Напоминание

Работа куратора по профилактике девиантного поведения у несовершеннолетних "группы риска"


Автор: Аверина Ольга Александровна
Должность: куратор, преподаватель
Учебное заведение: Юргамышского филиала ГБПОУ "КБМК"
Населённый пункт: р.п.Юргамыш
Наименование материала: статья
Тема: Работа куратора по профилактике девиантного поведения у несовершеннолетних "группы риска"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

РАБОТА КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аверина О.А., куратор

Юргамышского филиала

ГБПОУ «Курганский базовый

медицинский колледж»

Ноябрь, 2024

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв.

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... поздно учли...

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

Сергей Давидович в стихотворении «Трудные дети» точно подметил,

что дети не рождаются «трудными». Просто «поздно заметили... поздно

учли...

Просто

им

вовремя

не

помогли».

И

с

эти

можно

полностью

согласиться.

Одной из важнейших задач перед педагогическим составом колледжа

является организация эффективной работы по профилактике и коррекции

отклоняющегося поведения обучающихся колледжа.

Большая

роль

в

профилактике

девиантного

поведения

у

несовершеннолетних «группы риска» в колледже отводится куратору.

В

работе

с

несовершеннолетними

необходимо

руководствоваться

такими нормативными документами, как:

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №

223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 03 «Об образовании н

Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании» (редакция N 68 от

10.07.2012).

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних» (редакция от 21.11.2022 года).

2

Федеральный

закон

от

24.07.1998

124-ФЗ

«Об

основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 28.04.2023

года).

Федеральный

закон

от

23.06.2016

182-ФЗ

«Об

основах

профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся

мер

дисциплинарного

взыскания,

утверждённый

приказом

Министерства

образования и науки РФ № 185 от 15 марта 2013 г.

Методические

рекомендации

по

совершенствованию

индивидуальной

профилактической

работы

с

несовершеннолетними,

систематически пропускающими по неуважительной причине занятия в ОУ

(письмо Минпросвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977).

Кроме знаний нормативной базы, необходимо повышать свой уровень

знаний

по

вопросам

профилактики

девиантного

поведения

на

курсах

повышения квалификации, принимать участие в вебинарах, семинарах и т.п.

— Что такое «группа риска»?

Дубровина И. В. в книге «Очерки о развитии детей, оставшихся без

родительского

попечения»

даёт

следующее

определение:

«Дети

группы

риска — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств

своей

жизни

более

других

категорий

подвержена

негативным

внешним

воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим

причиной дезадаптации в образовательных учреждениях».

Как правило, в колледже мы работаем со следующими студентами

«группы риска» с девиантным поведением:

1.

Студенты,

состоящие

на

учете

в

комиссии

по

делам

несовершеннолетних.

2.

Студенты,

у

которых

проявились

симптомы

эмоционального

неблагополучия и учебной дезадаптации.

3.

Студенты, имеющие вредные привычки.

4.

Студенты, склонные к правонарушениям.

Работу по выявлению «группы риска» на 1 курсе строю через:

1.

Составление

социального

паспорта.

Изучаю

личные

дела

студентов,

знакомлюсь

с

характеристикой

из

школы.

Провожу

анкетирование, где получаю информацию про родителей, узнаю интересы и

склонности ребят, их состояние здоровья, трудности и проблемы.

2.

Проведение

диагностики

(например,

Методика

первичной

диагностики

и

выявления

детей

«группы

риска»

(М.И.

Рожков,

М.А.

Ковальчук).

Мой

характер.

Уровень

толерантности.

Агрессивный

ли

я

человек?

Тест

на

стрессоустойчивость

и

др.)

В

обработке

результатов

диагностик

помогают

разные

платформы,

но

чаще

всего

использую

платформу Online Test Pad.

3

3.

Анализ учета посещаемости занятий и успеваемости.

4.

Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.

5.

Опрос мнения преподавателей, воспитателя общежития об

обучающемся.

6.

Наблюдение:

взаимоотношения

с

одногруппниками,

манера,

стиль

общения

с

окружающими,

отношение

к

общественному

мнению,

сопротивляемость педагогическим воздействиям.

И только в комплексе всего вышеперечисленного можно уже отнести

конкретного студента в «группу риска».

Примерный план со студентом «группы риска» выглядит следующим

образом:

Индивидуальная работа со студентами «группы риска»

Цель: осуществление социальной и педагогической помощи студенту, содействие

психическому, психофизическому и личностному развитию.

Задачи:

1. Вовлечение студента в активную деятельность в колледже и группе.

2.

Осуществление взаимодействия с предметниками,

с воспитательными службами

по

решению

проблем

диагностики

и

коррекции

развития

личности,

успеваемости

и

поведения.

3. Осуществление взаимодействия с родителями студента, решение основных вопросов.

