Напоминание

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.


Автор: Проскурякова Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Теремок"
Населённый пункт: пгт Верхнее Дуброво
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Дата публикации: 16.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель: Проскурякова Алёна Сергеевна.

Воспитание самостоятельности у детей раннего

возраста.

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики

ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление

без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки

ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я

сам!»

выражается

стремление

к

активному

осмысливанию

мира,

к

самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут

пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда

за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда

не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое

достижение поддерживать.

Ребенок

постоянно

нуждается

в

одобрении, совете. Это

помогает формировании уверенности в своих силах. Недопустимо делать

предметом насмешек и иронии его неумелые действия. То, что для

взрослых кажется

простым, несложным,

от малыша

может потребовать больших усилий. Зашнуровать

ботинок,

застегнуть «непослушную»

пуговицу -

для

ребенка

ТРУД, требующий самостоятельности,

старания и настойчивости в достижении цели.

Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с

привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении. Участие

в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность

в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в

начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во

время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он

зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту... пустой. Не беда, что пока

только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно

его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. С 1 года 2

месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и суп. Теперь

кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается

и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать

к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень

важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок

привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере

расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с

разными

игрушками

ложка

теряет

для

него

свою

таинственную

привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или

машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее

накормили,

и можно было отправиться в мир покоренных им вещей:

заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно

значительно труднее.

С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под

струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с

мылом и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на

скамеечке, подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к

крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для

ребенка все новое сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение

новыми для него действиями.

В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и

раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную

взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет

полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу

дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми

не на ту ногу, платье - задом наперед.

Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие

куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя

на тебя». Для

закрепления навыков одевания и раздевания полезно использовать игру, в

процессе которой ребенок проделывает процедуры с куклой, с мишкой и т.

Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит

сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое

пригодится ему в дальнейшем.

Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства

взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они

развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится

необходимым условием трудового воспитания ребенка.

Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за

ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые

должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии

сделать сам.

Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на

место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все

после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.

Для детских вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые

расположены так, чтобы детям было удобно доставать до них.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то

или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за

него по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к

самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда

ребенок то и дело заявляет: "Я сам!"

Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми

взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: "Я сам!" В таком

случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное

для него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия:

пусть, например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и

относит в указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания

для того, чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с

чувством гордости: "Это мы сами сделали".

Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо

проследить, чтобы он

выполнил поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,

размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к

тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву.

Этому помогает закрепление за ребенком постоянных п о р у ч е н и й.

Возможности маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но

и не равны нулю. Его обязанностью может стать помощь в приготовлении

стола к обеду: поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки;

поддержание порядка в игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в

аквариуме или в поливке комнатных растений. Все это воспитывает у

ребенка ответственность, сознание того, что он должен выполнить дело,

которое

ему

доверили

взрослые.

В

этом

заключено

большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о других, он

привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что хочется, но

приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех желаний

ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от

необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень,

апатию, эгоизм.

Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их

поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались

радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а

заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на

похвалу,

а

порадоваться

с

ним

успеху.

Все

это

создает

бодрую,

жизнерадостную атмосферу, желание быть полезным для других, помогать

им.

Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.

"Не послушался, шумел при гостях будешь за это помогать мне посуду

мыть".

Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про

это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с

плачем заявляет:

"Я ничего плохого не сделал". Так дети начинают рассматривать труд как

наказание.

Самостоятельность

-

это

не

только

навыки

связанные

с

самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом

году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия

взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо

продолжить и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает,

безусловно,

устранения

взрослого.

Напротив,

детскую

деятельность

необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для

проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное

время играет однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать

ему, как продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж.

В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение

игры.

Повседневная

жизнь

предоставляет

множество

разнообразных

возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На

прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у

других детей, а читая книжку – у персонажей литературных произведений.

Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или

кубики

с

картинками,

не

надо

торопиться

подсказывать,

полезнее

предложить ему догадаться самому.

Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая

в семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом,

взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление

помочь друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное

влияние

на

формирование

личности

ребенка

и,

в

частности, самостоятельности.



В раздел образования