Автор: Белобородова Юлия Игоревна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: Сургутский колледж русской культуры им. А.С.Знаменского
Населённый пункт: Сургут ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальный салон «Творческий портрет композитора Д. Павлова» в художественно-эстетическом развитии студентов колледжа культуры
Раздел: среднее профессиональное
Белобородова Ю.И.,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского,
г. Сургут
Музыкальный салон «Творческий портрет композитора Д. Павлова»
в художественно-эстетическом развитии студентов колледжа
культуры
Одним из важных направлений профессионального образования в
колледжах культуры и искусств является художественно-эстетическое
развитие
личностей
студентов,
обучающихся
по
музыкально-
исполнительским
специальностям.
Реализация
данного
направления
осуществима
на
основе
проведения
преподавателями
музыкально-
теоретических дисциплин – музыкального салона как одной из возможных
форм
внеурочной
учебной
деятельности,
что
служит
активному
включению
студентов
в
интеллектуально-познавательный
процесс,
позволяющий приобщить их к миру прекрасных образцов музыкально-
композиционного искусства временной протяженностью от античности до
современности. Музыкальный салон, в сущности, служит художественно-
эстетическому развитию студентов – будущих выпускников, усиливая их
потребность в собственном творческом самовыражении, самореализации,
самоутверждении в процессе знакомства с ориентирами музыкально-
композиционного творчества.
Музыкальный салон «Творческий портрет сургутского композитора
Дениса Павлова» реализуется нами в колледже русской культуры в форме
внеурочной учебной деятельности и включает диалоги со студентами
специальностей «Вокальное искусство», «Музыкальное звукооператорское
мастерство»,
«Инструментальное
исполнительство»
о
создании
музыкально-художественных
образов
современным
композитором
в
сочетании
с
визуальными
презентациями,
аудио/видеозаписями,
свободными
письменными
сочинениями
–
средством
объективации
эмоционального восприятия студентов рассматриваемых музыкальных
произведений современного автора. В рамках этого салона раскрываются
сведения о композиторе биографического плана, о его композиционных
методах и используемых им техниках.
Творческий портрет сургутского композитора Д. Павлова – члена
Союза
композиторов
России,
кандидата
педагогических
наук,
раскрывается
через
знакомство
с
его
музыкально-композиционным
творчеством и музыкально-эстетическими взглядами, отраженными им
самим в публикациях конференций международного и всероссийского
значения. Его творческое становление связано с родным городом: в
музыкальной школе он обучался по классу баяна у Заслуженного учителя
1
России Короля А.Н., затем в музыкальном училище – у Заслуженного
учителя России Куракина Л.Н. Будущий композитор обучался также и
сольному пению у Савинской Ю.В., в связи с возникшим в период
обучения в училище интересом к вокальному исполнительству. Сразу
подчеркну,
что
сочинения
сургутского
композитора
наполнены
плотностью гармонических вертикалей и изысканно-изобразительной,
зачастую
кантиленной
мелодикой,
что,
скорее
всего,
связано
с
«гармонической» природой инструмента баяна и увлечением вокальным
исполнительством.
Композиторский факультет Уральской консерватории Д. Павлов
окончил в 2008 г., обучаясь по композиции в классе профессора, лауреата
Государственной премии РФ Кобекина В.А. – крупнейшего современного
оперного композитора, наследника петербургской композиторской школы,
а в 2011 г. – аспирантуру Российской академии музыки им. Гнесиных, где
занимался
композицией
под
руководством
профессора,
лауреата
Государственной премии РФ Волкова К.Е. – ярчайшего современного
симфониста, представителя московской композиторской школы. Так,
сургутский композитор приобщился к традициям обеих композиторских
школ – петербургской и московской. В настоящее время он успешно
совмещает творческую и музыкально-педагогическую деятельность в
сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского.
Композитором
созданы
сочинения
в
различных
жанрах
музыкального творчества, среди них: концерт для симфонического
оркестра; симфоническая сюита «Русалка» по мотивам сказки Х.
