Автор: Парушкин Артем Дмитриевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа №45 им. Л.И. Мильграма
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Необходимость социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Тема: Социально - педагогическая детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
Раздел: полное образование
Парушкин А.Д
Необходимость
социально-педагогической
поддержки
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
общеобразовательного учреждения
Парушкин Артем Дмитриевич,
учитель истории, заведующий кафедрой общественных наук
ГБОУ Школа №45 им. Л.И. Мильграма, г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья, показана необходимость их
всемерной социальной адаптации.
В современном государстве и обществе произошли изменения в
представлении прав и возможностей ребенка-инвалида. Что и привело к
постановке практической задачи максимального охвата образованием и
воспитанием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего
его потребностям и использующего все возможности развития личности,
привело к созданию новых ориентиров в образовательной политике.
Государство признало значимость социальной и образовательной
интеграции детей с ОВЗ и необходимость создания для них адекватного
образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-
инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном
порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные
отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в
создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети
с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой
сферы,
включая
аутистические
нарушения,
с
задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от
детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности,
до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От
ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с
нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в
адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся
с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.
В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть
адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Дети
с
ОВЗ
наряду
с
характерными
для
их
сверстников
познавательными интересами и образовательными потребностями имеют
свои специальные потребности обучения:
- начало обучения ребенка необходимо сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
- индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей
степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов,
которые
не
присутствуют
в
программах
образования
нормально
развивающихся сверстников;
- использование методов, приемов и средств обучения, которые
обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение
учебного материала;
- обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
- максимально раздвижение образовательного пространства за пределы
образовательного учреждения.
Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ,
обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на
максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью
реализации
общего
стандарта
образования
-
необходимое
условие
эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые
образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к
общему образованию.
Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет
социально-педагогическая
поддержка
детей
с
ограниченными
возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального
опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом – с выделением специальных
задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств
достижения
тех
образовательных
задач,
которые
в
условиях
нормы
достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса
развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
-
разработка
специализированных
программно-методических
комплексов для обучения детей с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и
родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие
результаты:
- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в
соответствии с их возможностями;
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными
возможностями;
- реализация себя в обществе;
- повышение качества жизни;
- овладения знаниями, социальными навыками.
Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению
детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных
возможностях, а именно:
- между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со
сверстниками и их ограниченными возможностями;
- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными
затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим
нарушения различного генеза;
- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью
инклюзии и др.
Цель и смысл социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ в
общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и
самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении
ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных
навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в
познавательном, физическом, эмоциональном развитии.
Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в
культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в
связи с особенностями своего физического или психического развития. Для
этого
необходимо
использовать
интегративные
формы,
организации
обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
Интегративное
обучение
в
форме
надомного
обучения
при
общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного
класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по
индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным
числом общеразвивающих занятий и мероприятий.
Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню
академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом
находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более
длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии
с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к
конкретному ребенку.
Для того, чтобы данная модель усвоилась, необходима организация
специального
обучения
и
воспитания
для
реализации
особых
образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к
формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию
обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.
В
связи
с
неизбежной
упрощенностью
образовательной
и
воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную
среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и
взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная
работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным
значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со
специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных
планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на
основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и
ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних
этапах.
Важным
условием
для
повышения
учебного
процесса
в
специализированном классе или отделении надомного обучения должна
стать комплексная социально-педагогическая поддержка психологического
состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности,
способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно
повышается роль службы социально-педагогического сопровождения в
образовательном учреждении.
Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в
контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность
переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации
личных
задач,
пробуждает стремление,
готовность
занять
активную
жизненную позицию в обществе.
Получая таким образом образование, ребенок с ОВЗ овладевает
полезными
для
него
знаниями,
умениями
и
навыками,
достигает
максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает
необходимые
формы
социального
поведения,
оказывается
способным
реализовать их в условиях семьи и общества.