Напоминание

Урок как интегративная технология образовательного процесса


Авторы: Кроткова Марина Петровна, Марина Петровна Кроткова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лашманская ООШ
Населённый пункт: п. Лашма
Наименование материала: статья
Тема: Урок как интегративная технология образовательного процесса
Дата публикации: 27.11.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Урок как интегративная технология

образовательного процесса

Основной формой организации учебного процесса являет-

ся урок, то есть такая организация учебной работы, когда посто-

янная группа учеников под руководством учителя изучает мате-

матику в течение точно установленного времени по определен-

ному расписанию в соответствии с учебной программой.

Урок,

как

основная

организационная

форма

обучения,

обеспечивает системное включение каждого обучающегося, не-

зависимо от его актуального уровня, в основные виды деятель-

ности и тем самым формирует у него способность к этим видам

деятельности, то есть обеспечивает готовность к саморазвитию.

В последние годы в связи с вариативностью образова-

тельных систем особенно остро встала проблема согласования,

как учебного содержания, так и технологии обучения. В связи с

этим встала задача описать один из возможных подходов к по-

строению и классификации уроков развивающего обучения.

Решение

данной

задачи

нашло

свое

отражение

в работах

Л.Г. Петерсон [58]. Описанный ею подход реконструируется,

совершенствуется и активно внедряется в современный учебный

процесс. Рассмотрим основные положения этого подхода.

Под технологией организации процесса обучения и

его частички – урока – понимают функционально связанную

последовательность его этапов и систему требований к каждому

из них.

В соответствии со структурой основных видов деятельно-

сти, обобщенная технология организации урока включает в себя

следующие этапы.

Шаг 1. Самоопределение к деятельности или (орга-

низационный момент).

Предполагает осознанный переход школьников из жизне-

деятельности в деятельность.

Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной

норме N.

На этом этапе актуализированная в сознании учащихся

известная норма деятельности N переводится в конкретное дей-

ствие.

Шаг

3.

Реконструкция

деятельности

по

известной

норме N.

Педагог, организуя этот этап деятельности, должен преду-

смотреть коммуникативное взаимодействие, результатом кото-

рого станет фиксирование в языке условий применимости из-

вестной нормы.

Шаг 4. Критика известной нормы N.

На

этом

этапе

выявляется

причина

кризиса

известной

нормы N. Устанавливается отличительные особенности ситуа-

ции, вызвавшей затруднение.

Шаг 5. Построение нормы деятельности N.

Обсуждаются различные предложения, и выбирается один

алгоритм, который фиксируется как новая норма деятельности

N1.

Шаг 6. Использование нормы N1 для решения зада-

ния, вызвавшего затруднение.

На этом этапе обучаемый конкретизирует сформировав-

шийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего

затруднения, проговаривая выполненный шаг во внешней речи.

Шаг

7.

Фиксирование

нормы

N1

в

языке.

Происходит оформление новой нормы N1, что создаёт по-

нятийную основу для развития способностей к новому виду дея-

тельности.

Шаг 8. Использование нормы N1 в типовых усло-

виях.

Ученик самостоятельно выполняет типовые задания, тре-

бующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет

правильность решения.

Шаг 9. Включение нормы N1 в систему понятий.

Выявляются границы применимости нового понятия и

выполняются задания.

Шаг 10. Выполнение тренировочных

действий по

ранее изученным нормам (повторение).

Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельно-

сти на уроке

Шаг 12. Фиксирование достижения цели.

На этом этапе соотносятся цель урока и результаты дея-

тельности, фиксируется степень их соответствия.

Предложенная

последовательность

шагов

включает

все

виды деятельности – самоопределение, нормореализацию

и нормотворчество, сформированность которых в сознании

выпускника обеспечит достижение деятельностных целей. Эту

последовательность шагов ещё называют технологией раз- вивающего обучения [65].

Предложенная технология орга-

низации процесса обучения позволяет комплексно

реализовы- вать современные целевые требования к системе образования.

В данной технологии уроки развивающего типа распреде- ляются в четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки контроля.



В раздел образования