Автор: Аверина Ольга Александровна
Должность: куратор, преподаватель
Учебное заведение: Юргамышского филиала ГБПОУ "КБМК"
Населённый пункт: р.п.Юргамыш
Наименование материала: статья
Тема: Работа куратора по профилактике девиантного поведения у несовершеннолетних "группы риска"
Раздел: среднее профессиональное
1
РАБОТА КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аверина О.А., куратор
Юргамышского филиала
ГБПОУ «Курганский базовый
медицинский колледж»
Ноябрь, 2024
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Сергей Давидович в стихотворении «Трудные дети» точно подметил,
что дети не рождаются «трудными». Просто «поздно заметили... поздно
учли...
Просто
им
вовремя
не
помогли».
И
с
эти
можно
полностью
согласиться.
Одной из важнейших задач перед педагогическим составом колледжа
является организация эффективной работы по профилактике и коррекции
отклоняющегося поведения обучающихся колледжа.
Большая
роль
в
профилактике
девиантного
поведения
у
несовершеннолетних «группы риска» в колледже отводится куратору.
В
работе
с
несовершеннолетними
необходимо
руководствоваться
такими нормативными документами, как:
➢
Конституция Российской Федерации.
➢
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
➢
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №
223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.).
➢
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 03 «Об образовании н
Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании» (редакция N 68 от
10.07.2012).
➢
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (редакция от 21.11.2022 года).
2
➢
Федеральный
закон
от
24.07.1998
№
124-ФЗ
«Об
основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 28.04.2023
года).
➢
Федеральный
закон
от
23.06.2016
№
182-ФЗ
«Об
основах
профилактики правонарушений в Российской Федерации».
➢
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р
➢
Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся
мер
дисциплинарного
взыскания,
утверждённый
приказом
Министерства
образования и науки РФ № 185 от 15 марта 2013 г.
➢
Методические
рекомендации
по
совершенствованию
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними,
систематически пропускающими по неуважительной причине занятия в ОУ
(письмо Минпросвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977).
Кроме знаний нормативной базы, необходимо повышать свой уровень
знаний
по
вопросам
профилактики
девиантного
поведения
на
курсах
повышения квалификации, принимать участие в вебинарах, семинарах и т.п.
— Что такое «группа риска»?
Дубровина И. В. в книге «Очерки о развитии детей, оставшихся без
родительского
попечения»
даёт
следующее
определение:
«Дети
группы
риска — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств
своей
жизни
более
других
категорий
подвержена
негативным
внешним
воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим
причиной дезадаптации в образовательных учреждениях».
Как правило, в колледже мы работаем со следующими студентами
«группы риска» с девиантным поведением:
1.
Студенты,
состоящие
на
учете
в
комиссии
по
делам
несовершеннолетних.
2.
Студенты,
у
которых
проявились
симптомы
эмоционального
неблагополучия и учебной дезадаптации.
3.
Студенты, имеющие вредные привычки.
4.
Студенты, склонные к правонарушениям.
Работу по выявлению «группы риска» на 1 курсе строю через:
1.
Составление
социального
паспорта.
Изучаю
личные
дела
студентов,
знакомлюсь
с
характеристикой
из
школы.
Провожу
анкетирование, где получаю информацию про родителей, узнаю интересы и
склонности ребят, их состояние здоровья, трудности и проблемы.
2.
Проведение
диагностики
(например,
Методика
первичной
диагностики
и
выявления
детей
«группы
риска»
(М.И.
Рожков,
М.А.
Ковальчук).
Мой
характер.
Уровень
толерантности.
Агрессивный
ли
я
человек?
Тест
на
стрессоустойчивость
и
др.)
В
обработке
результатов
диагностик
помогают
разные
платформы,
но
чаще
всего
использую
платформу Online Test Pad.
3
3.
Анализ учета посещаемости занятий и успеваемости.
4.
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.
5.
Опрос мнения преподавателей, воспитателя общежития об
обучающемся.
6.
Наблюдение:
взаимоотношения
с
одногруппниками,
манера,
стиль
общения
с
окружающими,
отношение
к
общественному
мнению,
сопротивляемость педагогическим воздействиям.
И только в комплексе всего вышеперечисленного можно уже отнести
конкретного студента в «группу риска».
Примерный план со студентом «группы риска» выглядит следующим
образом:
Индивидуальная работа со студентами «группы риска»
Цель: осуществление социальной и педагогической помощи студенту, содействие
психическому, психофизическому и личностному развитию.
Задачи:
1. Вовлечение студента в активную деятельность в колледже и группе.
2.
Осуществление взаимодействия с предметниками,
с воспитательными службами
по
решению
проблем
диагностики
и
коррекции
развития
личности,
успеваемости
и
поведения.
