Автор: Глинских Людмила Гурьяновна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Кировград Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка "Бинарный урок"
Тема: Бинарный урок физики - математики в 11 классе.
Раздел: полное образование
Бинарный урок
Авторы: Глинских Людмила Гурьяновна, Татаринова Любовь Григорьевна\
МАОУ СОШ № № 3 город Кировград Свердловской области
Аннотация. В этой статье автор предлагает конспект бинарного урока
физики-математики проведённого в 11 классе средней школы.
Ключевые слова: математика, физика, производная.
Тематическая рубрика средняя школа.
Бинарный урок физики- математики.
Бинарный урок - одна из форм реализации требований федеральных
государственных стандартов.
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой
же связи.»
Я.А Коменский.
Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», означающего
«двойной».
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического
применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность
увидеть результаты своего труда и получить от него радость и
удовлетворение, дать обучающимся всесторонние (углубленные и
расширенные ) знания о предмете изучения, его целостную картину.
На бинарном уроке решаются достаточно сложные задачи:
расширение кругозора у обучающихся и педагогов;
интеграция знаний из различных областей;
формирование у обучающихся навыков самообразования, потому что
подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять и во
внеурочное время;
развитие аналитических способностей и изобретательности;
Реализация воспитательного потенциала;
Развитие навыков принятия решений в творческих ситуациях.
Предлагаю конспект бинарного урока физики- математики в 11 классе.
Урок физики – математики.
Урок 45 минут.
Тема «Производные в математике и физике».
Цели:
Формирование умения переносить знания, полученные на
математике на физике.
Формирование
умения
строить
математическую
модель
некоторой физической ситуации.
Расширение круга задач, решаемых с помощью алгебраических
методов.
Развитие познавательного
интереса обучающихся, умение
работать с дополнительной литературой.
Воспитание самостоятельности при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
проверка
умений
применять
математические
правила при решении физических задач.
Развивающие: развивать умение оценивать выполненную работу;
развивать логическое мышление, умения делать сравнение, анализ и
выводы.
Воспитательные:
стимулирование
познавательной
деятельности
постановкой проблемных вопросов и заданий.
Комплексно- методическое обеспечение: ПК, проектор, раздаточнй
материал.
Ход урока.
1 Оргмомент.
На доске высказывание.
«Математика- царица наук и … служанка физики!»
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
Цель
урока.
Показать
применение
математического
понятия
производной для решения физических задач.
2. Блиц опрос. ( Проводит учитель математики)
А). Сформулируйте определение производной.
Б). Геометрический смысл производной.
В). Физический смысл производной.
Г). Как связаны производная и монотонность функции.
Д). Сформулировать определение стационарных и критических точек.
3. Введение в физику.
- Подумайте с какими темами и понятиями можно связать в физике
понятие производной. ( ответы учащихся.)
Решить задачу. На экран выводится условие без решения. Решаем
устно.
Подробно
объясняем
решение.
Выясняем
как
используется
геометрический смысл производной при решении физических задач.
4. Понятие производной используется при решении задач по физике в
разных темах. Учащимся предлагается 9 задач. На уроке учащиеся
объясняли решение задач с точки зрения физики и математики. Мы
подобрали задачи на применение производной именно в разных темах
физики.
СКОРОСТЬ
1. Движение автомобиля во время торможения описывается
формулой S(t)= 30t -5t2, (S – тормозной путь в метрах, t – время в
секундах, прошедшее с начала торможения до полной остановки
автомобиля). Найдите время торможения до полной остановки и
тормозной путь. Ответ: t= 3 с, S= 45 м
2. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам:
S1 = 2,5t2 - 6t + 1 и S2 = 0,5t2 + 2t - 3. В какой момент времени
их скорости будут одинаковы? Ответ : t = 2
3. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам:
S1 = t2 - 6t + 2 и S1 = 4t + 5.
В какой момент времени скорость первой точки будет в 2 раза
больше скорости второй? Ответ : t = 7/
4. Тело массой 2 кг движется прямолинейно в соответствии с
уравнением
х = 2,5t2 - 6t + 1. Найдите действующую силу и Кинетическую
энергию через 2 с после начала движения. Ответ F = 10 Н. Е=16
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ
5. Координата пружинного маятника, подвешенного вертикально
меняется по закону
𝑦
= 0,04 ∙ cos 8
𝜋𝑡
. Напишите закон изменения
скорости и кинетической энергии, если масса груза 50 г.
Ответ.
СИЛА ТОКА
6. Количество электричества, протекающее через проводник, задается
формулой q(t)=t+4/t. В какой момент времени ток в цепи равен нулю?
Ответ:t=2 сек.
7. Изменение силы токав зависимости от времени задано уравнением:
I= 2t2-5t. Найдите скорость изменения тока в момент времени t=10 с.
Ответ: I= 35 A
8. Заряд на пластинах конденсатора в колебательном контуре
изменяется с течением времени в соответствии с уравнением
𝑞
=
10-6 ∙ cos 104
𝜋𝑡
. Записать уравнение зависимости силы тока от
времени I = i(t).
ЭДС индукции
9. Магнитный поток в обмотке ротора генератора изменяется по
закону
Ф = 0,01 ∙ sin 100
𝜋𝑡
. Напишите зависимость ЭДС в обмотке статора от
времени e(t).
Итог урока.
Рефлексия.
.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…