Андерсена; мюзикл «Серебряное копытце» по мотивам сказа П. Бажова;
хоровой цикл на стихи русских поэтов ХХ века; вокальная поэма
«Первопроходцы» (420-ти летию Сургута); сюита для струнного квартета;
«Хантыйская сюита» для скрипки, фортепиано и ударных; вариации на
тему «Неаполитанской тарантеллы» Д. Россини для скрипки и баяна;
пьесы для саксофона-альта и фортепиано; соната для фортепиано;
вокальные поэмы на стихи Б. Ахмадулиной для голоса и симфонического
оркестра; романсы на стихи Б. Ахмадулиной и мн. др. сочинения.
Остановимся несколько подробнее на ряде его музыкальных сочинений.
Симфоническая сюита «Русалка» в 5-ти частях была написана на
сюжет Андерсена, сказки которого адресованные не только детям, но и
взрослым, заинтересовали композитора повествованием о сказочном мире
человека, таком, который представлен в сказке «Русалка». Примечательно,
что вторая часть этой сюиты посвящена самой Русалке. Атмосфера, в
которую погружен художественный образ жительницы подводного мира,
наделена пластичным вальсовым движением. Тема Русалки обладает
певучим характером и насыщенна мелодическими ходами на широкие
интервалы. Она проводится в оркестре у различных инструментов как
сольно, так и в ансамблевых сочетаниях, поскольку смена тембров служит
2
приданию этой теме различных семантических оттенков. Симфоническая
сюита «Русалка» исполнялась уральским филармоническим оркестром,
под управлением дирижера Энхе. Также, в переложении для 2-х
фортепиано она исполняется в колледже русской культуры нашим дуэтом
с автором, а также дуэтом лауреатов международных конкурсов Е.
Игнатенко и О. Маловой. Благодаря тонкому претворению андерсенского
сюжета, музыка интенсивно влияет на развитие музыкально-литературного
вкуса у слушателей различных возрастных групп.
«Хоровой цикл на стихи русских поэтов ХХ века» для смешанного
хора с солистами без сопровождения – это высокохудожественный образец
музыкально-литературного творчества. Композитор Д. Павлов избрал
прекраснейшие образцы стихотворного жанра. Хоровой цикл составляют
семь его частей: «Прощай, столица!» на стихи А. Ахматовой, «Ананасы в
шампанском»
на
стихи
И.
Северянина,
«Народная»
на
стихи
И.
Северянина, «В апрельский день» на стихи И. Бунина, «Песенка
шарманщика» на стихи Б. Ахмадулиной, «Вечером» на стихи А.
Ахматовой, «Монастырская» на стихи С. Городецкого. Авторский стиль,
учитывающий традиции отечественного вокально-хорового письма, в
цикле
отличается: индивидуальностью и свежестью мелодического,
гармонического
языка;
мастерством
построения
формы
и
ее
направленностью на восприятие; красочностью фактурных приемов в
хоровой аранжировке; сочетанием рационального профессионализма с
эмоциональной открытостью, искренностью в выражении чувств.
Профессионально-педагогическая
деятельность
в
сургутском
колледже русской культуры – значимый фактор для композиторского
творчества Д. Павлова. Специально для обучаемых был написан мюзикл
«Серебряное
копытце»
по
мотивам
сказов
П.
Бажова
–
высокохудожественный образец композиторского творчества Д. Павлова в
музыкально-театральном жанре. Либретто, по заказу композитора, было
подготовлено
российским
писателем
А.
Бойчуком.
Постановка
осуществлялась в колледже русской культуры в рамках учебного театра
режиссером
А.
Аминовой,
но
музыкально-репетиционная
работа
проводилась самим композитором. Участие приняли ученики 6-9 классов и
студенты специальности вокальное искусство, студенты театрального
отделения.
Успешное
выполнение
музыкально-театральных
задач
потребовало от юных артистов самостоятельной поисковой работы: в
постановке
мюзикла
обучающиеся
проявили
заинтересованность
в
реализации
творческих
сил,
благодаря
современному
сочинению,
обладающего чувственной искренностью и заставляющего поверить в
существующее чудо – лесного олененка, расточающего драгоценные
камни-самоцветы. С точки зрения композиторской техники в мюзикле
соединены: лейтмотивы, обозначающие определенный персонаж, предмет,
чувство любви/томления и мотивы-символы, вызывающие широкий круг
3
эмоционально-смысловых
ассоциаций;
черты
классических
ариозо/арии/романса и современной массовой песни; приемы классической
оркестровки и эстрадной аранжировки.
