Авторы: Хохоева Алла Казбековна, Алла Казбековна Хохоева
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж
Населённый пункт: Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон
Наименование материала: конспект урока
Тема: Своеобразие любовной лирики Маяковского
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Своеобразие любовной лирики Маяковского
Ц е л и : отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию
темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.
Х о д у р о к а
И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова – судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под
мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.
В. Маяковский
I. Вступительное слово.
У ч и т е л ь .
В
своих
воспоминаниях
художник
Юрий
Анненков
писал
о
Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал
наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки
и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом.
Нижняя
челюсть
плотоядно
выдавалась
вперед.
<...>
К
этому
выражению
недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же
художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского
была беспредельно хрупкой».
Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе».
По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы
(«Люблю!», «Про это» и других) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из
Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре
– ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям
автора. Оба стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени,
отличаются высокой степенью автобиографичности.
II. Работа с текстами стихотворений.
1. Подготовленные ученики представляют материал (он был роздан предварительно
на карточках).
А) Известно, что место написания стихотворений – Париж.
Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский выехал из
Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9
декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт
побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года,
Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906–1991), молодой
модисткой, недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника,
перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и
поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений
лирической дилогии.
Б) Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика
Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.
У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная коллизия,
нашедшая отражение в текстах «Писем».
Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США
открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна)
Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц.
Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и
полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев,
покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского
в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже
знали, что у них скоро будет ребенок.
15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась
(не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс
состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые
увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост»
(«Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст),
испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») – поток
эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и
«Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце
первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из
Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.
В)
По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и
«проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели
спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски
важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море>
пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»;
«звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и
записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании
которой
Маяковский
тогда
даже
и
не
подозревал!
Очевидно,
единственной
«вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического
произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.
25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в
состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли!
Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю.
Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это
мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»
Надо
представить,
оценить
и
состояние
Маяковского-человека
в
эти
дни.
Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал
обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки...» –
«Письмо товарищу Кострову»).
Г)
В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она
становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и
объектом – собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре
снова обратился.
В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии
становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то странная...»
(из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования
включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной
Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально насыщенные,
лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные. С именем
второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие действие к
Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются
зашифрованными, неизвестными читателю и непосредственно из текста стихотворения
никак не выводимыми. Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.
2. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».
–
Какие
художественные
средства
использует
автор
для
передачи
своего
эмоционального состояния?
– Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви как
таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в том...»,
«Любить – это значит...», «Любовь – это простынь...», «Нам любовь не рай да кущи...»
У ч и т е л ь . По воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже,
Маяковский неоднократно читал это стихотворение слушателям как в узком кругу
знакомых, так и в более широких аудиториях. Как обычно у Маяковского, в таких
устных чтениях текст стихотворения уточнялся, сокращался и дополнялся. При этом, по-
видимому, «обкатывались» и отдельные строфы, чуть позднее вошедшие во второе
стихотворение лирической дилогии.
Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но очень важные
переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года Маяковский «доверил
бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую часть дилогии.
3. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».
Р а б о т а с т е к с т о м .
А)
Учитель .
Большинство
воспоминаний,
впечатлений,
«свидетельств
современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с
Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по
прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее
достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько
сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале
1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.
В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М.
(Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это
самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня
интересной области», – Яковлева тоже писала стихи. «Я думаю, тебе будет интересно
послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о
любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому
не показывай...»
В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела
его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим
«поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за
изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и
заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор
очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась
казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить
Россию... Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти
не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют
даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он
всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он
такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это
первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»
Б) Ч а с т и ч н ы й а н а л и з т е к с т а .
Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение
слушать, сопереживать, взаимопонимание):
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови,
Дай
Про этот
Важный вечер
Рассказать
По-человечьи.
– Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну Яковлеву «остро
вспомнить Россию»?
Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом ЛЮБОВЬ, Маяковский
утверждает:
В поцелуе рук ли,
Губ ли,
В дрожи тела
Близких мне
Красный
Цвет
Моих республик
Тоже
Должен
Пламенеть.
Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:
Я не сам,
А я
Ревную
За Советскую Россию.
...вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
III. Творческое задание.
Напишите
небольшое
рассуждение
на
тему:
«Лирика
любви.
В
чем
ее
нетрадиционность у Маяковского?»
IV. Итог урока.
Домашнее задание.
Выучить наизусть и проанализировать (письменно) одно из
стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?», «Послушайте».