Автор: Чалмаева Виктория Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15 им. Героя Советского Союза Д.Я. Старостина
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Презентация
Тема: Система работы по подготовке к написанию сжатого изложения (задание 1 ОГЭ)
Раздел: полное образование
Рекомендации по организации
системы работы при подготовке к
заданию №1 ОГЭ по русскому языку
Чалмаева Виктория Аркадьевна, учитель высшей квалификационной категории.
Сильные
ученики
без
труда
справляются
с
поставленными задачами: запоминают содержание,
способны
выделить
главное
и
второстепенное,
определить
количество
микротем
и
сжать
их
по
отдельности.
Если
подготовка
в
5-8
классах
была
систематической, ребенок мотивирован и учится с
интересом, в 9 кл. вряд ли возникнут сложности.
Для
таких
выпускников
бывает
достаточно
нескольких
консультационных
уроков,
чтобы
поработать с нюансами при написании изложения.
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту - первая часть экзамена в 9
классе.
Проблемы возникают у детей, мыслительная деятельность которых развита слабо, а познавательные умения и
навыки не сформированы.
К сожалению, таких учащихся становится все больше. Но чаще на выходе мы имеем большой
процент слабых учеников, и основную работу проводим именно с ними.
Проблемы !
Проблемы !
Проблемы !
* запомнить содержание всего
текста, особенно последней
микротемы.
* пересказывать, потому что не
умеют достаточно хорошо
оформлять мысль в словах.
*
членить текст на абзацы
.
Какие проблемы возникают при написании сжатого изложения?
Слабые
учащиеся отмечают, что им трудно
Сильные
учащиеся считают проблемой
неточное понимание одной (или нескольких
микротем). Это свидетельствует о том, что часть
главного содержания исходного текста осталась для
учащегося недоступной.
Проблемы !
Проблемы !
Проблемы !
Как преодолеть создавшиеся трудности?
Говоря о запоминании, следует иметь в виду свойства нашей памяти.
Различают два вида памяти: оперативную и долговременную.
•
Оперативная, «зеркальная» память.
Хранит информацию в том виде, в каком была
вопринята. Речевую информацию хранит в словах.
Текст
удерживается
в
памяти
примерно
10
секунд.
При
поступлении
следующей
порции
текста предшествующая «стирается».
•
Долговременная память.
Хранит
информацию
длительное
время,
но
в
переработанном варианте - в виде абстрактных
моделей, образов-схем, «смысловых сгустков».
Ученик запоминает текст, пользуясь
двумя видами памяти:
отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, «растягивая» её объём и время
действия,
Основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах,
«смысловых сгустках».
Проблема 1.
ЗАПОМНИТЬ!
Задача 1.
Развивать память, «растягивая» её объём.
Оперативная память — удивительный вид памяти, который позволяет обрабатывать информацию во время
чтения, запоминать услышанное и анализировать.
Развитию оперативной памяти способствуют специальные упражнения и формы работы на уроках русского языка и литературы.
Упражнение «Зрительный диктант».
Прочитать и запомнить небольшое стихотворение или отрывок текста затем записать его по памяти.
Пересказ текстов различных типов и стилей.
Подробный пересказ, воспроизведение содержания с
сохранением языковых средств требует удерживания в
памяти значительного объема информации. Начинать
следует
с
простых
по
содержанию
и
небольших
по
объёму отрывков, чтобы у ребенка сформировалась
ситуация успеха.
Следует выбирать интересные для детей тексты (из
истории
происхождения
слов,
фразеологизмов,
об
интересных
культурных
или
научных
фактах).
Пересказ художественного текста должен быть одной
из главных форм работы на уроках литературы.
Заучивание текста.
Текст 1
Атлантический океан.
Название океана произошло от имени великана Атланта. Древние люди думали, что он держал небо на
своих плечах. По величине это второй океан в мире. В нём находится четверть всей воды на Земле.
Текст 2
Северный Ледовитый океан.
Северный ледовитый океан – самый маленький и самый мелкий. Он расположен вокруг Северного
полюса Земли. Зимой здесь наступает полярная ночь, когда солнце не появляется на небе от двух до пяти
месяцев. И океан промерзает так сильно, что на воде образуется лёд толщиной 3-5метров.
Текст 3 Загрязнение морей и океанов.
Моря и океаны способны самоочищаться. Но люди сбрасывают в них так много отходов, что океаны
уже не могут их переработать. Самые опасные загрязнения морей и океанов – разливы нефти, сброс ядовитых
веществ и бытовых отходов.
Текст 4 Как важно быть весёлым.
