Автор: Головина Юлия Сергеевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Весна", кинематографическое отделение "Старая мельница"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Проект
Тема: «Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего звена посредством участия в музыкальном спектакле»
Дата публикации: 26.11.2024
Раздел: дополнительное образование
1.Введение
Система дополнительного образования-структура, живо реагирующая
на все новые тенденции, веяния и особенности современного мира,
соответственно происходит постояноое переосмысление роли
педагога дополнительного образования детей.
Последние государственные документы, касающиеся образования и
воспитания основной акцент делают на сохранение и преумножение
интеллектуального, творческого, лидерского потенциала страны, на
формирование основных «универсальных» компетенций (навыков 21
века): критическое мышление. В Федеральном законе № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», о воспитательной составляющей образования
– воспитание детей и молодежи рассматривается как обязательная
часть образовательного процесса. Законом предлагается определить
воспитание как деятельность, направленную на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации.
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года в главе II, посвященной состоянию и проблемам
дополнительного образования говорится о риске утраты
академических традиций в области искусства. В связи с этим в главе V
«Приоритеты обновления содержания и технологий по
направленностям дополнительного образования детей» в рамках
реализации программ художественной направленности говорится о
необходимости создания условий вовлечения детей в
художественную деятельность по разным видам искусств и жанрам
художественного творчества при сохранении традиций классического
искусства.
Для того, чтобы связать «вековые академические традиции» с
современными потребностями подрастающего поколения,
продемонстрировать конкурентноспособность классического
искусства в современном мире, а также помочь успешному
становлению личности ребенка, необходимо выявить точки
соприкосновения мирового классического наследия , реальных
потребностей учащихся и возможностей реализации личностных
качеств.
Студия «Музыкальные миниатюры», на базе которой реализуется
программа «Ансамблевое и сольное пение» предлагает форму синтеза
данных составляющих – «музыкальный спектакль» ( от музыкальной
миниатюры для самых маленьких, до полноценного спектакля ).
Данный формат дает возможность на базе наработанной вокально-
хоровой школы оттачивать мастерство с использованием как
классического материала, так и современного, «пробуя» себя в разных
образах.
Актуальность проекта «Социализация учащихся дошкольного,
младшего и среднего звена посредством участия в музыкальном
спектакле» заключается в формировании у учащихся навыков
конструктивного и эстетического общения со сверстниками, и
учащимися иных возрастных групп , умение строить общение в
предлагаемых обстоятельствах (сюжет, роль, особенность музыки) с
учетом общей концепции и индивидуальных возможностей, иметь
возможность «мягкого» выхода из зоны комфорта.
Общение в процессе коллективной деятельности – это средство
передачи полезной информации и практического опыта, средство
формирования культуры самого общения. В качестве критериев
подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного
творчества можно выделить следующие параметры:
−
общность интересов и осознанность цели работы каждым
участником коллективной деятельности;
−
неограниченность индивидуально – творческого проявления;
−
доверие и взаимопомощь;
−
сочетание ролевого и личностного взаимодействия с
периодической сменой лидеров.
Также коллективная деятельность – это модель общения ребенка с
окружающем миром, умение ориентироваться в любой ситуации,
просчитывать варианты развития, импровизировать в сложной
ситуации,предвидеть реакцию партнера-коллектива и уметь грамотно
принять ее: та самая «практическая связь с жизнью», во имя которой
ребенок идет в дополнительное образование.
Студия «Музыкальные миниатюры» работает на площадке
кинематографического отделения ДШИ «Весна», где для создания
миниатюр и спектаклей предусмотрен репетиционный класс, сцена,
студия звукозаписи и костюмерная.
Проект «Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего
звена» реализуется в рамках дополнительной общеразвивающей
программы «Ансамблевое и сольное пенте», включающей такие
разделы, как «Общемузыкальное развитие», «Вокальная подготовка» и
«Сценическая практика». Содержание программы соответствуют п.3, 4,
ст.75 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими
в силу с 01.09.2023). Программа реализуется в течение 3 лет, с
возможность дальнейшего обучения по индивидуальному плану.
Обучающиеся студии «Музыкальные миниатюры» становились
неоднократными победителями на конкурсах и фестивалях различного
уровня (районного, областного, регионального, всероссийского,
международного).
