Урок русского языка в 3 классе " Что такое основа слова?"
Автор: Фролченко Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 26" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок русского языка в 3 классе " Что такое основа слова?" Раздел: начальное образование
Задачи:
Учить подбирать однокоренные слова
Выделять основу слова.
Развивать любознательность, наблюдательность.
Предметные:
Выделять основу слова.
Наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:
Понимать принимать учебную задачу.
Планировать действия для решения учебной задачи.
Оценивать результат.
Личностные:
Проявлять интерес к русскому языку.
Ход урока:
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого
нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Мне
хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями. И
поэтому для девиза к нашему уроку я выбрала вот эту пословицу.
Прочитайте ее.
Ι. Актуализация знаний.
1.
Рассказ учителя.
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек,
лес
–
из
…(деревьев).
Речь
состоит
из
…(предложений),
а
предложения
из
…(слов).
Слова
сделаны
из
с во е го
«строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в
слово свою часть смысла – « смыслиночку».
2. Посмотрите на экран. Выберите эти кирпичики.
- Как называются эти части слова? Какова их роль в слове?
3. Рассмотрите рисунок в вашем учебнике. С какой частью вы
еще не знакомы? (основа)
4. Запишем тему урока ОСНОВА СЛОВА.
ΙΙ. Словарная работа
— Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте
загадку и определите кто они.
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе… Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири.)
— Что вы знаете о снегирях?
— Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с
первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно
так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что
значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное
написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе
со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
— Как запишите слово снегирь?
— В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не
совпадают, но исторически это были однокоренные слова.
— Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь?
(Снегириный, снегириха, снегирята).
— Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-).
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
1. - Прочитайте текст.
Снегири
Снегири живут в лесах с густым подлеском. Летом снегири
обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Пищей для
снегиря являются семена, почки и ягоды. Снегирю дано
очень удачное название. Зимой стаи снегирей очень хорошо
различимы на белоснежном фоне.
- Назовите слова с одинаковым лексическим значением.
- Что вы заметили. Как называются эти слова?
- СНЕГИРИ, СНЕГИРЯ, СНЕГИРЮ, СНЕГИРЕЙ
- Что изменилось в этих словах? Выделите окончание.
- Часть слова без окончания и называется основой. Выделяют ее
вот таким знаком _______. Прочитаем правило на с. 95.
- Найдем основу в каждом слове.
2. - Обратимся к словарной работе. Выделим основу во всех
словах.
Чтоб основу отделить,
Надо слово изменить.
Что при этом изменяется,
Окончаньем называется.
Что не изменилось в слове,
То относится к основе.
3. Поупражняемся в выделении основы слова
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые…
- Запишите слова ЗОЛОТО, ЗОЛОТОЙ, ПОЗОЛОТА,
ЗОЛОТНИК. Футбол, футболка, футболисты, футбольный
ΙV. Подведение итога урока
- Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
- Что особенно запомнилось, понравилось делать?
V. Рефлексия. Самооценка
VΙ. Домашнее задание
с. 95 № 179
Одн.сл: Ящерица, ящерята, ящерка
Формы слова: Ящерица, ящерицей, ящерицу.