Автор: Кучукбаева Лидия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Дюймовочка
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: Дидактические игры
Тема: Картотека дидактических игр для старшего возраста
Дата публикации: 20.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр по экологии для старшего возраста
«Кто где живёт»
Цель: развивать интерес к природе.
Материалы и оборудование: карточки с изображением животных, карточки с
изображением мест обитания различных животных.
Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с
изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и
т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен
определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав
карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.
Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети
должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик»
дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют
плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Пищевые цепочки на лугу»
Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей луга.
Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают,
кто кем питается:
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) – шмель
«Пищевые цепочки водоёма»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей водоёма
Ход игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей
выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка – чайка
водоросли - улитка – рак
ряска - малёк - хищная рыба
«Пищевые цепочки в лесу»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Материалы и оборудование: карточки с изображением растений и животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и
предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница – птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц – лиса
насекомые - ежи
грибы - белки – куницы
лесные злаки - лось – медведь
молодые побеги - лось – медведь
«С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Материалы и оборудование: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора,
сачка, магнитофона, спичек, велосипеда
Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением
ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя
брать эти предметы в лес.
«Угадай, кто я»
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого -
либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это,
но при этом водящий не должен издавать ни звука. Можно использовать другой вариант,
когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок - водящий
должен отгадать – кого.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Материалы и оборудования: мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут
просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в
зависимости от темы занятий.
Ход игры:
Первый вариант: «Опиши и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и
угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и
ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая
ребёнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет? Какой оно формы? Сколько у
этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе». В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку
с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и
сообща решить, что это такое.
«Где снежинки?»
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память,
познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа,
лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках
изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь,
пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки,
должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны
разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут
соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима,
ранняя весна, поздняя осень).
«С какой ветки детки?»
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить
подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По
предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому
листу соответствующий плод.
«Прилетели птицы»
Цель: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети
должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что неправильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
«Когда это бывает?»
Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова
показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий
людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с
изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Звери, птицы, рыбы
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет
и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по
кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)
«Угадай, что где растет»
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать
внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает
кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад,
огород, луг, поле, лес.
«Весной, летом, осенью, зимой»
Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например,
нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать
по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом
время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
«Сложи животное»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее
типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети
рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить
изображение животного, но без образца.
«Что из чего сделано?»
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка,
металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего
сделан каждый предмет.
«Угадайка»
Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с
изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель
загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных
грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель
загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного
гриба в корзинку.
«Назови три предмета»
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель
бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например:
цветы
- Ромашка, роза, василек.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок
среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ход игры:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать
выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,
осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью
(шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка,
пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли,
вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам»,
пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница,
защитная окраска, отпугивающая окраска.
«Полезные – неполезные»
Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и
т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
Используемая литература
1.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
2.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
3.Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. -
№ 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.