3. Осуществление взаимодействия с родителями студента, решение основных вопросов.
№п/п
Направление работы
Форма работы
Сроки
Приме
чание
Вовлечение в активную деятельность
1.
Распределение поручений
для студента, контроль
выполнения обязанностей
Распределение
Сентябрь
2.
Привлечение к участию в
групповых мероприятиях
Участие
Постоянно
3.
Вовлечение в посещение
секций, кружков,
волонтёрских отрядов.
Участие
Сентябрь, ежемесячно
контроль посещения
Осуществление взаимодействия с предметниками, с воспитательной службой
1.
Индивидуальные
консультации с
преподавателями по
вопросам поведения,
успеваемости студента
Беседа
Еженедельно
2.
Организация оказания
помощи предметников в
обучении, индивидуальных
(дополнительных) занятий,
педагога-психолога
Инд. занятия
По мере
необходимости,
контроль посещения
3.
Организация
взаимодействия
предметников, педагога-
психолога с родителями
студента
Беседа,
консультация
По мере
необходимости
4
4.
Анализ успеваемости
студента по предметам
Мониторинг
Еженедельно
Осуществление взаимодействия с родителями студента
1.
Беседы с родителями
студента по вопросам
поведения, успеваемости и
посещаемости
Инд. беседы
Постоянно
2.
Консультации родителей
по вопросам обучения и
поведения студента
Консультации
По мере
необходимости
3.
Привлечение родителей к
посещению родительских
собраний
Мониторинг
посещения
1 раз в год
4.
Работа Совета
профилактики, Малого
педсовета.
Решение
проблем
По мере
необходимости
Работа со студентом
1
Контроль посещаемости
занятий
Профилактика
пропусков
Ежедневно
2
Контроль текущей
успеваемости
Мониторинг
ежемесячно
3
Вовлечение студента в
кружки и секции
Участие
Ежемесячно, контроль
посещения
4
Проведение
профилактических бесед
Беседа
По мере
необходимости
5
Направление на
консультацию к психологу
Консультация
По мере
необходимости
6
Разбор конфликтных
ситуаций
Решение
проблем
По мере
необходимости
7
Работа Совета
профилактики, Малого
педсовета.
Решение
проблем
По мере
необходимости
8
Мониторинг
социальных
сетей «Интернет» в целях
выявления
признаков
асоциального,
суицидального поведения
Беседа
В течение года
В
отношении
каждой
«группы
риска»
план
корректируется,
подбираются свои технологии с учётом проблем.
Затем заполняется Карта студента «группы риска».
В нее входит:
Основание определения в «группу риска»
Социальный статус семьи
Место проживания семьи
Данные о родителях (ФИО матери/отца/законных представителей,
место работы)
Проживание на время обучения
Состояние здоровья (группа здоровья, ОВЗ)
Краткая характеристика студента
5
Затем начинается процесс отслеживания работы, который фиксируется
документально:
Поощрения студента
Дата
За какие достижения
Вид поощрения
Отметка о дисциплинарной ответственности
Дата
За какой проступок
Вид дисциплинарного
взыскания
П
оручени
я
–
______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Участие в кружках, секциях, волонтерск
ом
отряде:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Успеваемость/посещаемость
Отчетный
период
Пропуски
Успеваемость
уважит.
причина
без причины
успевает
не успевает,
по ск-ким
предметам
причина
Сентябрь и
т.д.
Индивидуальные консультации с преподавателями, педагогом-психологом по
вопросам поведения, успеваемости
Дата
Содержание
Примечание
Участие в мероприятиях и трудовой деятельности
Дата
Мероприятие
Результат
Индивидуальная работа со студентом
Дата
Проведённая работа и
рекомендации
Результат
Работа с родителями/родственниками/ лицами, их заменяющими
Дата
Содержание работы
Примечание
6
Если после проведённой работы проблемы студенты решены, т.е.
он
:
- не употребляет спиртных напитков или др. веществ;
- отсутствуют асоциальные поведенческие реакции;
- студент регулярно посещает занятия;
-
отсутствуют
конфликты:
как
межличностные,
так
и
внутриличностные;
- уровни агрессии, тревожности соответствуют норме,
то происходит возврат студента в группу «норма».
Если проблемы не решены, план сопровождения корректируется.
При
работе
с
«трудными
детьми»
важно:
принять
воспитуемого;
демонстрировать оптимистический взгляд на него; относиться к подростку,
как
к
равному
себе;
быть
доброжелательным;
понимать
сложности
воспитательной
задачи,
создавать
ситуации
успеха,
опираться
на
положительные качества подростка.
В заключении хочется сказать, что мы, кураторы, тесно общаемся со
студентами,
поэтому
должны
стараться
помогать
каждому
подростку
адаптироваться в современном обществе, найти своё место в нём.