Проект «Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего
звена» реализуется в ДШИ «Весна» на отделении вокального искусства
с учащимися 1-6 годов обучения.
Объект проектной деятельности – групповая работа.
Предмет проектной деятельности – музыкальный спектакль
( полноценный, либо в миниатюре).
Цель проекта:
1.Организовать коллективную творческую деятельность как образец
социума для успешного овладения коммуникационными и
творческими навыками в рамках поставленной задачи среди
разновозрастных участников.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Выбор музыкального материала, соответствующего возрасту,
возможностям и интересам учащихся.
2.Адаптировать группу к условиям работы в разновозростном
коллективе (с учетом возможностей и особенностей каждого участника
коллективной работы).
3.Постепенное увеличение качественных показателей знаний, умений
и навыков ( как индивидуальных, так и общих).
Предметные:
-знакомство с жанром, стилистикой и литературным источником
музыкального спектакля;
-освоить музыкальный материал для непосредственного исполнение,
знакомство с музыкальным материалом других исполнителей;
-найти общую идею музыкального спектакля;
-найти средства музыкальной, сценической и художественной
выразительности, подчеркивающей основную идею;
-сформировать «географию» спектакля;
-обсудить и подготовить реквизит и костюмы ( совместно с учащимися
и родителями).
Личностные:
-способствовать развитию музыкального слуха;
-способствовать развитию вокальных, вокально-ансамблевых навыков;
-развивать познавательную и творческую активность;
-
−
активизировать самостоятельный творческий поиск в решении
художественных задач;
−
развить эмоциональную отзывчивость на произведения
изобразительного искусства.
−
формировать толерантность (уважительное отношение к иному
мнению и художественно-этетическим взглядам);
−
воспитать настойчивость, терпение, целеустремленность;
−
воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
−
воспитать стремление к взаимопомощи в групповой работе.
Метапредметные:
−
развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих
силах;
−
развить творческий потенциал, как основу дальнейшего
становления личности
2.Сроки и этапы реализации проекта
1.Информационно – аналитический (изучение предложенного
материала, музыкального и литературного источника, распределение
ролей): август – октябрь
2.Практический ( работа с музыкальным материалом, сценическое
движение, репетиции отдельных сцен и их сведение): ноябрь-апрель.
3.Обобщающий (последовательное сведение сцен в спектакль,
техничесие прогоны): апрель-май.
3.Обобщающий (итоговый прогон с анализом): май.
Внедренческий (премьера музыкального спектакля): май.
3.Ожидаемые результатыты проекта
В результате реализации проекта:
-конструктивная коммуникация с ровесниками и представителями
других возрастных групп в заданном и неформальном контексте
общения;
-активизация творческой деятельности учащихся;
-повышение уровня предметных и метапредметных навыков;
-успешное участие обучающихся в сценической деятельности.
Результаты в целевых группах, задействованных в реализации проекта
Обучающиеся
−
Получение знаний по групповой работе. Повышение качества
образования. Повышение уровней мотивации и самооценки.
Воспитание дисциплины и ответственности.
Родители
−
Повышение качества образования детей, направленного на
усиление их адаптивности, повышение уровня мотивации детей.
Сотрудничество и взаимопонимание участников образовательного
процесса. Обретение нового опыта участия в учебном процессе.
Педагоги
−
Информационная осведомленность. Реализация творческого
потенциала, повышение рейтинга педагогов, участвующих в проекте, у
родителей, учащихся, коллег. Активизация профессионального
общения.
Администрация ОУ
−
Мотивация педагогов к инновационной и творческой
деятельности. Повышение рейтинга школы. Повышение
профессиональной квалификации педагогического коллектива.
4.Ресурсное обеспечение проектной деятельности
Материально-техническое обеспечение:
Учебный класс для проведения занятийстулья, столы, шкафы для
хранения нот, пособий и реквизита, небольшая костюмерная;
Технические средства обучения: цифровое фортепмано, акустическая
колонка, микрофон;
Информационное обеспечение:нотный материал,дидактические
карточки для индивидуальной и групповой работы.
5.Содержание проекта
Информационно-аналитический этап.
1.Вводная диагностика учащихся по выделенным критериям.Анализ
результатов (Приложение №1).
2.Определение содержания и структуры методических материалов.
3.Анализ рабочего материала,структурирование организационной
деятельности при работе над проектом.
4.Разработка критериев и системы контроля эффективности.
