Напоминание

Использование игровых технологий в рамках ФГОС


Автор: Альбина Николаевна Иголкина
Должность: преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 38 г. Томска
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Публикация
Тема: Использование игровых технологий в рамках ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Коллективная игра на местности «Планета БезОпасности»

Автор разработки: Иголкина Альбина Николаевна, преподаватель- организатор ОБЗР

МАОУ СОШ № 38 г. Томска

Пояснительная записка:

Особое внимание в требованиях Федерального государственного образовательного

стандарта уделяется реализации в учебном процессе игровых технологий, так как знание теории

и практики применения данной технологии в учебном процессе позволит глубже и интересней

построить содержание работы с учащимися:

Игра на местности по ОБЗР проходит в рамках Дня защиты детей в чрезвычайных

ситуациях. В игре принимают участие обучающиеся 5-11 классов.

Цель игры: проверить теоретические знания и практические умения обучающихся,

действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, отработать туристические навыки,

умение оказывать медицинскую помощь.

Идея игры: Сильным является тот, кто может управлять собой в различных экстремальных

ситуациях

Лозунг игры: От успеха каждого - к успеху класса

Актуальность игры:

Одной из важнейших составных частей процесса формирования общей культуры является

формирование культуры безопасной жизнедеятельности. Игровые технологии способствуют

развитию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной

безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению

жизни и здоровья в повседневных ситуациях, неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Игра призвана содействовать:

Воспитанию

чувства

товарищества

и

милосердия,

морально-психологической

устойчивости в преодолении трудностей;

Формированию умений, навыков действий в экстремальных ситуациях;

Пропаганде здорового образа жизни;

Укреплению здоровья;

Воспитанию патриота и гражданина;

Развитию инициативы и самостоятельности, учащихся на основе игровой деятельности;

Формирования бережного отношения к окружающей среде.

Правила игры: После объектовой тренировки (стадион) капитанам команд необходимо

получить маршрутные листы у руководителя тренировки.

Класс, вместе со своим классным руководителем, должен пройти 12 этапов, расположенных

на территории школы.

Начинать игру следует с этапа, выделенного в маршрутном листе жирным шрифтом.

На каждом этапе класс получает оценку от 0 до 100 баллов.

Подготовка к игре «Планета БезОпасности»

Командам необходимо:

1.

Уметь вязать узлы: «Прямой»; «Академический»; «Встречный»; «Брамшкотовый»,

«Булинь»; «Штык»; «Восьмерка-проводник».

2.

Знать топографические знаки и жесты для подачи сигналов бедствия.

3.

Уметь складывать костры «Шалаш»; «Колодец»; «Таежный»; «Звездный», «Нодья».

4.

Знать правила надевания противогаза.

5.

Различать лечебные растения.

6.

Знать правила наложения шины, кровоостанавливающего жгута.

7.

Знать строевые приемы.

8.

Знать способы транспортировки пострадавших «Друг за другом», «Замок».

9.

Уметь бросать спасательное средство тонущему человеку.

Команды

начинают

движение

согласно

полученному

маршрутному

листу.

К

игре

привлекаются игротехники – обучающиеся старших классов, с которыми проводится

предварительное обучение и инструктаж и учителя – предметники школы. На каждом этапе 3

игротехника - 2 обучающихся и один взрослый.

По окончании игры маршрутные листы сдаются главному игротехнику. Затем игротехники

подсчитывают общее количество баллов и распределяют места по категориям: 5-6 классы; 7-8

классы; 9-11 классы.

Место проведения: территория школы.

Игра включает в себя 12 этапов:

Этап №1 «Внимание, газы!». Представители из команды должны надеть противогаз и

продемонстрировать различные положения противогаза.

Этап «№ 2 «Транспортировка». Навстречу друг другу переносят пострадавших двумя

способами.

Этап № 3 «Костры» Команда должна: 1) назвать виды костров, которые изображены на

рисунках; 2) сложить костры; 3) рассказать, какие правила нужно соблюдать при подготовке

места для костра.

Этап № 4 «Азимут» Представителям от команды необходимо при помощи компаса

определить азимут на каждый из указанных флажков.

Этап № 5 «Строевая» На этом этапе участники исполняют следующие команды: «Отряд, в

одну шеренгу стройся! », «Равняйсь», «Смирно», «На первый-второй рассчитайся» «В две

шеренги стройся», «Направо», «Налево», «Кругом», «Вольно», «Разойдись».

Этап № 6 «Вызови спасателей». Одному из членов команды необходимо сообщить по

телефону о пожаре.