Жизненные ситуации бывают самыми разными, и настроение – тоже. Важно, чтобы человек был как
можно больше «заряжен» положительными эмоциями. Радостное настроение стимулирует многие
жизненные функции и делает человека здоровее.
Текст 5 Нужно больше бывать на природе.
Городская жизнь постоянно держит человека в напряжении. В городе нездоровый воздух, шумно,
многолюдно, повышенные нагрузки. Поэтому важно выбираться на природу – в лес или на речку, чтобы дышать
свежим воздухом, слушать успокаивающий шелест листьев, звонкое пение птиц, тихий шум речной волны.
Текст 6 Японский журавль.
Белоснежные журавли с чёрной шеей и красной «шапочкой» на голове очень любят танцевать. Они
кланяются друг другу, хлопают крыльями, прыгают. Поднявшись в воздух, раскидывают крылья и затем,
плавно снижаясь, возвращаются на землю.
Текст 7 Цветотерапия.
Лечение цветом – одна из форм энергетической терапии, известной людям с глубокой древности.Еще
тогда люди поняли, что определённый цвет может оказывать на них определённое влияние – от
умиротворения до возбуждения и даже агрессии.
Влияние цвета на человека с успехом используют не только психотерапевты, но и дизайнеры, модельеры,
стилисты, а также флористы, садоводы, ландшафтники. Умело сочетая определённые цвета, они помогают
создавать людям нужное настроение.
ЧИТАТЬ ИЛИ СЛУШАТЬ?
СЛУШАТЬ!
Предметная линейка учебников по русскому языку Т.А. Ладыженской предлагает выполнение пересказа
именно прочитанного текста. Может быть, поэтому ученики отвыкают воспринимать информацию на
слух.
ГОВОРИТЬ ИЛИ ПИСАТЬ?
ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ!
Пересказ может быть как в устной форме, так и в письменной. Таким образом, ребята готовятся не
только к письменному экзамену, но и к устному собеседованию.
Изложение представляет собой два взаимосвязанных речемыслительных процесса:
восприятие
высказывания и его
вопроизведение.
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует перекодирования информации. Перекодирование
бывает двух видов: при восприятии речи (слушании, чтении) происходит операция свёртывания словесной
информации в «смысловой сгусток»; при производстве речи (говорении, письме) – операция расчленения
«смыслового сгустка» на слова.
Обе операции протекают во внутренней речи, они сложны. Дети овладевают ими не сразу.
Проблема 2.
ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Задача 2.
Свертывание словесной информации
.
Анализ темы, основной мысли, выделение микротем, составление плана есть не тот иное, как процесс
свёртывания информации в «смысловые сгустки».
Составление плана.
План должен приближаться к сжатому пересказу.
Каждый пункт может быть представлен не
словосочетанием,а предложением.
Каждое предложение - содержание абзаца в
свёрнутом виде.
(1)Над письменным столом висит фотография отца: он без
шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом,
а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно,
всё видя, всё понимая… (2)Глаза у отца были тёмно-синие, а на
фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые.
(3)Старые знакомые часто говорят матери:
− Дима стал очень похож на отца. (4)Вылитый Пётр Андреевич!
(5)Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца.
(6)А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает:
− Да, много общего есть…
(7)Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года.
(8)Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая
мирная
−
учитель.
(9)Последние
пятнадцать
лет
он
работал
директором школы.
(10)И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на
фронт − это было в июле, на Белорусском вокзале, − провожать его
пришло много учителей и школьной молодёжи. (11)Они стояли вокруг
отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые
прощальные
слова,
а
завуч,
седенькая
старушка
в
очках,
даже
всплакнула, и отцу пришлось утешать её.
(12)Сам он был спокоен, говорил шутливо:
−
Я
же
с
немцами
третий
раз
встречаюсь.
(13)Третий
раз
не
страшно…
(14)Вадиму непривычно и странно было видеть отца в
тяжёлых солдатских сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке.
(15)Прощаясь с Вадимом, отец сказал:
− Главное − крепко верить, сынок. (16)Это самое главное в жизни.
(17)Крепко верить − значит наполовину победить. − (18)И, сильно, по-
мужски,
сжав
руку
Вадима,
добавил
вполголоса:
−
Мать
береги!
(19)Ты, брат, глава семьи теперь, опора…
1.
Описание внешности отца на фотографии.
2.
Вадиму нравится быть похожим на отца.
3.
Краткая биография отца, учителя по
профессии.
4.
Воспоминание о проводах ополченцев на
фронт.
5.
Наказ отца сыну о том, что теперь сын – глава
семьи, опора матери.
(20)Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под
руку. (21)Всю дорогу молчал. (22)Он думал о словах отца: «Ты теперь глава
семьи, опора». (23)Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему
беречь
мать.
