри,
памятники архитектуры.
экспедицию, срочно отправились в Якутск –
присмотреть за строительством кораблей.
29 июня 1735 года трёхмачтовый дубель-шлюп
"Якутск" под командованием Василия
отправился в путь. Его экипажу Беринг поручил
исследовать северное побережье между устьями
Лены и Енисея. 2 августа корабль успешно
достиг острова Столб и начал обходить дельту
Лены – Прончищев первым провёл
картографическую съёмку этой области. На
зимовку остановились в устье реки Оленёк, где
выстроили две избы из плавника. К этому
моменту "Якутск" дал течь, которую команде
предстояло заделать до того, как откроется
следующая навигация.
Летом 1736 года шлюп отправился на запад и 5
августа дошёл до устья реки Анабары, где
геодезист Баскаков открыл выходы серной руды.
Исследователи смогли добраться до левого
берега Хатангской губы, откуда повернули на
север и 17 августа открыли прежде неизвестные
острова у восточного побережья Таймыра –
земли нарекли островами Петра. Двигаясь вдоль
кромки ледяного припая у берега Таймырского
полуострова, "Якутск" добрался до самой
северной точки, зафиксированной по
результатам Великой Северной экспедиции: 77°
29' с. ш. Там судно упёрлось в сплошную массу
льдов, и Прончищев принял решение
возвращаться на прежнее место зимовки.
Штормовые ветры препятствовали движению
корабля, и 29 августа Василий отправился на
шлюпке искать проход для "Якутска". Вернулся
с открытым переломом берцовой кости на левой
ноге и 30 августа практически мгновенно умер,
даже не успев передать командование кораблём.
По мнению специалистов в области полярной
медицины причиной смерти послужил
оторвавшийся тромб. Татьяна ненадолго
пережила супруга – 12 сентября 1736 года она
последовала за своим возлюбленным Василием
и похоронена рядом с ним, в устье реки Оленёк.
2.Семья Полторацких
Супруга губернатора Семипалатинска генерала
Владимира Александровича Полторацкого была
хорошо образована: она свободно говорила на
немецком, английском и французском языках,
увлекалась литературой. Её муж запомнился как
хороший картограф: в 1858 году он издал "Военно-
исторический атлас войн 1812, 1813, 1814 и 1815
годов" для военных училищ, выполнил "Карту
речных областей Амура, южной части Лены, Енисея
и острова Сахалина" (её в 1864 году издало
Императорское Русское географическое общество),
"Карту Азиатской России", "Настольную карту
Европейской России" и др.
В 1867 году, ещё до того, как стать губернатором, он
путешествовал по Азии по поручению Военного
министерства – проводил рекогносцировку в
Киргизской степи и на Тянь-Шане.
В 1865 году Географическое общество,
действительным членом которого состоял Владимир
Александрович, присудило ему Малую серебряную
медаль за научные редакционные и
картографические работы и за труд "О Занарынском
крае".
1873–1874 годы супруги провели в Петербурге, где
Общество было взбудоражено успехом
многотомного "Туркестанского альбома" – сборника
фотографий, который деятели Общества готовили к
показу на Международной географической выставке
в Париже в 1875 году. Вернувшись в
Семипалатинск, Лидия Константиновна всерьёз
увлеклась фотографией и в дальнейшем,
сопровождая мужа в поездках по области, старалась
запечатлеть природу, местных жителей, походные
лагеря.
Лидия была прекрасной всадницей и увлечённой
путешественницей, помимо фотографий, память о её
поездках с мужем по югу Западной Сибири вплоть
до территорий современного Северного Казахстана
сохранилась в её мемуарных очерках "Поездка по
китайской границе от Алтая до Тарбагатая" (1871) и
"Бременская экспедиция в Семипалатинской
области" (1879). И она, и её муж, и двое детей
(которые, как правило, путешествовали вместе с
родителями) могли объясниться с местными
жителями на казахском, с уважением относились к
их обычаям, и Лидия писала, что "муж сильно
отстаивал интересы эксплуатируемых или
притесняемых киргизов (казахов) и вёл за них войну
с крестьянами, но несмотря на это, крестьяне-
зверовщики относились к нему не только не
враждебно, но с почтением и истинным или
притворным радушием… Кажется, им нравилось,
что муж сам охотник и хороший стрелок".
Будучи одной из первых в стране женщин-
фотолюбителей, Лидия Полторацкая принимала
участие в организации V Отдела "по светописи и её
применению" при Императорском Русском
техническом обществе – будущим центром развития
фотографии в России. В 1878 году среди экспонатов
Московской антропологической выставки
экспонировали её снимки Западной Сибири. В 1881
году Императорское Русское географическое
общество удостоило её за эти фотографии Малой
серебряной медалью.
