Напоминание

Использование игровых технологий на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников


Автор: Александрова Светлана Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Александрова Светлана Степановна
Использование игровых технологий на уроках русского языка как один

из способов активизации познавательной деятельности младших

школьников.
Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра- один из приёмов преодоления пассивности учеников. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский). Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. В
своей работе я бы хотела подробнее остановиться на творческих играх, направленных на развитие речи учеников начальной школы.
Творческие игры как средство обогащения словарного запаса младших

школьников
Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Очень важно у ребёнка вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать
.
С чего начать? Я думаю, с обогащения словаря школьника или его активизации. Обогащение словаря школьника – верный путь к слову Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Одна из форм - это работа с толковым словарем. Нужно убедить учеников необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Кроме толковых словарей, можно предложить детям завести свои словарики, куда они будут записывать новые слова и их значения. Также с целью активизации словаря младшего школьника на уроках русского языка можно использовать разные творческие игры. Например: 1. Игра «Кто больше напишет слов?» Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграет. 2. Игра «Наоборотки» Учитель называет слова, а дети подбирают к нему антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот – победитель. 3. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значения многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению. Например: - с е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать – обижать); - с е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу (примерять – примирять); - с о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым (полоскать – поласкать). 4. Игра «Укрась слова»
За 1 минуту ученики должны подобрать как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица и т. д. 5. Игра «Краски» Ученики должны вспомнить объекты желтого цвета, черного цвета, белого цвета и т. д. 6. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» Кто больше скажет друг другу добрых слов. 7. Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени» Например: - смотрел, не слушал, отвлекался – ученик - пел, читал, танцевал – артист. 8. Игра «Угадайте глагол» Класс разбивается на команды. Одна команда придумывает глаголы и изображает движениями, делает вид, что пишет, рисует и т. д., другая пытается отгадать и назвать эти глаголы. 9. Игра «Кто какой издает звук» Ученики должны подобрать к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Например: Щебечет соловей, сопит ежик, звенит звонок и т. д. Заданий такого типа очень много, все зависит от фантазии учителя.
Следующим этапом в работе по речевому развитию младших

школьников можно считать работу над предложением и текстом
. Творческие задания и игры являются одним из ведущих средств в достижении данной цели. Предлагаю ряд таких упражнений, применяемых мною на уроках русского языка. 1. Игра «Укрась предложение» Учитель на доске записывает предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого. Ребята по очереди подходят к доске и приписывают по одному слову, распространяя данное предложение, выигрывает тот ученик, который напишет последнее слово в предложении. Например: Птица летит. Огромная птица летит. Огромная птица летит в небе. Огромная черная птица летит в небе. Огромная черная птица летит в небе и кричит. Огромная черная птица летит в небе и жалобно кричит. 2. Игра «Собери пословицу» Детям даются карточки с написанными на них словами (на каждой карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.
3. Игра «Собери пословицу» На доске записываются слоги, из которых нужно составить пословицу. Например: У ность че кра ве скро ша ка ет ло (Скромность украшает человека) 4. Игра «Добавь слово» 5. Детям предлагаются несколько фразеологических оборотов, в которых пропущено одно и то же слово. Необходимо вставить пропущенное слово и составить предложения с данными фразеологическими оборотами. Например: Как в … канул, толочь … в ступе, выйти сухим из … 6. 5. Игра «Составь фразу» Каждый игрок из команды пишет по одному слову на доске, чтобы получилась фраза. Последним игрокам разрешается дописывать 2-3 слова, чтобы завершить фразу. Побеждает та команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза. 7. Игра «Фотоглаз» 8. Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенные словарные слова. А затем по данным словам они должны восстановить фразеологизмы, объяснить их смысл. 7. Игра «Опорное слово» Ученикам предлагается опорное слово, которое входит в состав многих фразеологизмов. Дети должны вспомнить их и записать в тетрадь. Например, ноги: уносить ноги, встать не с той ноги, сделать ноги, с ног на голову и т. д. 8. Игра «Закончи предложение» Детям предлагается первая часть сложного предложения. Например: Приближается весна, … Ученики должны закончить данное предложение. Например: Приближается весна, уже капает с крыш. Выигрывает тот ученик, у которого самое интересное предложение. Такая работа ценна не только для развития речи учащихся, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это в дальнейшем поможет им свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложений и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
Работа над текстом
И словарная работа, и составление предложений ставит своей целью подготовку школьников к связной речи. В методике развития речи учащихся используется также термин «текст». В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, ведет свой дневник и т. д. Поэтому так важно научить школьников превращать образы в
слова, воссоздавать воображении картины художников слова, сделать свою речь яркой и выразительной. Как же этого достичь? Использовать на уроках творческие игры и задания. Такие упражнения дают простор детской фантазии, поощряют самостоятельность ребенка, открывают его мир чувств. Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Я хочу остановиться на нескольких видах сочинений, используемых мною на уроках русского языка. 1. Коллективное сочинение сказки. Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Эта работа вызывает у каждого ребенка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. 2. Игра, основанная на знаменитом магическом «если бы…» К.С. Станиславского. Ребенок переносит себя или какой-то персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую; пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже. 3. Игра «В гостях у сказки» Детям предлагается определенный набор обязательных функций сказочных персонажей, который и служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функцией следует понимать какой-то поступок сказочного героя. Например, Карлсон взлетел на очень высокое дерево, и у него поломался пропеллер. Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному т тому же набору функций можно воспроизводить и создавать неограниченное количество сказок. 4. Игра «Воспроизведи рассказ» Учитель читает детям текст повествовательного или описательного характера и предлагает им по глаголам (существительным, прилагательным), написанным на доске, воспроизвести его в своих тетрадях. 5. Игра «Собери текст» Каждому ребенку на карточке дается несколько слов, из которых он должен составить предложение. Затем дети зачитывают свои предложения и пытаются поставить их в нужном порядке, чтобы получился связный текст. Такие игры можно проводить в классе, используя парную, групповую или коллективную формы работы. 6. Для творческого развития очень ценны сочинения по началу. Например: «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку…». А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Такие игры-упражнения каждый учитель может придумать огромное количество. Главное, чтобы эта работа проводилась систематически. Конечно, не каждый ребенок быстро и легко овладевает всеми богатствами русского языка. Но когда это происходит в той или иной мере, не перестаешь удивляться, сколько фантазии, воображения у наших детей. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Свою работу мне хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».


В раздел образования