(24)Отец
и
раньше,
уезжая
в
командировку,
говорил
Вадиму
нарочито громким и строгим голосом: «Смотри − маму береги!» (25)Сегодня он
это же сказал тихо и назвал маму необычно сурово − мать… (26)Да, теперь
начнётся
для
Вадима
новая
жизнь,
полная
забот
и
ответственности.
(27)И
Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь?
(28)А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в
военкомат и попросился на фронт. (29)Ему отказали, так как у него ещё не было
паспорта, никто не поверил его словам, что ему уже семнадцать лет. (30)Об
этой неудачной попытке он не сказал никому.
(31)Наступил сентябрь. (32)Вадим должен был бы заканчивать в этом
году десятый класс. (33)Но занятий всё не было. (34)Он поступил в молодёжную
пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил
зажигалки,
ловил
ракетчиков,
а
днём
работал
вместе со
всей
командой
на
дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи
с боеприпасами. (35)Спать приходилось мало.
(36)Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на
Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно
возникающие
розовые
нити
трассирующих
пуль,
Вадим
проникался
новым
ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего
района,
десятков,
сотен
семей,
невидимо
спящих
или
бодрствующих
в
кромешном мраке затемнённого города. (37)Он отвечал за жизни тысяч людей,
за целость их домов.
6. Мысли Вадима о наказе отца, о начале
жизни, полной забот и ответственности.
7.
Вадим хотел пойти на фронт, но ему
отказали.
8.
Вадим поступил в молодёжную
пожарную команду, тушил зажигалки,
разгружал боеприпасы.
9.
Новые ощущения Вадима: он не только
опора семьи, но и жителей города.
Чувство ответственности укрепляется.
Сжатый пересказ текста.
Задача 3.
Научить членению мысли
на предложения и слова.
Мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при помощи слов,
мыслим же более крупными единицами – «сгустками смысла».
.
Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в словах.
Как
писал
Лев
Семёнович
Выготский
,
«мысль
не
состоит
из
отдельных
слов
–
так,
как
речь.
Мысль
всегда представляет собой нечто целое, значительно
большее
по
своему
протяжению
и
объёму,
чем
отдельное
слово…
Мысль можно было бы
сравнить
с
нависшим
облаком,
которое проливается дождём слов
».
Свободный диктант
– воспроизведение чужого текста по частям.
Это
эффективное
комплексное
упражнение,
позволяющее
совместить
работу,
направленную
на
развитие
памяти, закрепление орфографических навыков и на развитие речи. Ценность свободного диктанта отмечали
многие методисты. Несмотря на это, свободные диктанты не нашли должного применения на практике. Их
непопулярность объясняется дефицитом времени на уроке, необходимостью более тщательно выбора текста.
Опытной
проверке
подлежал
вопрос
о
возможности
использования
для
свободных
диктантов
текстов
несюжетного характера (описание, рассуждение).
ПОВЕСТВОВАНИЕ
. Тексты ВПР.
Выбираем интересные сюжеты!
РАССУЖДЕНИЕ Открытый банк ОГЭ.
Надо пересмотреть отношение к свободному диктанту!
Задача 3.
Научить членению мысли на предложения и слова.
ОПИСАНИЕ.
На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и
розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была совсем маленькая, величиною с яйцо.
Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
(По К. Паустовскому)
Проблема 3.
ОСМЫСЛИТЬ!
ИДТИ ОТ ТЕКСТА К СМЫСЛУ, А ЗАТЕМ УЖЕ ОТ ПОНЯТОГО, «ПРИСВОЕННОГО» СМЫСЛА К СОБСТВЕННОМУ,
ВТОРИЧНОМУ ТЕКСТУ
!
!!! Если при передаче микротемы
экзаменуемым упущена информация,
важная
для
восприятия
исходного
текста,
оценка
по
критерию
ИК1
должна быть снижена.
Даже сильные учащиеся иногда неточно понимают одну (или нескольких микротем). Это
свидетельствует
о
том,
что
часть
главного
содержания
исходного
текста
осталась
для
них
недоступной.
Вторая микротема изложения:
2. Искусство – особая форма познания мира. Методы искусства позволяют человеку сосредоточиться на
главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он не замечает.
Абзац исходного текста
Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на
научные.
Кинофильмы
сжимают
целую
человеческую
жизнь
до
двухчасового
действия.
Некоторые
художники
сознательно
нарушают
пропорции
тела
человека.
Именно
такие
художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном: рассмотреть
то, что в повседневной жизни он просто не замечает.
СТРОЕНИЕ АБЗАЦА
В абзаце обычно выделяют
зачин (или начало),
развитие мысли,
конец (или концовку).