Практический этап.
1.Обоснование актуальности работы в разновозрастной группе с целью
социализации на базе музыкального спектакля.
2.Разработка методических рекомендаций конструктивной
коммуникации в заданной ситуации и непосредственном общении.
3.Создание основных разделов методического описания.
4.Воплощение проекта «Социализация учащихся дошкольного,
младшего и среднего звена» .
5.Анализ и обсуждение проекта, обобщение, выводы, критическое
осмысление.
Обобщающий этап.
1.
Обобщение и презентация опыта работы педагогам
дополнительного образования школы.
2.
Выступление на заседании методического объединения
педагогов дополнительного образования отделений декоративно-
прикладного и изобразительного искусства.
Внедренческий этап.
1.Демонстрация результата в методических проектах ДШИ «Весна»
(сайт, социальная сеть «В контакте»).
2.Оценка результатов проекта «Социализация учащихся дошкольного,
младшего и среднего звена» .
3.Участие проекта в конкурсах и фестивалях.
6.Методическое обеспечение проекта.
Основные идеи проекта характеризуются акцентом на социализацию
посредством музыки. В связи с этим группы формируются по принципу
поступенного вовлечения в работу над музыкальным спектаклем: от
участия в массовых ансамблевых сценах до исполнения главных и
заглавных ролей и выход на сольную практику.
С одной стороны данный проект направлен на развитие вокальных
навыков учащихся и удовлетворяет запросы родителей и детей. С
другой стороны, реализация проекта с точки зрения социализации
позволяет студийцам вырабатывать механизмы «выстраивания
отношений» в минисоциуме, имитирующем реалии окружающего
мира (за счет необходимости учитывать возрастные особенности
«коллег по ансамблю», социальный статус – участник массовик-
исполнитель главной роли и т.д.).
Материал для музыкальных спектаклей подбирается таким образом,
чтобы каждый учащийся был хоть малюсеньким, но звеном единой
цепочки, понимал свою задачу и вклад в единую концепцию спектакля.
Таким образом работа в проекте «Социализация учащихся
дошкольного, младшего и среднего звена» предполагает совместно-
взаимодействующую форму работы (представляет возможность вести
совместную работу всем участникам, включая родителей, а также
сотрудников ДШИ «Весна», операторами, звукооператорами,
вовлеченными в воплощение музыкального спектакля,согласовывая их
действия на каждом этапе работы). Однако, прежде, чем выйти на
уровень со-творчества, каждый учащийся последовательно проходит
через этапы совместно-индивидуального (сохраняем уникальность
учащегося и ищем механизмы согласования с общей концепцией) и
совместно-последовательной формы (от моей уникальной подачи
зависит общая окраска спектакля). Данные формы работы
способствуют мягкой социализации, не подавляя свою
индивидуальность, посредством исполнения чужой роли,
пропущенной «через себя», учащийся овладевает искусствои
конструктивного общения.
Представленная классификация форм работы методически
обоснована, так как объединяет важные звенья в работе над
спектаклем:непосредственно текст ( с его основной идеей и системой
лейтмотивов), исполнителей, постановочную часть (звукооператор,
видеооператор, обеспечивающий «живые» декорации на экране,
подготовленные учащимися и родителями, а также в творческом
сотрудничесве с аниматорами), родителей (организационное начало,
помощь с подготовкой костюмов и реквизита). Работа начинается с
определения роли каждого участника процесса, планирования сроков
исполнения, определением материально-технической базы.
Совместно-индивидуальная форма работы используется для
подготовки сольных партий и небольших ансамблевых сцен. С учетом
возможностей учащегося, антуражем спектакля и техническими
возможностями (исполнение в микрофон-живое пение, под
фонограмму или «под рояль», «встраиваем» индивидуальное»
видение актером роли в общую канву. При соединении сцен в единый
спектакль совместно-последовательный метод помогает не толко
получить определенный результат, но и активировать мотивационно-
организационную составляющую учащихся и их родителей
(необходимость точно и в срок выполнять задания, посещать
репетиции, расставлять приоритеты – все это и является главной целью
проекта «Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего
звена» .
