Использование игровых технологий на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников
Автор: Александрова Светлана Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Использование игровых технологий на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников Раздел: начальное образование
Александрова Светлана Степановна
Использование игровых технологий на уроках русского языка как один
из способов активизации познавательной деятельности младших
школьников.
Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к
самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения
знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь влияет
на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших
школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через
применение игр, использование игровых технологий.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других
функций: игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые
умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра- один из
приёмов преодоления пассивности учеников.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).
Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе
помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с
запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне
эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию
познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.
Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка
способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их
кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только
общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой
личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить
решение в нестандартной ситуации. Использование творческой игры на
уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени
снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение
и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что,
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому
языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра
на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса
учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный
эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи,
но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость,
целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. В
своей работе я бы хотела подробнее остановиться на творческих играх,
направленных на развитие речи учеников начальной школы.
Творческие игры как средство обогащения словарного запаса младших
школьников
Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых
умений и навыков учащихся, которые должны формироваться на протяжении
четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики,
правописания и развития речи. Очень важно у ребёнка вызвать интерес к
родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать,
говорить, сочинять и писать . С чего начать? Я думаю, с обогащения словаря
школьника или его активизации. Обогащение словаря школьника – верный
путь к слову Активизация словаря – одно из важнейших направлений
словарной работы на уроках. Одна из форм - это работа с толковым
словарем. Нужно убедить учеников необходимости постоянной работы с
толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову.
Кроме толковых словарей, можно предложить детям завести свои словарики,
куда они будут записывать новые слова и их значения. Также с целью
активизации словаря младшего школьника на уроках русского языка можно
использовать разные творческие игры.
Например:
1. Игра «Кто больше напишет слов?» Учитель называет слова, а дети
записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и
выиграет.
2. Игра «Наоборотки» Учитель называет слова, а дети подбирают к нему
антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого
больше жетонов, тот – победитель.
3. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии,
помогает запоминать значения многих слов, вырабатывает привычку к
точному словоупотреблению. Например: - с е можно быстро обойти все
кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать –
обижать); - с е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать
дружбу (примерять – примирять); - с о всегда будешь чистым и опрятным, а с
а – нежным и добрым (полоскать – поласкать).
4. Игра «Укрась слова»
За 1 минуту ученики должны подобрать как можно больше имен
прилагательных к словам погода, рассказ, улица и т. д.
5. Игра «Краски»
Ученики должны вспомнить объекты желтого цвета, черного цвета, белого
цвета и т. д.
6. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Кто больше скажет друг другу добрых слов.
7. Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени»
Например: - смотрел, не слушал, отвлекался – ученик - пел, читал, танцевал –
артист.
8. Игра «Угадайте глагол»
Класс разбивается на команды. Одна команда придумывает глаголы и
изображает движениями, делает вид, что пишет, рисует и т. д., другая
пытается отгадать и назвать эти глаголы.
9. Игра «Кто какой издает звук»
Ученики должны подобрать к данным глаголам подходящие по смыслу
существительные. Например: Щебечет соловей, сопит ежик, звенит звонок и
т. д. Заданий такого типа очень много, все зависит от фантазии учителя.
Следующим этапом в работе по речевому развитию младших
школьников можно считать работу над предложением и текстом .
Творческие задания и игры являются одним из ведущих средств в
достижении данной цели. Предлагаю ряд таких упражнений, применяемых
мною на уроках русского языка.
1.
Игра «Укрась предложение»
Учитель на доске записывает предложение, состоящее только из
подлежащего и сказуемого. Ребята по очереди подходят к доске и
приписывают по одному слову, распространяя данное предложение,
выигрывает тот ученик, который напишет последнее слово в
предложении. Например: Птица летит. Огромная птица летит. Огромная
птица летит в небе. Огромная черная птица летит в небе. Огромная
черная птица летит в небе и кричит. Огромная черная птица летит в
небе и жалобно кричит.
2.
Игра «Собери пословицу»
Детям даются карточки с написанными на них словами (на каждой
карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе
пытаются из этих слов составить пословицы.
3.
Игра «Собери пословицу»
На доске записываются слоги, из которых нужно составить пословицу.
Например: У ность че кра ве скро ша ка ет ло (Скромность украшает
человека)
4.
