Автор: Григоренко Инна Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ЛДШИ1
Населённый пункт: г.Лянтор Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: От «сказки о Снегурочке» к «мифу о Яриле».
Раздел: среднее профессиональное
От «сказки о Снегурочке» к «мифу о Яриле».
Среди обширного оперного наследия Римского – Корсакова выделяется
цикл из четырех мифологических опер – это «Майская ночь», «Снегурочка»,
«Млада» и «Ночь перед Рождеством». Эта группа опер, с точки зрения Л.А.
Серебряковой
«полностью
воссоздаёт
весь
годовой
цикл
солярных
празднеств» [цит. по 10;181]. Каждая часть цикла посвящена определенному
поворотному моменту движения солнца: «Снегурочка» - приходу весны,
празднику, связанному с днем весеннего равноденствия, «Майская ночь» -
Троице с ее обрядом «зеленые святки», «Млада» с показом праздника Ивана
Купалы, – летнему солнцестоянию и повороту лета на зиму, «Ночь перед
Рождеством» – зимнему солнцестоянию и повороту зимы на лето.
Этот цикл создавался планомерно и постепенно. В списке пятнадцати
оперных сочинений композитора он вошел в первую пятерку, объединив со
второй по пятую оперы.
Семнадцать лет, с 1878 года, года создания
«Майской ночи» до 1895 – создания «Ночи перед Рождеством», занимала
творческий ум композитора мировоззренческая и мифологическая идея,
воплощенная в этом цикле. В письме к А.К. Глазунову композитор
разъясняет свой замысел относительно последней оперы: «Овсень и Коляда
суть одни из солнечных богов, подобно Яриле и Купале… . Оба они
возвещают поворот солнца на лето… после зимнего солнцеповорота,
подобно тому как Купало и Ярило справляются вскоре после летнего,
означая разгар лета» [цит. по 5; 88 ]. При использовании в гоголевском
сюжете мифологических поверий, Римский – Корсаков подчеркивал «для
меня и для желающих вникнуть и понять меня эта связь была ясна» [13;195].
Увлечение поэзией солнечного культа, заключающееся в поклонении
Яриле – Солнцу проявляется в тяготении к древнерусскому обычаю и
языческому пантеизму.
Древнерусские языческие обряды нашли свое
прямое отражение в операх. Встреча масленицы с обязательным атрибутом
сжигания чучела развернуто представлена в опере «Снегурочка». Асафьев
так определяет основные вехи замысла: «За весной должно прийти лето, за
цветением - зрелость. Земля и люди ждут солнца. Все должно отцвести, и
появятся плоды. Таков закон жизни, такова смена, чреда жизненного
развития. И так должно быть» [2;170.]. В статье 1916 года Асафьев пишет:
«в «Снегурочке» миросозерцание - цельное, ясное, светлое. Человек еще не
противопоставляет себя природе. В весенней сказке веления живой природы
освящены религией и поэтому зло идет от неповиновения им, а добро от
следования им. Следовательно, язычество живо, и Пан не умер» [2;166].
Именно в «Снегурочке» впервые сложилась у Римского-Корсакова цельная
идейно-философская
концепция.
Она
выражена
в
сопоставлении
и
параллельном развитии двух контрастных образных сфер. Изображение мира
людей и мира природы воплощает идеи высшего порядка. Подчеркивая
сказочно-условный и внеисторический характер царства берендеев, Николай
Андреевич пишет в своем разборе оперы: «Весенняя сказка есть вырванный
эпизод и бытовая картинка из безначальной и бесконечной летописи
Берендеева царства» [14; 395].
Мифологическая, философская символика заключена в характеристике
действующих
лиц.
Самим
композитором
выделяется
стройная
иерархическая система, где все персонажи разделены на 3 группы [12].
1 группа – мифические персонажи –
Дед-Мороз, Весна-Красна, –
представляют собой олицетворение вечных, периодически выступающих сил
природы. К первой группе также относятся Леший и Масленица.
2 группа – полумифические-полуреальные – Девушка - Снегурочка, Лель -
пастух, Царь Берендей.
3 группа – реальные персонажи – жители слободки: Купава, Мизгирь,
Бобыль и Бобылиха.
В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на второй группе
действующих лиц. Частица полу- к словам мифический и реальный ярко
характеризует двойственность их натур. Снегурочка, дитя мифических
Мороза и Весны, испытывает вполне реальное человеческое чувство –
любовь. Перед нами образ – символ. Рожденная противоестественным
союзом тепла и холода, она вносит временную дисгармонию в жизнь
берендеев.
С
исчезновением
Снегурочки
восстанавливается
мир
и
естественная гармония в слободке и природе. Таким образом, ее судьба и
гибель подтверждают незыблемость законов бытия.
Больший интерес вызывает дополнение полу- к достаточно реальным
жителям слободки Царю и пастуху. Сложно понять композитора без
осмысления мифологической подоплеки, заложенной самим автором, а также
знания основ древнерусской языческой мифологии.
Символическая
сущность этих героев в их надвременной субстанции. Они предстают
персонажами безначального и бесконечного царства, где Царь – вечно
старый, а пастух-певец вечно юный.
Лель, читаем у Лакшина, – «языческое божество древних славян, сын
богини Лады; по-видимому, род славянского амура или купидона» [7; 486].
Рассматривая скрытую символику образа Леля, в опере можно выделить два
четких плана. С одной стороны, Лель - это певец, охарактеризованный в
опере тремя песнями, или, если рассматривать более глубоко, то Лель – это
певец, олицетворяющий вечное искусство музыки. С другой стороны, автор
литературного
текста
А.
Островский,
скрытую
символическую
характеристику образа Леля вкладывает в речи Деда Мороза: Лель –
«Солнца Любимый сын – пастух». Таким образом, Лель – это сын Ярилы,
излучающий силу солнца.
