Напоминание

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


Автор: Картоева Фатима Хамзатовна
Должность: заместитель директора по ДБ
Учебное заведение: ГБОУ "Лицей - детский сад г. Магас"
Населённый пункт: г. Магас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Дата публикации: 25.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ «Лицей – детский сад г. Магас»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Выступления на педагогическом совете

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У каждого человека есть в душе точка, она поет.

Она тихо поет иногда, и она похожа на фонтанчик радости.

Этот поющий фонтанчик радости — нужно услышать.

Он — знак вашего призвания.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой

моторики у детей дошкольного возраста».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления

информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияние

воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П.Павлов

Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и

речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует

улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой

деятельности. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием

игры и творчества. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор,

«пазлы», шнуровки очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети

способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна, для

развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей

через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является

нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлю перед

собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у

дошкольников, в

соответствии

с

целью,

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей и

для

получения

положительных

результатов,

придерживаюсь

следующих задач:

1.

Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на

развитие мелкой моторики у дошкольников;

2.

Развивать и укреплять мелкую моторику.

В своей работе использую разнообразные формы и методы:

выставки рисунков и поделок;

дидактические игры;

подгрупповая и индивидуальная деятельность;

театрализация.

Все это способствует у детей:

укреплению моторики рук;

обогащению сенсорного впечатления;

обогащению словаря;

развитию мыслительной деятельности;

развитию аккуратности и усидчивости.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре,

то в первую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-

ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:

«Парикмахерская» - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.

«Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.

«Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.

В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра

«Покорми курочку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки), «Рисование манкой».

Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в

сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки

отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.

Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:

Рисование. Рисование

дает

возможность

для

развития

творческих

способностей

дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук (пальчиками,

ладошками).

Лепка (пластилин, глина, снег).

Поделки из бросового, природного материала.

Игры с песком.

Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов

мозаики.

Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы.

Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения

деталей, например: магнитные конструкторы).

Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества

из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую

разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки.

Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие

игрушки.

Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их

потом)

Наполнение бутылки мелкими предметами.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие

игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной

детали.

Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.

Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в

корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в

разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и

делает «дождик», высыпая полоски из коробки.

Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»

Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать

липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки,

снимать ботинки.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.

Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по

столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными

ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша

можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Процесс вкладывания: Вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым

основанием; Вставлять кубы в отверстие коробки; Размещать плоские квадратные,

треугольные вкладки в гнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия

панели;

Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания,

штриховки

Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;

Деревянный планшет для нанизывания резинок.

Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов.

Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это

легче), а уже потом собирать ее.

Массажер «Су-Джок»

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При

этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их

использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны

жизни и здоровья воспитанников.

Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно

действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например:

выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит

комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития

мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего,

думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы,

окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический

материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая

максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании

условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять

его в видоизмененных обстоятельствах.



В раздел образования