Развитие творческого потенциала личности обучающихся в ходе проектной деятельности у детей с ОВЗ.
Автор: Степанищева Елена Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ РО Развиленская школа-интернат Населённый пункт: с.Развильное Наименование материала: статья Тема: Развитие творческого потенциала личности обучающихся в ходе проектной деятельности у детей с ОВЗ. Раздел: начальное образование
Развитие творческого потенциала личности обучающихся в ходе проектной
деятельности у детей с ОВЗ.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать
обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной
информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений
информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и
методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном
повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива
успешного применения современных информационных технологий в
образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные
распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду
формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в
первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и
телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые
методические подходы в системе общего образования. Интерактивные
технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему
“провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и
за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в
школах.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под
управлением интерактивного программного обеспечения с использованием
современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук,
графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых
ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются
Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с
возможностью получения актуальной информации, возможностями организации
диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это
трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях
связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство),
невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с
использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD
диски.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные
учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю
повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в
поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами,
становится Интернет.
Мультимедиа технологии в образовании
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать
обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной
информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений
информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и
методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном
повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива
успешного применения современных информационных технологий в
образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные
распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду
формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в
первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и
телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые
методические подходы в системе общего образования. Интерактивные
технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему
“провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и
за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в
школах.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под
управлением интерактивного программного обеспечения с использованием
современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук,
графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых
ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются
Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с
возможностью получения актуальной информации, возможностями организации
диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это
трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях
связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство),
невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с
использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD
диски.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные
учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю
повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в
поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами,
становится Интернет.
Использование мультимедиа технологий
Можно рекомендовать следующие основные методические особенности
организации обучения современного школьника
1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в
компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных
справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы
различных программ и т.д.;
2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён
отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку,
названную шифром класса и фамилией обучаемого;
3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое
использование индивидуализированных обучающих программ, банка
многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);
4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в
качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и
непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться
в профессиональной деятельности;
7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого
необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это
значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во
всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах,
дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;
8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического
изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере
усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не
теряя при этом целостности изложения всего материала;
9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации
познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-
информационного анализа;
10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать
разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз
данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими
достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового
сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов,
например, тестов или рабочей тетради;
допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря
множеству гиперссылок;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных
библиотеках или образовательных сайтах;
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную
информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной
настройки на учение.
Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает
возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного
материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику
средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела
визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально
революционный эффект в восприятии предмета "Информатика" школьниками.
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность
оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому
и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока,
насытить его информацией.
Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа
технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов.
Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с
применение специального проектора дает возможность наглядно
демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и
экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В
тоже время появляются дополнительные требования к подготовке
мультимедийных материалов и организации урока.
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс
обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть
ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес
учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и
ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими
друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к
ученью.
Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность,
структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации
обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне
сознания, так и подсознания
Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его
использование в области образования средствами мультимедиа более
разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий.
Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание
для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью
оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное
взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с
другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной
технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно
развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали
– чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем
добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму
случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой
будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в
области инженерной психологии и эргономики.
Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст,
изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему.
Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех
функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его
целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа
произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет
у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика,
искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах
информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В
конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько
при их использовании решается конкретная учебная задача – научить чему-то,
выработать навык работы с чем-то.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения,
позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс
восприятия учебной информации большинство чувственных компонент
обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру [4], при использовании интерактивных
мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала
может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно
оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного
материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая
составляющие, было известно задолго до появления компьютеров.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в
динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые
процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–
образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект,
связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются
во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное
дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более
довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию
изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае
средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Опыт использования мультимедийных технологий показывает:
резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение
принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется
возможность творческой деятельности на основании полученных
результатов.