РАБОТА НАД РОЛЬЮ-спектаклем МЕТОДОМ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА
Методика такой работы предполагает последовательное прохождение
следующих этапов:
Знакомство с пьесой. Первые впечатления (первые эмоциональные
впечатления, освоение времени и места действия, знакомство с героями);
Протокол внешней жизни роли (количественноя составляющая по
отношению к общему объему, контакты с другими героями,
наличие/отсутствие сольных сцен и т.д., значимость в общем содержании и
структуре);
Анализ действием («разведка умом» – приблизительное определение собы-
тийного ряда, «разведка действием» – этюды–импровизации намеченных
событий с условием «Я в предлагаемых обстоятельствах» – изучение себя в
обстоятельствах роли);
Вокальная импровизация («выбор» ключевых фраз и слов, подбор
музыкальных средств выразительности)
Прицел на сверхзадачу (второй этап «разведки умом» – определение
главного события и основного конфликта пьесы);
Оценка фактов и событий (определение сквозного действия пьесы: каждый
сценический факт и событие оцениваются с точки зрения Главного события,
определяется их место и значение в развитии основного конфликта пьесы.
Создание логики действий роли – «Как я должен действовать, чтобы данное
событие произошло?»);
Работа над словом (переход от импровизированного текста к тексту автора;
работа над текстом – подтекст, особенности произношения);
Углубление предлагаемых обстоятельств (с учетом индивидуальных
особенностей артиста и его акцентов в исполняемой роли, а также с
необходимостью соответствовать общей задаче);
Построение мизансцены (мизансцена как результат импровизации;
уточнение предлагаемых обстоятельств и закрепление мизансцены);
Овладение характерностью (овладение внутренней характерностью либо как
интуитивное постижение образа (от «Я в роли» к «роль во мне»), либо через
постепенное овладение внешней характерностью:
вокальной;
пластической.
Партитура действий ( художественная целостность образа; уточнение
ритмического рисунка роли и закрепление его на прогонных репетициях).
В ходе проекта были использованы следующие педагогические технологии:
-Индивидуальный способ обучения.
−
Коллективный способ обучения.
−
Игровые технологии.
Индивидуальный способ обучения является отправнгой точкой для работы
над музыкальным спектаклем, позвроляет выявить его музыкально-
актерские данные,мотивационно-волевую сферу и индивидуальность, что
немаловажно при определении его роли в спектакле. Также
индивидуальный способ обучения необходим для работы с исполнителями
сольных партий.
Коллективный способ обучения - для участников массовых сцен, для работы
над мизансценами и исполнения спектакля на репетициях, прогонах и
показах.
Игровые технологии - связаны с игровой формой взаимодействия педагога и
учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли,
деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в
содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные,
театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Непосредственная игра в спектакле, в буквальном смысле, способствует не
только успешному освоению роли, но и главной цели проекта
«Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего звена
посредством участия в музыкальном спектакле» - конструктивному общению
с окружающим миром.
Информационные технологии.
Наличие современных технических средств, без которых современные дети
не мыслят своего существования, могут стать добрвми помощниками в
реализации проекта. Благодаря смартфонам, планшетам и т.д. можно
познакомиться с вариантами постановое музыкального спектакля. Микрофон
помогает успешно реализовать свою роль на сцене (редкие учащиеся
обладают мощными голосами, способными озвучит сцену без помощи
микрофона), проектор и экран помогут украсить сцену и создать особкю
атмосферу наряду с декорациями и реквизитом, а наличие интернета-
принять участие в конкурсах (очень сложно вывозить спектакли на очные
конкурсы, особенно за пределы города или страны), а также , разместив
материал в социальных сетях и официальных сайтах транслировать свое
творчество.
7.Заключение
Проект «Социализация учащихся дошкольного, младшего и среднего звена
посредством участия в музыкальном спектакле» на практике
демонстрирует, что выход из зоны комфорта и переход к конструктивной
коммуникации с людьми разного возраста и социального статуса возможен
посредством отработки навыков в искусственной реальности ( спектакль) и
переносом их в реальность объективную. Детский разновозрастный
коллектив, в рамкам выполнения общей задачи, мотивированный на
успешный результат, демонстрирует умение договариваться, понимать друг
друга без слов, импровизировать и помогать друг другу в ситуации форс-
мажор, обеспечивать необходимую поддержку, опеку над младшими
участниками спектакля и контроль над ними, , что самое важное, понимая
свою ответственность в общем деле, не зависимо от «значимости» роли,
формируется САМОУВАЖЕНИЕ.