Отметим, что в 2008-2010 гг. Д. Павлов имел личное знакомство,
творческое взаимодействие с отечественной поэтессой Б. Ахмадулиной, на
стихи которой им были созданы многие вокальные сочинения, о чем
композитор рассказывал в интервью газете «Сургутская трибуна» (№ 38 от
6.03.2015). Примечательно высказывание композитора о встрече с самой
поэтессой:
«…мы сидели за большим дубовым столом, на котором
находились вазочки с одиночными цветами; от интерьера квартиры и
предметов веяло необъяснимой тайной, а самой Белле Ахатовне были
переданы записи романсов и нотные партитуры».
Стоит считать, что
вокальная музыка на стихи Б. Ахмадулиной Д. Павлова – это изысканный
образец современной камерно-вокальной лирики, включение которой в
концертные программы способствует развитию высокого музыкально-
литературного вкуса у аудитории слушателей различных возрастных
групп. На сегодняшний день эта музыка исполнялась уже многими
высокопрофессиональными академическими певицами, такими как: В.
Азикова (солистка московского детского музыкального театра им. Н.И.
Сац); Н. Кузьминская (член-корреспондент академии русской словесности
и изящных искусств им. Г.Р. Державина,
солистка марийского театра
оперы и балета им. Э. Сапаева); О. Пименова (солистка свердловской
филармонии
и
екатеринбургского
театра
романса,
музыкальный
руководитель свердловского театра драмы); А. Загроцкая (солистка
сургутской филармонии) и др.
Остановимся на некоторых вокальных сочинениях Д. Павлова на
стихи
Б.
Ахмадулиной.
В
романсе
«Живут
на
улице
Песчаной»
производится поэтизация действительности. Событие встречи с животным
– «неведомой собакой» становится музыкально-художественным образом
и «пересоздается» в таинство, театрализуясь при этом. Звучание шагов
героини, пришедшей в дом друзей, где живет этот пес, переданы
«настороженным»
движением
октав
в
крайнем
нижнем
регистре
сопровождения. Поэма «Снова не получится» наполнена внутренней
эмоциональной гармонией, в силу уравновешенности поэтического текста
с вокальной мелодией и с сопровождением. Гибкая вокальная мелодия
безукоризненна по своей чуткой декламации. Взаимодействием линии
фортепианного баса с вокальной партией воссоздается диалог мужского и
женского начал. В романсе «В метро на остановке "Сокол"» образ
технизированного
мира,
шумы
и
гулы
метрополитена
воссозданы
неустанным «бегом» мелких длительностей – в крайнем нижнем регистре
сопровождения и контрапунктирующими мелодическими фразами
и
акцентированными аккордами – в верхнем регистре. Тревожное состояние
героини, восклицающей о людях «в той неразберихе, направленных вверх
4
и вниз» выражается мелодекламационной вокальной партией. В поэме
«Зима» воссоздан зимний городской пейзаж и прорисовано настроение
лирической героини: с одной стороны, – картинность и зримость (хоровод
снежинок), с другой, – образ художника. Лирическая героиня остается
наедине с вселенной, но чувствует себя ее неотъемлемой частью и
осознает свою единичность.
Наш северный край привлекает внимание композитора величием
природы. Сюита «Моя Югра» в 3-х частях написана для скрипки,
фортепиано и ударных. В ней рельефно звучит мысль о том, что нужно
бережнее относиться к природе и к человеку, живущему в Югре. Музыка
всей сюиты звукоизобразительна. Сюита исполнялась юной скрипачкой,
лауреатом международных и всероссийских конкурсов, выпускницей
колледжа русской культуры, ныне успешной студенткой Уральской
консерватории – А. Цветковой. В первой части передано движение
путника в пространстве, где разворачивается горизонт с лентами рек.
Ладовое своеобразие скрипичной мелодии основано на гемитонной
пентатонике. Переливы звучания колокольцев и тремоло бубна воссоздают
таинственную атмосферу леса, а прихотливые ритмы придают живой
характер этой музыке.
