Напоминание

Социально - педагогическая детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении


Автор: Парушкин Артем Дмитриевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа №45 им. Л.И. Мильграма
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Необходимость социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Тема: Социально - педагогическая детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
Раздел: полное образование





Назад




Парушкин А.Д

Необходимость

социально-педагогической

поддержки

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

условиях

общеобразовательного учреждения

Парушкин Артем Дмитриевич,

учитель истории, заведующий кафедрой общественных наук

ГБОУ Школа №45 им. Л.И. Мильграма, г. Москва

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья, показана необходимость их

всемерной социальной адаптации.

В современном государстве и обществе произошли изменения в

представлении прав и возможностей ребенка-инвалида. Что и привело к

постановке практической задачи максимального охвата образованием и

воспитанием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего

его потребностям и использующего все возможности развития личности,

привело к созданию новых ориентиров в образовательной политике.

Государство признало значимость социальной и образовательной

интеграции детей с ОВЗ и необходимость создания для них адекватного

образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или

затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-

инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном

порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные

отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в

создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети

с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы,

включая

аутистические

нарушения,

с

задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от

детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности,

до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От

ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с

нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в

адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся

с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть

адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Дети

с

ОВЗ

наряду

с

характерными

для

их

сверстников

познавательными интересами и образовательными потребностями имеют

свои специальные потребности обучения:

- начало обучения ребенка необходимо сразу же после выявления

первичного нарушения развития;

- индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей

степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов,

которые

не

присутствуют

в

программах

образования

нормально

развивающихся сверстников;

- использование методов, приемов и средств обучения, которые

обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение

учебного материала;

- обеспечение особой пространственной и временной организации

образовательной среды;

- максимально раздвижение образовательного пространства за пределы

образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ,

обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на

максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью

реализации

общего

стандарта

образования

-

необходимое

условие

эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые

образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к

общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет

социально-педагогическая

поддержка

детей

с

ограниченными

возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей

удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей

ребенка с ОВЗ;

- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с

ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального

опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

- построение обучения особым образом – с выделением специальных

задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств

достижения

тех

образовательных

задач,

которые

в

условиях

нормы

достигаются традиционными способами;

- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса

развития социального опыта, жизненных компетенций;

- обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

-

разработка

специализированных

программно-методических

комплексов для обучения детей с ОВЗ;

- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и

родителей, вовлеченных в процессе образования;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах

обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие

результаты:

- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в

соответствии с их возможностями;

- получение ими образования в соответствии с индивидуальными

возможностями;

- реализация себя в обществе;

- повышение качества жизни;

- овладения знаниями, социальными навыками.

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению

детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных

возможностях, а именно:

- между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со

сверстниками и их ограниченными возможностями;

- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными

затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим

нарушения различного генеза;

- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью

инклюзии и др.

Цель и смысл социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ в

общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и

самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении

ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных

навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в

познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в

культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в

связи с особенностями своего физического или психического развития. Для

этого

необходимо

использовать

интегративные

формы,

организации

обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное

обучение

в

форме

надомного

обучения

при

общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного

класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по

индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным

числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню

академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом

находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более

длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии

с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к

конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась, необходима организация

специального

обучения

и

воспитания

для

реализации

особых

образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к

формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию

обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В

связи

с

неизбежной

упрощенностью

образовательной

и

воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную

среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и

взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная

работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным

значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение

жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со

специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных

планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на

основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и

ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних

этапах.

Важным

условием

для

повышения

учебного

процесса

в

специализированном классе или отделении надомного обучения должна

стать комплексная социально-педагогическая поддержка психологического

состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности,

способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно

повышается роль службы социально-педагогического сопровождения в

образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в

контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность

переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации

личных

задач,

пробуждает стремление,

готовность

занять

активную

жизненную позицию в обществе.

Получая таким образом образование, ребенок с ОВЗ овладевает

полезными

для

него

знаниями,

умениями

и

навыками,

достигает

максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает

необходимые

формы

социального

поведения,

оказывается

способным

реализовать их в условиях семьи и общества.



В раздел образования