Задача 4. Познакомить с композицией абзаца, научить следить за
развитием мысли в каждой из микротем.
«Вокруг» микротемы группируются предложения, составляющие
часть текста, которая называется АБЗАЦЕМ.
Рассмотрим
текст-абзац
. Читая отрывок, следите за строением абзаца: где делается
заявка на тему
, где она
разрабатывается
, где тема
исчерпана
. Выделите основные части абзаца.
Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы
дрожали на бревенчатых стенах. Ярко горели лампы, и всё пел и пел нехитрую мелодию
медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно –
может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно берёзовой ветки, день и ночь
стучавшей в окно.
Исходный текст изложения ОГЭ
Необычной
была
дружба
этих
двух
людей
–
Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина.
Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем
были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых.
И вот единственный день, проведенный вместе, – 11 января
1825
г.,
когда
Пущин
первым
из
друзей
посетил
Пушкина,
который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они
никогда не виделись. Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл
в
тюрьме
и
на
каторге.
Но
дружба
не
слабела.
Многие
стихотворения Пушкин посвятил другу.
После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному
за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал
Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам,
к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде
стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал
лицейского товарища.
Влияние
личности
и
образа
мыслей
Пущина
на
Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно. Большой
Жанно
(так
называли
лицеисты
Пущина)
не
раз
охлаждал
горячую голову темпераментного друга, никогда, с отроческих
лет, не боялся сказать другу правду. Столь же несомненно и
велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий
ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить
равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин,
покорило навсегда.
(по В.В. Кунину)
Необычной была дружба этих двух людей
– Александра Сергеевича Пушкина и Ивана
Ивановича Пущина. Шесть лет они учились
вместе
в
Царскосельском
лицее.
Затем
были
довольно
редкие
встречи
в
Петербурге
у
общих
знакомых.
И
вот
единственный день, проведенный вместе,
– 11 января 1825 г., когда Пущин первым
из
друзей
посетил
Пушкина,
который
находился
в
ссылке
в
Михайловском.
И
всё.
Больше
они
никогда
не
виделись.
Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл
в
тюрьме
и
на
каторге.
Но
дружба
не
слабела.
Многие
стихотворения
Пушкин
посвятил другу.
Микротема 1.
Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина была
необычна: несмотря на редкие встречи, она не
слабела. А.С. Пушкин посвятил другу многие
стихотворения.
После
смерти
Пушкина
настал
черёд
Пущина
одному
за
двоих
хранить
верность старой дружбе. Он словно и не
считал Пушкина погибшим, непрестанно
обращался
к
лицейским
годам,
к
Михайловскому
свиданию,
добывал
не
известные ему прежде стихи Пушкина,
письма, прозу и как бы во второй раз
узнавал лицейского товарища.
Микротема 2. После смерти Пушкина
Пущин продолжал хранить верность
старой дружбе.
Микротема 3.
Взаимное влияние друзей было значительным.
С одной стороны, Пущин смирял темперамент
друга, всегда говорил ему правду. С другой
стороны, талант, ум, доброе сердце Пушкина
навсегда покорили Пущина.
Влияние
личности
и
образа
мыслей
Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в
Лицее,
очень
значительно.
Большой
Жанно (так называли лицеисты Пущина)
не
раз
охлаждал
горячую
голову
темпераментного
друга,
никогда,
с
отроческих лет, не боялся сказать другу
правду. Столь же несомненно и велико
влияние Пушкина на Пущина: огромный
талант,
глубокий
ум,
острота
чувств,
доброе сердце – всё это могло оставить
равнодушной
личность
мелкую,
но
такого человека, как Пущин, покорило
навсегда.
Заключение.
К
сожалению,
в
последние
годы
все
меньше
внимания
уделяется
репродуктивной
(воспроизводящей)
деятельности.
Пересказ
ушел
с
уроков
географии,
биологии,
истории.
Практическая работа сводится к составлению схем, таблиц, прорешиванию тестовых заданий. Это
экономит время учителя, в урок удается "впихнуть" больший объём материала.
Давно
перестал
действовать
на
практике
единый
орфографический
режим,
и
учителя-
предметники, принимая ответы, не обращают внимания на речевые и грамматические ошибки, лишь
бы ответ был фактически точным. Умение работать с текстом, анализировать его, вычленять главное,
находить ответы на конкретно заданные вопросы, соблюдать последовательность изложения не
формируется в должном объёме.
Весь груз по формированию грамотной речи ложится на плечи учителей русского языка и литературы!
Стратегия работы над сжатым изложением должна сводиться к тому, чтобы практическая
направленность доминировала над теоретической. Процесс этот длительный, а потому
нужно начинать
не с 9-го класса, а с 5-го.