3.Семья Козловых
Елизавета Козлова, в девичестве Пушкарёва,
встретила будущего супруга, когда он уже был
известным путешественником. Пётр Кузьмич успел
поучаствовать в 4-й Центральноазиатской
экспедиции Николая Пржевальского, добраться до
Тибета, где он встретился с Далай-Ламой, и
возглавить Монголо-Сычуаньскую экспедицию, в
ходе которой он обнаружил руины мёртвого
тангутского города Хара-Хото. Русское
географическое общество наградило его в 1886 году
Малой серебряной медалью, в 1891 году –
Серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского, в
1902 году – Золотой Константиновской медалью.
В 1910 году в курортном местечке Берк-Пляж в
Нормандии восемнадцатилетняя Елизавета слушала
рассказы нового знакомого о странствиях по Азии и
мечтала увидеть её своими глазами. Ещё два года
она провела в бурной переписке и встречах со своим
будущим мужем, строя планы совместной жизни и
очередной экспедиции. Девушка не теряла времени
зря: она читала труды путешественников по
Центральной Азии, включая книги своего
возлюбленного, посещала Зоологический музей и
лекции Географического общества, почётным
членом которого в 1911 году был избран Пётр
Козлов.
15 июля 1912 года пара обвенчалась. Елизавета
увлеклась орнитологией – она училась вести
дневники наблюдений за птицами, изучала их жизнь
в заповеднике Аскания-Нова, запоминала латинские
названия. В состав Монголо-Тибетской экспедиции
под руководством Петра Козлова Совет народных
комиссаров СССР включил и его жену – в качестве
орнитолога. Путешествие заняло три года – с 1923
по 1926. Птицами задачи Елизаветы не
ограничивались – на ней лежала маршрутно-
глазомерная буссольная съёмка местности и
вычерчивание соответствующих карт, она помогала
в работе над археологическим материалом из
гуннских захоронений в горной группе Ноин-Ула.
В 1927 году путешественницу избрали
действительным членом Русского географического
общества. В 1928 году Географическое общество
вручило Елизавете Малую серебряную медаль "за
полевую работу и обработку птиц Монголии".
В 1929 и 1931 годах она возвращалась в Монголию
уже в качестве руководителя Зоологического отряда,
а в ноябре 1934 года стала кандидатом
биологических наук без защиты диссертации – для
присвоения звания оказалось достаточно её труда
"Птицы Юго-Западного Забайкалья, Северной
Монголии и Центральной Гоби".
В 1935 году её муж умер, и Елизавета передала его
научные приборы и собранные им коллекции
различным музеям Ленинграда, Смоленска и Кяхты.
4.Семья Черских
Мавра Павловна, в девичестве Иванова, и Иван
Дементьевич познакомились в Иркутске. За участие
в польском восстании 1863 года Черский угодил в
ссылку. Перевод из Тобольска в Иркутск ему
выхлопотал Сибирский отдел Русского
географического общества благодаря академику
Александру Миддендорфу: того впечатлила
собранная юношей коллекция раковин. В 1876 году
Иван получил Малую серебряную медаль ИРГО "за
орогеографические исследования в Иркутской
губернии".
В Иркутске Иван квартировал у Ивановых и учил
Мавру грамоте. "Он сумел из девушки простой и
почти безграмотной приготовить себе прекрасную
помощницу, умевшую и коллектировать, и
производить наблюдения, и переписывать без
малейшей ошибки его сочинения с мудрёными
научными терминами и латынью", – писал о чете
Черских Михаил Загоскин.
В 1877 году сыграли свадьбу, и уже на следующий
год Мавра приняла участие в экспедиции по
Приморскому хребту, по рекам – Большой и
Быстрой и по Баргузинскому заливу. "За
геологические исследования в Иркутской губернии"
Географическое общество удостоило Черского
Малой золотой медалью. Следующую свою награду
он получил в 1886 году – это была Золотая медаль
имени Ф. П. Литке "за геологические исследования в
Восточной Сибири".
Мавра принимала участие и в экспедициях, и в
научной работе мужа: они занимались
метеорологическими исследованиями в селе
Преображенском, изучали в этом районе
четвертичные отложения, флору и фауну. В 1885
году Черского амнистировали, и супруги
отправились в Петербург по Большому Сибирскому
тракту, попутно проводя геологические изыскания.
В 1891 году Иван возглавил Колымо-Индигирскую
экспедицию, в качестве зоолога и учёного секретаря
с ним ехала Мавра. Взяли с собой и
двенадцатилетнего сына Сашу, уже показавшего
себя юным натуралистом. Дорога от Якутска до
Верхнеколымска заняла 76 дней. Пройдя больше
2100 км, исследователи остановились на долгую
девятимесячную зимовку.