Этап № 7

«Плот» Необходимо добросить веревку до плота, который находится на

расстоянии 9-10 метров.

Этап № 8 «Дорожное движение» Команде дается 3 задания: Найти слова, связанные с ПДД в

наборе букв. Исключить лишний знак из предложенных вариантов. Отгадать ребусы.

Этап № 9 «Болото» Команде необходимо перейти через воображаемое болото по кочкам.

Этап № 10 «Прочитай письмо» Прочитать письмо, составленное с использованием

топографических знаков. Назвать, что обозначают жесты, показанные игротехником.

Этап № 11 « Медицинский» Команда делится на 3 группы и выполняет следующие задания:

Выбрать растения, которые а) останавливают кровотечение б) растения, которые заживляют

раны. Назвать признаки кровотечений. Выбрать из предложенных материалов, средства для

остановки кровотечений. Соединить две части слов – Название лекарственных препаратов и их

назначение.

Этап № 12 «Узлы»

Участникам

необходимо связать узлы: «встречный»; «прямой»;

«академический»; «беседочный узел или булинь»; «брамшкотовый»; «штык», «восьмерка-

проводник»).

Победители и призеры в коллективной игре на местности «Планета БезОпасности»

определяются по наибольшему количеству набранных баллов. Руководители за подготовку

команды к игре поощряются благодарственными письмами.

Ход мероприятия:

Вед: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня в рамках Дня защиты детей в

чрезвычайных ситуациях мы предлагаем вам преодолеть 10 этапов, связанных с различными

опасными ситуациями. Вы сможете перебраться через болото, спасти тонущего, выжить в

условиях распространения опасных веществ, оказать медицинскую помощь друзьям и пройти

другие трудности. Это испытание для самых быстрых, ловких и сильных.

Уверена вы готовы ко всем испытаниям и сложностям!

Вед: Внимание! Прошу командиров каждой команды подойти ко мне!

Сейчас вы получите свой маршрутный лист и сразу можете отправляться по маршруту.

На каждом этапе игры находятся игротехники, старшеклассники и взрослые, они объясняют

задание и оценивают выступление команды по бальной системе

Готовы? Внимание 1.2.3. Старт!

(команды начинают движение по маршрутным листам)

Приложение №1 Образец маршрутного листа:

№ этапа

Название этапа

Игротехники на этапе

1

«Внимание, газы!»

2

«Транспортировка»

3

«Костры»

4

«Азимут»

5

«Строевая»

6

«Вызови спасателей»

7

«Плот»

8

«Движение по улице»

9

«Болото»

10

«Прочитай письмо»

11

«Медицинская»

12

«Узлы»

Приложение № 2 Инструкции для игротехников:

Этап №1 «Внимание, газы!»

Максимальное количество баллов за одного члена команды, надевшего противогаз правильно -

5 баллов.

Время на выполнение задания: 5 минут.

1 задание: Члену команды взять сумку с противогазом и показать положение противогаза:

«Походное», «Наготове», «Боевое» (1 балл за правильно выполненное задание)

2 задание:

Представители команды берут противогазы по своему размеру и готовятся

выполнить задание № 2. Команда может выбрать одного представителя или нескольких сразу.

Игротехник подает сигнал тревоги и оповещает команду фразой «Внимание, Газы!».

Представители из команды после команды «Газы» должны надеть противогаз как можно

быстрее и правильно.

Если остается время, то можно продолжать выполнение задания.

Противогаз считается одетым правильно, если:

1- перед надеванием ученик закрыл глаза;

2-задержал дыхание;

3- большие пальцы руки находятся снаружи противогаза;

4- начал надевать противогаз с подбородка;

5- сделал резкий выдох после того как надел противогаз.

Примечание для игротехников: Если в команде правильно выполнили оба задания, то команда

получает 6 баллов. Если за 5 минут три члена команды выполнят задание № 2 (т.е. наденут

правильно противогаз), то команда получает 16 баллов, если 4 человека наденут противогаз

правильно, то 21 балл. Но нужно снимать балл за каждое неправильное действие.

Этап № 2 «Транспортировка».

Максимальное количество баллов за одну правильную транспортировку – 5 баллов.

Инструкции для игротехников.

Время для выполнения задания: 5 минут

Оборудование: Рисунки со схемами транспортировки пострадавших

Задание:

Команда расходится на две стороны. Дети выстраиваются на линии старта и разбиваются на

тройки. Начинают по сигналу. Навстречу друг другу переносят пострадавших. Одна тройка

способом «Замок», другая тройка способом «Друг за другом». Как только одна тройка

добежала до финиша, начинать может следующая тройка.

