Автор: Проскурякова Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Теремок"
Населённый пункт: пгт Верхнее Дуброво
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Дата публикации: 16.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Проскурякова Алёна Сергеевна.
Воспитание самостоятельности у детей раннего
возраста.
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики
ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление
без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки
ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я
сам!»
выражается
стремление
к
активному
осмысливанию
мира,
к
самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут
пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда
за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда
не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое
достижение поддерживать.
Ребенок
постоянно
нуждается
в
одобрении, совете. Это
помогает формировании уверенности в своих силах. Недопустимо делать
предметом насмешек и иронии его неумелые действия. То, что для
взрослых кажется
простым, несложным,
от малыша
может потребовать больших усилий. Зашнуровать
ботинок,
застегнуть «непослушную»
пуговицу -
для
ребенка
ТРУД, требующий самостоятельности,
старания и настойчивости в достижении цели.
Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с
привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении. Участие
в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность
в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в
начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во
время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он
зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту... пустой. Не беда, что пока
только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно
его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. С 1 года 2
месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и суп. Теперь
кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается
и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать
к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень
важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок
привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере
расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с
разными
игрушками
ложка
теряет
для
него
свою
таинственную
привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или
машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее
накормили,
и можно было отправиться в мир покоренных им вещей:
заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно
значительно труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под
струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с
мылом и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на
скамеечке, подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к
крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для
ребенка все новое сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение
новыми для него действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и
раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную
взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет
полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу
дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми
не на ту ногу, платье - задом наперед.
Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие
куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя
на тебя». Для
закрепления навыков одевания и раздевания полезно использовать игру, в
процессе которой ребенок проделывает процедуры с куклой, с мишкой и т.
Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит
сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое
пригодится ему в дальнейшем.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства
взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они
развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится
необходимым условием трудового воспитания ребенка.
Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за
ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые
должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии
сделать сам.
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на
место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все
после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.
Для детских вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые
расположены так, чтобы детям было удобно доставать до них.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то
или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за
него по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к
самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда
ребенок то и дело заявляет: "Я сам!"
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми
взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: "Я сам!" В таком
случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное
для него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия:
пусть, например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и
относит в указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания
для того, чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с
чувством гордости: "Это мы сами сделали".
Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо
проследить, чтобы он
выполнил поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,
размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к
тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву.
Этому помогает закрепление за ребенком постоянных п о р у ч е н и й.
Возможности маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но
и не равны нулю. Его обязанностью может стать помощь в приготовлении
стола к обеду: поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки;
поддержание порядка в игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в
аквариуме или в поливке комнатных растений. Все это воспитывает у
ребенка ответственность, сознание того, что он должен выполнить дело,
которое
ему
доверили
взрослые.
В
этом
заключено
большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о других, он
привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что хочется, но
приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех желаний
ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от
необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень,
апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их
поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались
радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а
заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на
похвалу,
а
порадоваться
с
ним
успеху.
Все
это
создает
бодрую,
жизнерадостную атмосферу, желание быть полезным для других, помогать
им.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.
"Не послушался, шумел при гостях – будешь за это помогать мне посуду
мыть".
Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про
это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с
плачем заявляет:
"Я ничего плохого не сделал". Так дети начинают рассматривать труд как
наказание.
Самостоятельность
-
это
не
только
навыки
связанные
с
самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом
году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия
взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо
продолжить и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает,
безусловно,
устранения
взрослого.
Напротив,
детскую
деятельность
необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для
проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное
время играет однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать
ему, как продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж.
В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение
игры.
Повседневная
жизнь
предоставляет
множество
разнообразных
возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На
прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у
других детей, а читая книжку – у персонажей литературных произведений.
Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или
кубики
с
картинками,
не
надо
торопиться
подсказывать,
полезнее
предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая
в семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом,
взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление
помочь друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное
влияние
на
формирование
личности
ребенка
и,
в
частности, самостоятельности.