Автор: Николаев Валерий Романович
Должность: тренер преподаватель по лыжным гонкам
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ имени А.Н. Платонова
Населённый пункт: г.Олекминское
Наименование материала: Распространение собственного педагогического опыта
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Дата публикации: 17.11.2024
Раздел: дополнительное образование
ЗНАЧЕНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА
Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров
исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим
образованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим
условием активного и полноценного вхождения человека в жизнь, в профессиональную
деятельность является формирование базовой культуры личности. Наряду с философско-
мировоззренческой подготовкой, гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим
воспитанием важнейшим компонентом базовой культуры является воспитание
двигательной культуры учащихся. Реформа высшей школы предъявляет повышенные
требования к формированию современного уровня подготовки учителей физической
культуры. Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных
педагогических кадров является совершенствование теории и методики преподавания
предмета «Лыжный спорт» на основе накопленного опыта его изучения как учебной,
спортивной и научно-педагогической дисциплины Лыжная подготовка - обязательный
минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах,
профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях
различного профиля, в Вооруженных Силах страны. Лыжная подготовка проводится на
основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков,
юношей, девушек и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах,
выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого
комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп
страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по
основам 3 Введение техники передвижения на лыжах, методов развития общей
работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки
самостоятельных занятий и инструкторской практики. Одной из актуальных проблем
педагогической науки на современном этапе является разработка путей
совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено
закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью
проблемы повышения качества подготовки специалистапрофессионала. Анализируя
имеющиеся данные научно-методической литературы и практический опыт работы в вузе,
следует отметить, что традиционных форм и методов, используемых для обучения
студентов, не хватает для качественного обучения будущих специалистов физической
культуры основам лыжной подготовки. Стремительный рост результатов в лыжных
гонках постоянно меняет многие положения методики тренировки. Практика выдвигает
новые варианты построения тренировочного процесса во всех периодах подготовки,
требует их изучения. Подготовка лыжников гонщиков - это направленный процесс
комплексного развития и совершенствования определённых физиологических и
психических функций, способностей и качеств личности спортсмена, необходимых ему
для достижения успеха в спортивной деятельности. В целом тренировочный
процесс развивается при увеличении объёма и интенсивности подготовки, а также
повышении доли специальных упражнений на силовые качества, выносливость и
быстроту. Физическая и функциональная подготовка осуществляется различными
средствами и методиками. В процессе физической подготовки особое внимание уделяется
развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости. Функциональная
подготовка лыжника-гонщика предусматривает развитие систем организма спортсмена,
обеспечивающих достижение спортивного результата. Она определяет уровень развития
основных физических 4 качеств лыжника - силу и выносливость. Годовой объём в
циклических средствах тренировки лыжников за последние годы возрос в 2 - 3 раза по
сравнению с 90-ми годами XX века и продолжает расти дальше, но, как показывает
практика, объём - это ещё не всё. Важны качественная сторона подготовки, и правильно
спланированное соотношение между общей и специальной физической подготовкой,
распределение нагрузки по периодам годичного цикла тренировочного процесса, и учёт
индивидуальных особенностей лыжников. Проблема нормирования, планирования,
контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок является одной из
центральных в системе тренировок на этапах многолетней подготовки спортсменов.
Эффективность повышения спортивного мастерства лыжника-гонщика во многом
определяется степенью управления тренировочными нагрузками. Тренер должен уметь
правильно распределить весь запланированный объём тренировочной работы по периодам
и месяцам тренировки. Большое значение придаётся подготовительному периоду, на
который планируется больше половины всего объёма годовой работы. Подготовительный
период должен обеспечивать приобретение и развитие предпосылок, на основе которых
возникает спортивная форма, и способствовать её дальнейшему совершенствованию в
соревновательном периоде. Необходимо признать, что основная трата нервных и
физических сил происходит в соревновательном периоде. Ошибка многих наших
спортсменов и тренеров заключается в неправильном планировании: выполнив летом до
2/3 годового объёма тренировочной работы, гонщики зимой уже не могут поддерживать
необходимый уровень подготовки. Доказано, что показать высокий результат зимой
можно только имея большой объём лыжной подготовки. Чтобы успешно планировать и
управлять процессом подготовки 5 лыжников-гонщиков в соревновательном периоде к
достижению высоких спортивных результатов, необходимо в подготовительном периоде
проводить комплексное развернутое исследование возможностей каждого занимающегося
спортсмена с позиции педагогики, физиологии, психологии, биомеханики, биохимии,
медицины и других наук. Правильно построенные тренировки лыжников-гонщиков на
подготовительном и предсоревновательном этапах подготовки, способствуют повышению
физических и функциональных возможностей организма спортсмена, технического и
тактического мастерства, психологической устойчивости к ведению борьбы и готовности
к соревнования. При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе
многолетней подготовки обязательно нужно соблюдать определенную
последовательность и преемственность в подготовительном периоде между различными
видами общей и специальной физической подготовки, развития функциональных
возможностей и совершенствования лыжных ходов. Переход от весенне-летнего к летне-
осеннего и к осеннее-зимнему этапам подготовительного периода происходит постепенно
и регулярно, в основном меняются соотношение объёма и интенсивности в офп и
специальной подготовке, соотношение средств и методов тренировки. Организацией,
планированием, разработкой средств и методов учебно-тренировочной работы на
различных этапах подготовки лыжников-гонщиков, в частности, в подготовительном
периоде занимались такие учёные, как: С. Ернберг, X. Греннинген, Н.П. Аникин, И.Г.
Огольцов, В.И. Манжосов, Т.П. Раменская, О.Н.Антонова, Г.А. Кулакова, В.Н. Бучин,
Е.И. Рудковский, Л.П. Матвеев, А.Д. Гадалов и многие другие. Цель исследования:
выявить и теоретически обосновать роль лыжного спорта в подготовке педагога по
физической культуре в высшей школе. 6 Объект исследования: учебно-тренировочный
процесс. Предмет исследования: планирование учебно-тренировочного процесса
лыжников. Гипотеза нашего исследования: предполагается, что занятия лыжным спортом
положительно влияют на овладение техникой передвижения на лыжах, позволит повысить
эффективность учебного процесса по лыжной подготовке, качество обучения студентов,
будущих специалистов физической культуры, если: • Создать учебно-тренировочные
условия, обеспечивающие качественное и полноценное проведение тренировок; • Выявить
критерии эффективности планирования тренировочного процесса лыжников, с учётом
особенностей этапов подготовки; • Осознать сущность планирования тренировки
лыжников студентов. • Теория и методика подготовки педагога будет дополнена и
подкреплена результатами исследования, практическими двигательными занятиями
лыжным спортом. В соответствии с целью, объектом, предметом, были определены
следующие задачи исследования: 1) Теоретически обосновать сущность тренировочного
процесса лыжников гонщиков. 2) Выявить роль подготовительного периода в годичной
подготовке лыжников. 3) Изучить особенности планирования тренировок в зависимости
от этапов подготовительного периода. 4) Выявить средства и методы, применяемые в
планировании, организации и проведении учебно-тренировочного процесса лыжников
гонщиков в подготовительном периоде. 5) Представить план и содержание спортивных
тренировок 7 ведущих лыжников-гонщиков. 6) Экспериментально проверить учебно-
тренировочный процесс в подготовительном периоде лыжников. 7) Разработать
практические рекомендации по повышению эффективности учебного процесса по лыжной
подготовке. Методологической основой данного исследования служат научные
положения учёных - психологов, педагогов, спортивных врачей и опыт
планирования тренировок лыжников-гонщиков ведущих тренеров страны. Для решения
поставленных задач применялся комплекс методов: общетеоретические: анализ психолого
- педагогической литературы, понятийно-методологической системы по данной проблеме,
анализ личного опыта педагога, изучение и обобщение опыта тренерской деятельности в
подготовительном периоде лыжников старшего возраста. практические: педагогическое
наблюдение, проведение эксперимента, обобщение, систематизация и описание
полученных результатов, предоставление плана тренировок ведущих лыжников старшего
возраста. База исследования: лыжники - гонщики возрастной группы старшие юноши,
занимающиеся в Д Ю С Ш по лыжным гонкам г.Олекминске.