Примечание для игротехников: Игротехники заранее намечают 2 линии, на которых будут

выстраиваться команды. Расстояние при переноске «раненого» может быть различным (в

зависимости от возраста обучающихся).

Если за 5 минут успели пройти навстречу друг другу только 2 тройки, то команда получает 10

баллов. Если 3 тройки-15 баллов, если 4 тройки то 20 баллов и.т.д.

Если пострадавшего уронили, снимается 10 баллов.

За превышение времени снимается 5 баллов.

Этап № 3 «Костры»

Инструкции для игротехников. Максимальное количество баллов – 16 баллов.

Оборудование: Мешок с дровами, рисунки с изображением костров «Шалаш», «Колодец»,

«Таежный», «Нодья», «Звездный».

Время выполнения задания: 5 минут

Задание: Команда за 5 минут должна: 1) назвать виды костров, которые изображены на

рисунках; 2) сложить костры; 3) рассказать, какие правила нужно соблюдать при подготовке

места для костра.

Примечание для игротехников: За каждый правильно названный костер команда получает один

балл, за каждый правильно сложенный костер команда получает 2 балла.

За правила

подготовки костра (очисть место для костра от листьев, веток; снять дерн и перевернуть его

почвой вверх, разложить его по кругу; рядом с костром должна быть емкость с водой; перед

уходом вернуть дерн на место и полить водой; назначить дежурного, который всегда смотрит за

костром) -1 балл.

Этап № 4

«Азимут»

Максимальное количество баллов -10 баллов.

Время для выполнения задания: 5 минут

Оборудование: компас, 5 цветных флажков или колпаки.

Задание: Представителям от команды необходимо при помощи компаса определить азимут на

каждый из указанных флажков.

Команда должна вначале определить, где находится Север, а затем найти азимут (азимут-это

угол между направлением на север и объектом) первого объекта, второго объекта и т.д. Если

участники не правильно определили направление на Север, то команда получает ноль баллов.

Можно воспользоваться компасом в телефоне.

Примечание для игротехников:

Игротехники заранее ставят флажки под определенным

азимутом от данной точки (например, 30 градусов, 65 градусов, 138 градусов, 237 градусов, 305

градусов и.т.д.).

За каждый правильно определенный азимут, команда получает 2 балла. За каждые 10

градусов ошибки участники получают 1 штрафной балл.

Этап № 5 «Строевая» Максимальное количество баллов -10б.

Время для выполнения задания: 3 минуты.

Оборудование: Секундомер.

Задание: На этапе командир команды строит класс. Подает следующие команды: «Отряд, в

одну шеренгу стройся! », «Равняйсь», «Смирно», «На первый-второй рассчитайся» «В две

шеренги стройся», «Направо», «Налево», «Кругом», «Вольно», «Разойдись».

Оценивание : Игротехники ставят 1 балл за каждую правильно выполненную команду.

Снимаются баллы:

- за долгое построение (больше 20 секунд);

- не выровненный строй;

- положение рук и ног (пятки вместе, носки врозь, руки по швам, согнуты в кулак);

- положение головы при команде «равняйсь»;

- неправильное перестроение в две шеренги;

- несинхронные повороты при командах «налево», «направо», «кругом»

Этап № 6 «Вызови спасателей». Оборудование: Телефон, часы.

Время на выполнение задания: 3 минуты. Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Задание: Одному из членов команды необходимо сообщить по телефону о пожаре в подвале

соседнего дома.

Примечание для игротехников: За каждый правильный ответ 1 балл.

Правильные ответы:

1.

Набрать номера 01, с сотового 101 или 112 (телефон спасения)

2.

Назвать свою фамилию, имя

3.

Рассказать о том, что горит

4.

Назвать адрес пожара

5.

Назвать свой телефон

Этап № 7 «Плот».

Максимальное количество баллов за одно попадание – 5.

Оборудование: Веревка длиной 10 метров, обруч (импровизированный плот)

Время на выполнение задания: 5 минут

Задание: Необходимо добросить веревку до плота, который находится на расстоянии 9-10

метров, и спасти «утопающего». За каждое попадание веревки до плота с первого раза

начисляется 5 баллов.

Примечание для игротехников: За удачный бросок с первого раза начисляется 5 баллов, за

попадание веревки на плот со второго раза – 4 балла, с третьего раза- 3 балла. За правильно

сложенную веревку в бухту -1 балл.

