Автор: Картоева Фатима Хамзатовна
Должность: заместитель директора по ДБ
Учебное заведение: ГБОУ "Лицей - детский сад г. Магас"
Населённый пункт: г. Магас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Дата публикации: 25.11.2024
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ «Лицей – детский сад г. Магас»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выступления на педагогическом совете
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У каждого человека есть в душе точка, она поет.
Она тихо поет иногда, и она похожа на фонтанчик радости.
Этот поющий фонтанчик радости — нужно услышать.
Он — знак вашего призвания.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой
моторики у детей дошкольного возраста».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления
информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияние
воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и
речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует
улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой
деятельности. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием
игры и творчества. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор,
«пазлы», шнуровки очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети
способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна, для
развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей
через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является
нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлю перед
собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у
дошкольников, в
соответствии
с
целью,
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей и
для
получения
положительных
результатов,
придерживаюсь
следующих задач:
1.
Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на
развитие мелкой моторики у дошкольников;
2.
Развивать и укреплять мелкую моторику.
В своей работе использую разнообразные формы и методы:
выставки рисунков и поделок;
дидактические игры;
подгрупповая и индивидуальная деятельность;
театрализация.
Все это способствует у детей:
укреплению моторики рук;
обогащению сенсорного впечатления;
обогащению словаря;
развитию мыслительной деятельности;
развитию аккуратности и усидчивости.
Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре,
то в первую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-
ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
«Парикмахерская» - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.
«Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
«Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.
В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра
«Покорми курочку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки), «Рисование манкой».
Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в
сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки
отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.
Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:
Рисование. Рисование
дает
возможность
для
развития
творческих
способностей
дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук (пальчиками,
ладошками).
Лепка (пластилин, глина, снег).
Поделки из бросового, природного материала.
Игры с песком.
Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов
мозаики.
Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы.
Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения
деталей, например: магнитные конструкторы).
Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества
из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую
разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки.
Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие
игрушки.
Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их
потом)
Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие
игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной
детали.
Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в
корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в
разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и
делает «дождик», высыпая полоски из коробки.
Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»
Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать
липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки,
снимать ботинки.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.
Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по
столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными
ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша
можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Процесс вкладывания: Вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым
основанием; Вставлять кубы в отверстие коробки; Размещать плоские квадратные,
треугольные вкладки в гнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия
панели;
Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания,
штриховки
Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
Деревянный планшет для нанизывания резинок.
Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов.
Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это
легче), а уже потом собирать ее.
Массажер «Су-Джок»
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При
этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их
использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны
жизни и здоровья воспитанников.
Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно
действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например:
выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит
комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития
мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего,
думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы,
окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический
материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая
максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании
условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять
его в видоизмененных обстоятельствах.