Напоминание

Урок русского языка в 3 классе " Что такое основа слова?"


Автор: Фролченко Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 26"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 3 классе " Что такое основа слова?"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока:
Что такое основа слова?

Задачи:
Учить подбирать однокоренные слова Выделять основу слова. Развивать любознательность, наблюдательность.
Предметные:
Выделять основу слова. Наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:
Понимать принимать учебную задачу. Планировать действия для решения учебной задачи. Оценивать результат.
Личностные:
Проявлять интерес к русскому языку.
Ход урока:
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями. И поэтому для девиза к нашему уроку я выбрала вот эту пословицу. Прочитайте ее.
Ι. Актуализация знаний.
1. Рассказ учителя. - Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из с во е го «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку». 2. Посмотрите на экран. Выберите эти кирпичики. - Как называются эти части слова? Какова их роль в слове? 3. Рассмотрите рисунок в вашем учебнике. С какой частью вы еще не знакомы? (основа) 4. Запишем тему урока ОСНОВА СЛОВА.
ΙΙ. Словарная работа

— Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они. Невзирая на морозы, В красных яблоках березы. Подошел поближе… Ай!! Разлетелся урожай! (Снегири.) — Что вы знаете о снегирях? — Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. — Как запишите слово снегирь? — В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. — Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята). — Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-).
ΙΙΙ. Работа по теме урока.

1. -
Прочитайте текст.
Снегири

Снегири живут в лесах с густым подлеском. Летом снегири

обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Пищей для

снегиря являются семена, почки и ягоды. Снегирю дано

очень удачное название. Зимой стаи снегирей очень хорошо

различимы на белоснежном фоне.

-
Назовите слова с одинаковым лексическим значением.
-
Что вы заметили. Как называются эти слова? - СНЕГИРИ, СНЕГИРЯ, СНЕГИРЮ, СНЕГИРЕЙ - Что изменилось в этих словах? Выделите окончание. - Часть слова без окончания и называется основой. Выделяют ее вот таким знаком _______. Прочитаем правило на с. 95. - Найдем основу в каждом слове.
2. - Обратимся к словарной работе. Выделим основу во всех словах.
Чтоб основу отделить,

Надо слово изменить.

Что при этом изменяется,

Окончаньем называется.

Что не изменилось в слове,

То относится к основе.
3. Поупражняемся в выделении основы слова
Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые…
- Запишите слова ЗОЛОТО, ЗОЛОТОЙ, ПОЗОЛОТА, ЗОЛОТНИК. Футбол, футболка, футболисты, футбольный
ΙV. Подведение итога урока
- Что нового узнали на уроке? -Чему научились? - Что особенно запомнилось, понравилось делать?
V. Рефлексия. Самооценка

VΙ. Домашнее задание
с. 95 № 179 Одн.сл: Ящерица, ящерята, ящерка Формы слова: Ящерица, ящерицей, ящерицу.


В раздел образования