№п/п

Направление работы

Форма работы

Сроки

Приме

чание

Вовлечение в активную деятельность

1.

Распределение поручений

для студента, контроль

выполнения обязанностей

Распределение

Сентябрь

2.

Привлечение к участию в

групповых мероприятиях

Участие

Постоянно

3.

Вовлечение в посещение

секций, кружков,

волонтёрских отрядов.

Участие

Сентябрь, ежемесячно

контроль посещения

Осуществление взаимодействия с предметниками, с воспитательной службой

1.

Индивидуальные

консультации с

преподавателями по

вопросам поведения,

успеваемости студента

Беседа

Еженедельно

2.

Организация оказания

помощи предметников в

обучении, индивидуальных

(дополнительных) занятий,

педагога-психолога

Инд. занятия

По мере

необходимости,

контроль посещения

3.

Организация

взаимодействия

предметников, педагога-

психолога с родителями

студента

Беседа,

консультация

По мере

необходимости

4

4.

Анализ успеваемости

студента по предметам

Мониторинг

Еженедельно

Осуществление взаимодействия с родителями студента

1.

Беседы с родителями

студента по вопросам

поведения, успеваемости и

посещаемости

Инд. беседы

Постоянно

2.

Консультации родителей

по вопросам обучения и

поведения студента

Консультации

По мере

необходимости

3.

Привлечение родителей к

посещению родительских

собраний

Мониторинг

посещения

1 раз в год

4.

Работа Совета

профилактики, Малого

педсовета.

Решение

проблем

По мере

необходимости

Работа со студентом

1

Контроль посещаемости

занятий

Профилактика

пропусков

Ежедневно

2

Контроль текущей

успеваемости

Мониторинг

ежемесячно

3

Вовлечение студента в

кружки и секции

Участие

Ежемесячно, контроль

посещения

4

Проведение

профилактических бесед

Беседа

По мере

необходимости

5

Направление на

консультацию к психологу

Консультация

По мере

необходимости

6

Разбор конфликтных

ситуаций

Решение

проблем

По мере

необходимости

7

Работа Совета

профилактики, Малого

педсовета.

Решение

проблем

По мере

необходимости

8

Мониторинг

социальных

сетей «Интернет» в целях

выявления

признаков

асоциального,

суицидального поведения

Беседа

В течение года

В

отношении

каждой

«группы

риска»

план

корректируется,

подбираются свои технологии с учётом проблем.

Затем заполняется Карта студента «группы риска».

В нее входит:

Основание определения в «группу риска»

Социальный статус семьи

Место проживания семьи

Данные о родителях (ФИО матери/отца/законных представителей,

место работы)

Проживание на время обучения

Состояние здоровья (группа здоровья, ОВЗ)

Краткая характеристика студента

5

Затем начинается процесс отслеживания работы, который фиксируется

документально:

Поощрения студента

Дата

За какие достижения

Вид поощрения

Отметка о дисциплинарной ответственности

Дата

За какой проступок

Вид дисциплинарного

взыскания

П

оручени

я

______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Участие в кружках, секциях, волонтерск

ом

отряде:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Успеваемость/посещаемость

Отчетный

период

Пропуски

Успеваемость

уважит.

причина

без причины

успевает

не успевает,

по ск-ким

предметам

причина

Сентябрь и

т.д.

Индивидуальные консультации с преподавателями, педагогом-психологом по

вопросам поведения, успеваемости

Дата

Содержание

Примечание

Участие в мероприятиях и трудовой деятельности

Дата

Мероприятие

Результат

Индивидуальная работа со студентом

Дата

Проведённая работа и

рекомендации

Результат

Работа с родителями/родственниками/ лицами, их заменяющими

Дата

Содержание работы

Примечание

6

Если после проведённой работы проблемы студенты решены, т.е.

он

:

- не употребляет спиртных напитков или др. веществ;

- отсутствуют асоциальные поведенческие реакции;

- студент регулярно посещает занятия;

-

отсутствуют

конфликты:

как

межличностные,

так

и

внутриличностные;

- уровни агрессии, тревожности соответствуют норме,

то происходит возврат студента в группу «норма».

Если проблемы не решены, план сопровождения корректируется.

При

работе

с

«трудными

детьми»

важно:

принять

воспитуемого;

демонстрировать оптимистический взгляд на него; относиться к подростку,

как

к

равному

себе;

быть

доброжелательным;

понимать

сложности

воспитательной

задачи,

создавать

ситуации

успеха,

опираться

на

положительные качества подростка.

В заключении хочется сказать, что мы, кураторы, тесно общаемся со

студентами,

поэтому

должны

стараться

помогать

каждому

подростку

адаптироваться в современном обществе, найти своё место в нём.



В раздел образования