Игра «Добавь слово»
5.
Детям предлагаются несколько фразеологических оборотов, в которых
пропущено одно и то же слово. Необходимо вставить пропущенное
слово и составить предложения с данными фразеологическими
оборотами. Например: Как в … канул, толочь … в ступе, выйти сухим
из …
6.
5. Игра «Составь фразу» Каждый игрок из команды пишет по одному
слову на доске, чтобы получилась фраза. Последним игрокам
разрешается дописывать 2-3 слова, чтобы завершить фразу. Побеждает
та команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась
законченная и осмысленная фраза.
7.
Игра «Фотоглаз»
8.
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети
должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенные
словарные слова. А затем по данным словам они должны восстановить
фразеологизмы, объяснить их смысл.
7. Игра «Опорное слово» Ученикам предлагается опорное слово, которое
входит в состав многих фразеологизмов. Дети должны вспомнить их и
записать в тетрадь. Например, ноги: уносить ноги, встать не с той ноги,
сделать ноги, с ног на голову и т. д.
8. Игра «Закончи предложение»
Детям предлагается первая часть сложного предложения. Например:
Приближается весна, … Ученики должны закончить данное предложение.
Например: Приближается весна, уже капает с крыш. Выигрывает тот ученик,
у которого самое интересное предложение. Такая работа ценна не только для
развития речи учащихся, но и для изучения грамматики, для ясного
понимания детьми внутренних связей в предложении. Это в дальнейшем
поможет им свободно ориентироваться в структуре простого и сложного
предложений и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
Работа над текстом
И словарная работа, и составление предложений ставит своей целью
подготовку школьников к связной речи. В методике развития речи учащихся
используется также термин «текст». В жизни человек пользуется именно
связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, ведет свой
дневник и т. д. Поэтому так важно научить школьников превращать образы в
слова, воссоздавать воображении картины художников слова, сделать свою
речь яркой и выразительной. Как же этого достичь? Использовать на уроках
творческие игры и задания. Такие упражнения дают простор детской
фантазии, поощряют самостоятельность ребенка, открывают его мир чувств.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение.
Я хочу остановиться на нескольких видах сочинений, используемых мною на
уроках русского языка.
1. Коллективное сочинение сказки. Цель – обучение составлению устного
текста повествовательного типа. Сказочный сюжет для рассказывания
предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Эта работа
вызывает у каждого ребенка чувство уверенности в собственных силах, что
стимулирует процесс коллективного творчества.
2. Игра, основанная на знаменитом магическом «если бы…» К.С.
Станиславского. Ребенок переносит себя или какой-то персонаж из реальной
ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую; пытается
осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или
воображаемом персонаже.
3. Игра «В гостях у сказки» Детям предлагается определенный набор
обязательных функций сказочных персонажей, который и служит
своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функцией следует
понимать какой-то поступок сказочного героя. Например, Карлсон взлетел на
очень высокое дерево, и у него поломался пропеллер. Функции составляют
внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному т тому же
набору функций можно воспроизводить и создавать неограниченное
количество сказок.
4. Игра «Воспроизведи рассказ» Учитель читает детям текст
повествовательного или описательного характера и предлагает им по
глаголам (существительным, прилагательным), написанным на доске,
воспроизвести его в своих тетрадях.
5. Игра «Собери текст» Каждому ребенку на карточке дается несколько слов,
из которых он должен составить предложение. Затем дети зачитывают свои
предложения и пытаются поставить их в нужном порядке, чтобы получился
связный текст. Такие игры можно проводить в классе, используя парную,
групповую или коллективную формы работы.
6. Для творческого развития очень ценны сочинения по началу. Например:
«Однажды две подружки отправились в лес на прогулку…». А дальше
фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей
тарелкой…
Сочинения творческого характера формируют потребность в
самовыражении, сопереживании. Ребенок должен проявить умение
сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу
творческим методом. Такие игры-упражнения каждый учитель может
придумать огромное количество. Главное, чтобы эта работа проводилась
систематически. Конечно, не каждый ребенок быстро и легко овладевает
всеми богатствами русского языка. Но когда это происходит в той или иной
мере, не перестаешь удивляться, сколько фантазии, воображения у наших
детей. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и
ученику, и учителю.
Свою работу мне хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Через
сказку, фантазию, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к
сердцу ребенка».