Весной Черский, страдавший туберкулёзом,
почувствовал себя плохо, с каждой неделей его
состояние ухудшалось. 7 июля 1892 года он
скончался, и обязанности начальника экспедиции
взяла на себя его жена. Как и хотел Иван
Дементьевич, она довела до конца оставшуюся часть
намеченного маршрута – от Нижнеколымска до
Среднеколымска.
Мавра прожила достаточно долго, чтобы узнать, что
горный массив к востоку от цепи Верхоянских гор,
где когда-то они с мужем были первопроходцами,
назвали хребтом Черского, а одну из вершин этого
хребта – пиком Черского.
5.Семья Потаниных
В 1872 году Александра Викторовна, урождённая
Лаврская, приехала в Никольск навестить брата
Константина, сосланного туда за революционную
деятельность. И познакомилась с его другом
Григорием, тоже ссыльным. Он был на восемь лет
старше и повидал немало: в 1854 году участвовал в
военной экспедиции в Заилийский край, в 1863–1864
годах по рекомендации Петра Семёнова-Тян-
Шанского сопровождал Карла Струве в экспедиции
на озеро Зайсан, в верховья реки Иртыш и на хребет
Тарбагатай – в его задачи входило исследование
рыболовства и сбор образцов флоры. В 1873 году он
получил свою первую медаль ИРГО – Малую
серебряную, а в 1874 году по ходатайству
Императорского Русского географического
общества Григория Николаевича амнистировали. В
том же году они с Александрой поженились.
По поручению Географического общества с 1876 по
1899 гг. Григорий Потанин возглавил пять
экспедиций в Центральную и Восточную Азию, в
четырёх из них участвовала его жена. Они собрали
богатый материал по географии, ботанике и
зоологии неизученных прежде районов
Центральной Азии. Изучали культуру, быт и
творчество народов Сибири, Азии и Китая.
Собирали коллекции, писали научные работы,
очерки и путевые заметки.
В 1880 году Григорий получил Малую золотую
медаль, в 1881 году – Большую золотую медаль
отделений этнографии и статистики. В 1886 году
признания удостоились оба супруга: он получил
Золотую Константиновскую медаль, Александра –
Малую серебряную. Оба были членами ИРГО:
Потанин – действительным членом ИРГО и
почётным членом его Западно-Сибирского
отделения, удивляться не приходится, его жена –
членом-сотрудником Русского географического
общества.
В этом отношении Александра оказалась одним из
первопроходцев: её избрание состоялось в марте
1887 года по предложению Ивана Мушкетова. До
Учитель задает вопросы
обучающимся.
Ставит задачу, посмотрев
видеоматериал о истории
современного кругосветного
путешествия семьи Клочковых,
сделать выводы.
неё этой чести удостоились только две женщины,
принятые в члены-сотрудники 20 мая 1877 года.
Одной из них была супруга этнографа Петра
Саввича Ефименко Александра Яковлевна, вместе с
мужем изучавшая русскую и украинскую историю и
этнографию. Её работа "Юридические обычаи
лопарей, корелов и самоедов" была помещена в VIII
томе "Записок Императорского Русского
географического общества" по отделению
этнографии. Второй стала вдова русского биолога,
географа и путешественника Алексея Павловича
Федченко Ольга Александровна, сопровождавшая
мужа в путешествиях по Туркестану.
Вопросы для обсуждения:
1)История какой семьи Вам больше запомнилась?
2)В чем особенности таких семейных путешествий?
3)Какие трудности встретила каждая семья?
4)Знали ли вы что-то ранее об истории этих семей?
5)В чем ценность для науки данных экспедиций?
Обучающиеся участвуют в обсуждении и
активно отвечают на вопросы.
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы,
де лают выводы:
1)В чем уникальность экспедиции Клочковых?
2)С помощью каких специальных приборов на яхте
путешествуют Клочковы?
3)Что делают юные сестры Клочковы и как
оказывают помощь родителям?
4)Насколько данную семью можно считать
Задает вопросы обучающимся.
Предлагает ознакомиться с
виртуальной галереей
«Исторические места России» и
составить небольшой кластер
«Историческая Россия»
сплоченной?
5)Как распределены обязанности в семье во время
экспедиции?
6)Хотели ли бы вы отправиться в подобную
экспедицию со своей семьей?
7)Что интересного в таких экспедициях?
Отвечают на вопрос:
Какие известные исторические места в России и
Тюменской области вы знаете?