Не случайно отцовская душа Мороза видит
скрытую угрозу для своей дочери в пастухе. Та же идея раскрывается в
книге «Хождение в невидимый град» Алексея Парина: «Лель – лишь по
должности пастух, на деле же он – языческий бог любви, временно
пребывающий в стране берендеев для утверждения власти верховного бога
Ярилы» [10]. Собирая воедино все вышеизложенные характеристики Леля,
можно сделать вывод, что Лель в видимом, земном плане – это пастух и
певец, а в мифологическом, незримом – это сын Солнца и бог любви.
Другой персонаж, отнесенный Римским – Корсаковым к группе
полумифических – полуреальных, это Царь Берендей. Перед нами идеальный
правитель, являющий собой «олицетворение народной мудрости» [14;94]
наглядно проявленной в его мудром образе правления. С другой стороны,
Берендей - «верховный жрец и священник Бога Солнца, следящий за
выполнением всех обычаев и обрядов» [9;121]. Его старчество дано как
осознание смысла всего совершающегося. Он разъясняет веления Бога –
Ярилы, и на него возложено проведение древнего языческого обряда:
бракосочетания в Ярилину ночь. Осознавая жертвенность Снегурочки в
сцене таяния царь – жрец Берендей спокоен, свершилась воля Ярилы –
Солнца: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря
тревожить нас не могут… Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце; теперь с
ее чудесною кончиной вмешательство Мороза прекратилось» [3;410-411]
Следовательно, смерть Снегурочки с точки зрения жреца – не трагедия, а
торжество Бога Ярилы, торжество Бога Солнца и его законов.
Высшее божество, Ярило, незримо царит над всем происходящим, являясь
древнеславянским божеством солнца, весеннего плодородия и любви.
Ярило, также являет выражение творческого начала, вызывающее жизнь в
природе и в людях, и являющееся олицетворением силы художественного
творчества. Царство Берендея в этом ракурсе – воплощение мира искусства
с его призывом к вечному творчеству. В опере божество материализуется в
образе парня - см. ремарку на странице 417 в клавире – «На вершине горы,
на некоторое время (8 тактов) рассеивается туман и показывается Ярило в
виде молодого парня в белой одежде». Таким образом, параллельно основной
идее звучит символическое прославление художественного творчества, что
является заветной темой для Римского-Корсакова. Среди аналогичных
символов можно назвать Царицу – Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и
Шемаханскую царицу из «Золотого петушка».
Таким образом, художественное единство «весенней сказки» основано на
поэтическом развитии и драматическом столкновении двух противостоящих
друг другу тематических мотивов: теме холода (Мороза) и теме тепла
( Ярилы). Они заявлены в споре Деда-Мороза и Весны о судьбе их дочери
Снегурочки в самом начале сказки. Все последующие события сказки –
своеобразная
поэтическая
разработка
двух
этих
тем.
Перед
нами
развертывается борьба летних и зимних, теплых и холодных природно-
человеческих
стихий.
Тема
Мороза,
проходя
через
сказку,
как
бы
разрастается, подключая к себе Бобыля и Бобылиху, Мизгиря. Так, Мороз,
Мизгирь и Бобыли, несут в мир те стихии природного и душевного холода,
которые навлекают на себя гнев всесильного Солнца. Ярилиной теме –
отвечают Весна, царь Берендей, Купава, Лель. Между этими двумя стихиями
- стихиями тепла и холода – колеблется душа Снегурочки.
Драматургическое развитие конфликта сказки можно обозначить как
процесс постепенного природно-человеческого потепления, завершающийся
торжеством солнечного света и явлением персонифицированного бога этого
света – Ярилы. Этому торжеству способствуют Весна, царь Берендей, пастух
Лель и жертвенно – самоотверженная Снегурочка, изгоняющая своей
гибелью природный и душевный холод из царства Берендеев.
Так, за
внешней простотой сказки скрыта глубокая идея, прославляющая, с одной
стороны, незыблемость законов мироздания, с другой - силу и красоту
художественного творчества.
Использованная литература.
1. Асафьев «Снегурочка» - весенняя сказка» // «Об опере» Избранные
статьи. Ленинград, «Музыка» 1985.
2. Асафьев «Снегурочка» в Большом театре» // «Об опере» Избранные
статьи. Ленинград, «Музыка» 1985.
3. «Снегурочка» переложение для фортепиано (клавир оперы) М. «Музыка»
1974.
4.
Кандинский А.И. // Русская музыкальная литература
Вып. 3.
М.
«Музыка» 1979
5. Кандинский А.И. // История русской музыки Том 2, книга 2 М. «Музыка»
1966.
6. Кандинский А.И. «Рождение весенней сказки» //Советская музыка 1969
№3
7. Лакшин. В Комментарии и вст. cт // Островский А.Н. Пьесы. школьная
библиотека. М., Рипол Классик 2006.
8. Лебедев Ю.В. «Мудрость Островского» // Островский А.Н. Пьесы. Издат.
Дом «Синергия», 2000. серия «Новая школьная библиотека».
9. Оперы Римского-Корсакова. Путеводитель. М., Музыка, 1976.
10. Парин А. Хождение в невидимый град. М. Аграф. 1999
11. Рахманова М.П. // История русской музыки Том 8, М. «Музыка» 1994
12. Римский-Корсаков Н.А. «Летопись моей музыкальной жизни»
13. Римский-Корсаков Н.А. Литературные произведения. Т.1, 1960.
14. Римский-Корсаков Н.А. Литературные произведения. Т.4, 1960. Разбор
«Снегурочки» неоконченная работа,
15.Соловцов А. Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества.