Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА


Автор: Николаев Валерий Романович
Должность: тренер преподаватель по лыжным гонкам
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ имени А.Н. Платонова
Населённый пункт: г.Олекминское
Наименование материала: Распространение собственного педагогического опыта
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Дата публикации: 17.11.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА

Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров

исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим

образованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим

условием активного и полноценного вхождения человека в жизнь, в профессиональную

деятельность является формирование базовой культуры личности. Наряду с философско-

мировоззренческой подготовкой, гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим

воспитанием важнейшим компонентом базовой культуры является воспитание

двигательной культуры учащихся. Реформа высшей школы предъявляет повышенные

требования к формированию современного уровня подготовки учителей физической

культуры. Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных

педагогических кадров является совершенствование теории и методики преподавания

предмета «Лыжный спорт» на основе накопленного опыта его изучения как учебной,

спортивной и научно-педагогической дисциплины Лыжная подготовка - обязательный

минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах,

профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях

различного профиля, в Вооруженных Силах страны. Лыжная подготовка проводится на

основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков,

юношей, девушек и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах,

выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого

комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп

страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по

основам 3 Введение техники передвижения на лыжах, методов развития общей

работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки

самостоятельных занятий и инструкторской практики. Одной из актуальных проблем

педагогической науки на современном этапе является разработка путей

совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено

закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью

проблемы повышения качества подготовки специалистапрофессионала. Анализируя

имеющиеся данные научно-методической литературы и практический опыт работы в вузе,

следует отметить, что традиционных форм и методов, используемых для обучения

студентов, не хватает для качественного обучения будущих специалистов физической

культуры основам лыжной подготовки. Стремительный рост результатов в лыжных

гонках постоянно меняет многие положения методики тренировки. Практика выдвигает

новые варианты построения тренировочного процесса во всех периодах подготовки,

требует их изучения. Подготовка лыжников гонщиков - это направленный процесс

комплексного развития и совершенствования определённых физиологических и

психических функций, способностей и качеств личности спортсмена, необходимых ему

для достижения успеха в спортивной деятельности. В целом тренировочный

процесс развивается при увеличении объёма и интенсивности подготовки, а также

повышении доли специальных упражнений на силовые качества, выносливость и

быстроту. Физическая и функциональная подготовка осуществляется различными

средствами и методиками. В процессе физической подготовки особое внимание уделяется

развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости. Функциональная

подготовка лыжника-гонщика предусматривает развитие систем организма спортсмена,

обеспечивающих достижение спортивного результата. Она определяет уровень развития

основных физических 4 качеств лыжника - силу и выносливость. Годовой объём в

циклических средствах тренировки лыжников за последние годы возрос в 2 - 3 раза по

сравнению с 90-ми годами XX века и продолжает расти дальше, но, как показывает

практика, объём - это ещё не всё. Важны качественная сторона подготовки, и правильно

спланированное соотношение между общей и специальной физической подготовкой,

распределение нагрузки по периодам годичного цикла тренировочного процесса, и учёт

индивидуальных особенностей лыжников. Проблема нормирования, планирования,

контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок является одной из

центральных в системе тренировок на этапах многолетней подготовки спортсменов.

Эффективность повышения спортивного мастерства лыжника-гонщика во многом

определяется степенью управления тренировочными нагрузками. Тренер должен уметь

правильно распределить весь запланированный объём тренировочной работы по периодам

и месяцам тренировки. Большое значение придаётся подготовительному периоду, на

который планируется больше половины всего объёма годовой работы. Подготовительный

период должен обеспечивать приобретение и развитие предпосылок, на основе которых

возникает спортивная форма, и способствовать её дальнейшему совершенствованию в

соревновательном периоде. Необходимо признать, что основная трата нервных и

физических сил происходит в соревновательном периоде. Ошибка многих наших

спортсменов и тренеров заключается в неправильном планировании: выполнив летом до

2/3 годового объёма тренировочной работы, гонщики зимой уже не могут поддерживать