Изучают виртуальную галерею и составляют
кластер «Историческая Россия», включив
достопримечательности:
1)Красная площадь
2)Зимний дворец (Эрмитаж)
3)Петергоф
4)Ласточкино гнездо
5)
Иволгинский дацан
6)Суздальский кремль
7)
Церковь Покрова на Нерли
8)
Мечеть Кул Шариф
9)Казанский собор
10)Третьяковская галерея
11)
Большой театр
12)
Мариинский театр
13)
Мамаев курган
14)
Ясная поляна
15)
Кижи
16)Остров Валаам
17)Новгородский кремль
18)Соловецкий монастырь
19)БАМ
20)ВДНХ
21)
Саяно-Шушенская ГЭС
22)Царское село
23)Останкинская телебашня
24)Кронштадт
25)Собор Василия Блаженного
26)Ханский дворец в Бахчисарае
27)Троице-Сергиева Лавра
28)Цитадель Нарын-Кала, Дербент
29)Дом Распутина в Покровском
30)Тобольский Кремль
31)Ялуторовский острог
Этап 4 Закрепление знаний
Цель: совершенствовать умения слушать, читать с
извлечением
нужной
информации,
создать
условия для обсуждения учащимися полученных
знаний по России
Длительность этапа:
30-35 мин
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
1.
Работа
с
текстом
в
группах.
Преподаватель делит студентов
на группы и студенты переходят
по
заданным
ссылкам,
где
и
будет представлен материал с
текстом.
Учащиеся
должны
выполнить задания, все вместе
проверить.
Студенты внимательно слушают преподавателя и
начинают выполнять задания
Основные блоки информации:
1.
Москва:
a.
Кремль
–
история,
архитектура,
значение.
b.
Красная
площадь
–
символика,
события, связанные с площадью.
c.
Третьяковская галерея – коллекция,
знаменитые картины, экскурсии.
2.
Санкт-Петербург:
a.
Эрмитаж
–
коллекции,
залы,
особенности музея.
b.
Петропавловская
крепость
–
история основания, архитектурные
особенности.
Выполнять задание в соответствии с целью
работы
c.
Петергоф
–
фонтаны,
дворцы,
парки.
3.
Казань:
a.
Казанский кремль – архитектура,
история, культурное наследие.
b.
Мечеть Кул-Шариф – значимость,
особенности строительства.
c.
Улица
Баумана
–
исторические
здания, современная жизнь улицы.
4.
Нижний Новгород:
a.
Нижегородский
кремль
–
оборонительные
сооружения,
история.
b.
Чкаловская
лестница
–
легенды,
интересные факты.
c.
Музей
Горького
–
биография
писателя, экспозиция музея.
2.
Преподаватель
раздаёт
группам
ватман
и
студенты
творчески
представляют
свою
достопримечательность и
рассказывают о ней.
Студенты
должны
представить
одну
достопримечательность из списка творчески и
рассказать о ней:
1)Красная площадь
2)Зимний дворец (Эрмитаж)
3)Петергоф
4)Ласточкино гнездо
5) Иволгинский дацан
6)Суздальский кремль
7) Церковь Покрова на Нерли
8) Мечеть Кул Шариф
9)Казанский собор
10)Третьяковская галерея
11) Большой театр
12) Мариинский театр
Формируемые компетенции
Владеть приёмами взаимоконтроля полученной на
уроке информации
13) Мамаев курган
14) Ясная поляна
15) Кижи
16)Остров Валаам
17)Новгородский кремль
18)Соловецкий монастырь
19)БАМ
20)ВДНХ
21) Саяно-Шушенская ГЭС
22)Царское село
23)Останкинская телебашня
24)Кронштадт
25)Собор Василия Блаженного
26)Ханский дворец в Бахчисарае
27)Троице-Сергиева Лавра
28)Цитадель Нарын-Кала, Дербент
29)Дом Распутина в Покровском
30)Тобольский Кремль
31)Ялуторовский острог
Этап 5 Итог урока. Домашнее
задание
Цель:
отследить
уровень
усвоения
нового
материала
и
психологическое
состояние
студентов на уроке
1.
Обсуждение впечатлений от презентаций
других групп.
2.
Ответы на вопросы:
Какую информацию вы узнали новой?
Хотели бы вы отправиться в такую
экспедицию со своей семьей?
Длительность этапа:
5 мин
Какой исторический объект вам был
наиболее интересен?
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
Выставляет оценки за урок
Подводит итог урока
Домашнее
задание
(написать
сообщение
о
достопримечательностях
города
Тюмени)
Записывают домашнее задание
Соберите подробную информацию о главных
достопримечательностях города Тюмени, включая
музеи, храмы, архитектурные памятники, парки и
другие интересные места.
Найдите интересные факты и легенды, связанные
с этими объектами.