Таким образом: если за 5 минут в команде успели попасть в плот 2 человека с первого раза и

при этом они сложили правильно веревку в бухту, то команда получит 12 баллов. Если успели

выполнить задание с первого раза 3 человека- то 18 баллов. Если кто- то из них попал в плот со

второго раза, то, один балл вычитается.

Этап № 8 «Дорожное движение»

Максимальное количество баллов – 20 баллов

Время на выполнение заданий 5 минут

Оборудование: Карточки с заданиями

Задание: Команде дается 3 задания:

1.

Найти слова, связанные с ПДД в наборе букв. Все слова читаются под прямым углом или

прямо, по вертикали или горизонтали. Слова в именительном падеже. (10б.)

2.

Исключить лишний знак из предложенных вариантов, объяснить, как он называется и

почему он лишний. (2б.)

3.

Отгадать ребусы (8 б.)

Примечание для игротехников:

за каждое найденное слово в наборе букв-1 балл

за каждый правильно отгаданный ребус- 1 балл

за объяснение, почему знак лишний- 2балла

Этап «Дорожное движение»

Максимальное количество баллов -10б.

Задание: за 5 минут необходимо найти слова, относящиеся к ПДД

Станция № 9 «Болото».

Максимальное количество баллов -20 баллов

Инструкции для игротехников:

Оборудование: Обручи: 3 шт. красного цвета; 4 –синего цвета; 1 белого цвета. 10 кеглей, мяч

Задание: Команда должна взяться за руки и, ни при каких условиях, их не расцеплять. Команде

необходимо перейти через воображаемое болото по кочкам (кочки- обручи синего и белого

цвета). Нельзя наступать на красные обручи - это трясина, в них члены команды тонут. Ребенок,

который наступил на красный обруч, считается утонувшим. В конце болота нужно попасть

снарядами (мяч) в цель (кегли), утопить водяного.

Примечание для игротехников:

За пересечение болота без расцепления рук, без наступления на красные обручи, и дружное

поведение начисляется 10 баллов.

Каждое попадание в цель приносит команде 1 балл.

За каждое наступление в красный обруч снимается 1 балл.

За расцепление рук снимается 1 балл.

Этап №10 «Прочитай письмо. Жесты»

Инструкции для игротехников:

Максимальное количество баллов-15 баллов

Время на выполнение задания 5 минут

Оборудование: Карточки с заданиями.

Задание:

1. Прочитать письмо, составленное с использованием топографических знаков.

2. Назвать, что обозначают жесты, показанные вам игротехником.

Примечание для игротехников:

За каждый расшифрованный знак в письме (10-12 знаков) команда получает 1 балл.

За каждый правильно отгаданный жест (3-5 жестов) 1балл.

Этап № 11 «Медицинский».

Максимальное количество баллов -30.

Время для выполнения задания: 5 минут

Оборудование: Санитарная сумка, медицинский халат, стетоскоп, аптечка (бинты, жгут, вата,

клей БФ-6, лейкопластырь, йод, зеленка). Карточки и изображением лекарственных растений.

Карточки с заданиями. Импровизированная шина. Листочки бумаги, карандаш.

Задание:

Команда делится на 3 группы и выполняет следующие задания:

Задание для 1 группы:

На открытках представлены лекарственные растения. Выберите те растения, которые а)

останавливают кровотечение б) растения, которые заживляют раны.

Задание для 2 группы:

а) назовите признаки кровотечений: капиллярного, венозного, артериального.

б) выберите из предложенных вам материалов необходимые средства для остановки

артериального кровотечения.

Задания для 3 группы:

Соедините две части слов – Название лекарственных препаратов и их назначение.

Всего за 3 задание можно получить 10 баллов.

За каждый правильный ответ по карточке команда получает 1 балл

Этап № 12 «Узлы».

Максимальное кол-во баллов: 10

Время на выполнение задания: 5 минут

Оборудование: Веревки, карточки со схемами вязания узлов, стол

Задание: Участники берут карточки, в котором указано название узла и схема его вязания

(«встречный»; «прямой»; «академический»; «беседочный узел или булинь»; «брамшкотовый»;

«штык», «восьмерка-проводник»). Получают веревки. Приступают к завязыванию узлов. На это

отводится 5 минут, после чего подается команда «Стоп».

Примечание для игротехников.

За каждый правильно завязанный узел начисляется 1 балл. Всего семь узлов, значит можно

получить 7 баллов. Добавить по одному баллу можно, если хотя бы один участник из команды

успеет завязать контрольные узлы на прямом узле, булине или академическом узлах. ( т.е

всего 3 дополнительных балла)



В раздел образования