необходимый уровень подготовки. Доказано, что показать высокий результат зимой

можно только имея большой объём лыжной подготовки. Чтобы успешно планировать и

управлять процессом подготовки 5 лыжников-гонщиков в соревновательном периоде к

достижению высоких спортивных результатов, необходимо в подготовительном периоде

проводить комплексное развернутое исследование возможностей каждого занимающегося

спортсмена с позиции педагогики, физиологии, психологии, биомеханики, биохимии,

медицины и других наук. Правильно построенные тренировки лыжников-гонщиков на

подготовительном и предсоревновательном этапах подготовки, способствуют повышению

физических и функциональных возможностей организма спортсмена, технического и

тактического мастерства, психологической устойчивости к ведению борьбы и готовности

к соревнования. При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе

многолетней подготовки обязательно нужно соблюдать определенную

последовательность и преемственность в подготовительном периоде между различными

видами общей и специальной физической подготовки, развития функциональных

возможностей и совершенствования лыжных ходов. Переход от весенне-летнего к летне-

осеннего и к осеннее-зимнему этапам подготовительного периода происходит постепенно

и регулярно, в основном меняются соотношение объёма и интенсивности в офп и

специальной подготовке, соотношение средств и методов тренировки. Организацией,

планированием, разработкой средств и методов учебно-тренировочной работы на

различных этапах подготовки лыжников-гонщиков, в частности, в подготовительном

периоде занимались такие учёные, как: С. Ернберг, X. Греннинген, Н.П. Аникин, И.Г.

Огольцов, В.И. Манжосов, Т.П. Раменская, О.Н.Антонова, Г.А. Кулакова, В.Н. Бучин,

Е.И. Рудковский, Л.П. Матвеев, А.Д. Гадалов и многие другие. Цель исследования:

выявить и теоретически обосновать роль лыжного спорта в подготовке педагога по

физической культуре в высшей школе. 6 Объект исследования: учебно-тренировочный

процесс. Предмет исследования: планирование учебно-тренировочного процесса

лыжников. Гипотеза нашего исследования: предполагается, что занятия лыжным спортом

положительно влияют на овладение техникой передвижения на лыжах, позволит повысить

эффективность учебного процесса по лыжной подготовке, качество обучения студентов,

будущих специалистов физической культуры, если: • Создать учебно-тренировочные

условия, обеспечивающие качественное и полноценное проведение тренировок; • Выявить

критерии эффективности планирования тренировочного процесса лыжников, с учётом

особенностей этапов подготовки; • Осознать сущность планирования тренировки

лыжников студентов. • Теория и методика подготовки педагога будет дополнена и

подкреплена результатами исследования, практическими двигательными занятиями

лыжным спортом. В соответствии с целью, объектом, предметом, были определены

следующие задачи исследования: 1) Теоретически обосновать сущность тренировочного

процесса лыжников гонщиков. 2) Выявить роль подготовительного периода в годичной

подготовке лыжников. 3) Изучить особенности планирования тренировок в зависимости

от этапов подготовительного периода. 4) Выявить средства и методы, применяемые в

планировании, организации и проведении учебно-тренировочного процесса лыжников

гонщиков в подготовительном периоде. 5) Представить план и содержание спортивных

тренировок 7 ведущих лыжников-гонщиков. 6) Экспериментально проверить учебно-

тренировочный процесс в подготовительном периоде лыжников. 7) Разработать

практические рекомендации по повышению эффективности учебного процесса по лыжной

подготовке. Методологической основой данного исследования служат научные

положения учёных - психологов, педагогов, спортивных врачей и опыт

планирования тренировок лыжников-гонщиков ведущих тренеров страны. Для решения

поставленных задач применялся комплекс методов: общетеоретические: анализ психолого

- педагогической литературы, понятийно-методологической системы по данной проблеме,

анализ личного опыта педагога, изучение и обобщение опыта тренерской деятельности в

подготовительном периоде лыжников старшего возраста. практические: педагогическое

наблюдение, проведение эксперимента, обобщение, систематизация и описание

полученных результатов, предоставление плана тренировок ведущих лыжников старшего

возраста. База исследования: лыжники - гонщики возрастной группы старшие юноши,

занимающиеся в Д Ю С Ш по лыжным гонкам г.Олекминске.



В раздел образования