Пример. Фрагмент первой части сюиты «Моя Югра»:
Интересна музыка композитора и в эстрадном жанре: песни
характеризуются
яркостью
музыкального
материала,
чувствованием
5
синтезированных тембровых красок, изобретательностью аранжировки и
собственным
взглядом
на
жизнь.
Так,
вокально-инструментальная
композиция
«Золото
Югры»
передает
психологическое
состояние
человека, живущего в Югре, естественно воспринимающего северную
суровую действительность, но согревающего собственные размышления
теплой эмоциональностью. Это воссоздается использованием автором
соответственных
мелодических,
ладово-гармонических,
фактурных,
метроритмических средств музыкальной выразительности.
Автору этой статьи – музыковеду Ю. Куликовой в качестве
дружеского знака самим композитором Д. Павловым была преподнесена
пьеса-посвящение
–
«Стеклянный
дом».
По
своему
музыкально-
художественному содержанию это яркая образная пьеса, написанная в
технике
минимализма.
Лишь
двумя
мелодическими
попевками,
повторенными многократно в разных ладово-гармонических условиях,
обрисован образ «Стеклянного дома» – дома мечты, уюта и добра.
Выразительное «многоточие» в конце пьесы, как яркая психологическая
деталь, дополняет «живое» восприятие самого образа. Эта пьеса имеет
яркий эмоциональный отклик у аудитории слушателей – обучаемых и их
родителей.
Авторские концерты Д. Павлова всегда являются ярким творческим
событием, соединяющим вместе талантливейших исполнителей, в том
числе и нашего города. Осуществлено проведение таких его авторских
концертов, как: «Лица и голоса» (Екатеринбург, 2007), «Свет из окна»
(Сургут, 2009), «Сказы Седого Урала» (Сургут, 2013), Вечер авторской
музыки (Екатеринбург, 2015), Авторский концерт (Сургут, 2016).
В
концертные
программы
композитора
включаются
самые
различные
произведения по инструментальным составам и музыкальным жанрам.
Резюмируя
опыт
деятельности
в
результате
создания
собственных
сочинений, написаний сочинений студентами, композитор и музыкант-
педагог Д. Павлов опубликовал ряд искусствоведческих и педагогических
статей, раскрывающих его профессиональные подходы.
Резюмируя суть данного музыкального салона на тему «Творческий
портрет сургутского композитора Дениса Павлова», следует отметить, что
художественно-эстетическое
развитие
является
важным
фактором
личностного
самоопределения
студентов,
связанного
с
обретением
необходимых
знаний
о
жанрах
современного
академического
музыкального
искусства,
о
его
художественном
содержании,
о
существовании
синестезийных
связей
в
музыкально-творческой
деятельности.
Актуализация
стремления
к
самовыражению,
самореализации, самоутверждению в музыкальной деятельности при
умении ценить и применять духовные богатства, в нашем случае –
современную академическую музыку, позволит студентам в дальнейшем –
пропагандировать и развивать музыкальное искусство настоящего.
6
Список литературы:
1. Павлов, Д.Н. Композиционные конструкты как инструмент
рационализации музыкально-композиционной деятельности и средство
творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусства /
Д.Н. Павлов // Художественное образование: проблемы и перспективы
развития: материалы междунар. заочн. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед.
ун.-т. Екатеринбург, 2016. С. 141-148.
2.
Павлов,
Д.Н.
Композиционная
техника
как
средство
формирования творческой самореализации музыкантов-исполнителей /
Д.Н. Павлов // Философия и искусство: материалы IV Международной
конференции. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 190-196.
3. Павлов, Д.Н. Роль философско-эстетической концепции поэзии Б.
Ахмадулиной в процессе сочинения вокальной музыки / Д.Н. Павлов //
Философия и искусство: материалы III Международной конференции. –
М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. С. 182-188.
4.
Павлов, Д.Н. Художественный замысел в композиционном
творчестве: педагогический аспект / Д.Н. Павлов // Вестник науки и
образования № 1 (19). – Иваново: ПресСто, 2014. С. 100-103.
5. Павлов, Д.Н. Методика развития творческой самореализации
студентов колледжей культуры и искусств / Д.Н. Павлов // Вестник
Нижневартовского
государственного
университета
№
1
(53).
–
Ннижневартовск, 2021. С. 66-73.
7