Авторы: Кроткова Марина Петровна, Марина Петровна Кроткова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лашманская ООШ
Населённый пункт: п. Лашма
Наименование материала: статья
Тема: Урок как интегративная технология образовательного процесса
Дата публикации: 27.11.2024
Раздел: начальное образование
Урок как интегративная технология
образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса являет-
ся урок, то есть такая организация учебной работы, когда посто-
янная группа учеников под руководством учителя изучает мате-
матику в течение точно установленного времени по определен-
ному расписанию в соответствии с учебной программой.
Урок,
как
основная
организационная
форма
обучения,
обеспечивает системное включение каждого обучающегося, не-
зависимо от его актуального уровня, в основные виды деятель-
ности и тем самым формирует у него способность к этим видам
деятельности, то есть обеспечивает готовность к саморазвитию.
В последние годы в связи с вариативностью образова-
тельных систем особенно остро встала проблема согласования,
как учебного содержания, так и технологии обучения. В связи с
этим встала задача описать один из возможных подходов к по-
строению и классификации уроков развивающего обучения.
Решение
данной
задачи
нашло
свое
отражение
в работах
Л.Г. Петерсон [58]. Описанный ею подход реконструируется,
совершенствуется и активно внедряется в современный учебный
процесс. Рассмотрим основные положения этого подхода.
Под технологией организации процесса обучения и
его частички – урока – понимают функционально связанную
последовательность его этапов и систему требований к каждому
из них.
В соответствии со структурой основных видов деятельно-
сти, обобщенная технология организации урока включает в себя
следующие этапы.
Шаг 1. Самоопределение к деятельности или (орга-
низационный момент).
Предполагает осознанный переход школьников из жизне-
деятельности в деятельность.
Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной
норме N.
На этом этапе актуализированная в сознании учащихся
известная норма деятельности N переводится в конкретное дей-
ствие.
Шаг
3.
Реконструкция
деятельности
по
известной
норме N.
Педагог, организуя этот этап деятельности, должен преду-
смотреть коммуникативное взаимодействие, результатом кото-
рого станет фиксирование в языке условий применимости из-
вестной нормы.
Шаг 4. Критика известной нормы N.
На
этом
этапе
выявляется
причина
кризиса
известной
нормы N. Устанавливается отличительные особенности ситуа-
ции, вызвавшей затруднение.
Шаг 5. Построение нормы деятельности N.
Обсуждаются различные предложения, и выбирается один
алгоритм, который фиксируется как новая норма деятельности
N1.
Шаг 6. Использование нормы N1 для решения зада-
ния, вызвавшего затруднение.
На этом этапе обучаемый конкретизирует сформировав-
шийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего
затруднения, проговаривая выполненный шаг во внешней речи.
Шаг
7.
Фиксирование
нормы
N1
в
языке.
Происходит оформление новой нормы N1, что создаёт по-
нятийную основу для развития способностей к новому виду дея-
тельности.
Шаг 8. Использование нормы N1 в типовых усло-
виях.
Ученик самостоятельно выполняет типовые задания, тре-
бующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет
правильность решения.
Шаг 9. Включение нормы N1 в систему понятий.
Выявляются границы применимости нового понятия и
выполняются задания.
Шаг 10. Выполнение тренировочных
действий по
ранее изученным нормам (повторение).
Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельно-
сти на уроке
Шаг 12. Фиксирование достижения цели.
На этом этапе соотносятся цель урока и результаты дея-
тельности, фиксируется степень их соответствия.
Предложенная
последовательность
шагов
включает
все
виды деятельности – самоопределение, нормореализацию
и нормотворчество, сформированность которых в сознании
выпускника обеспечит достижение деятельностных целей. Эту
последовательность шагов ещё называют технологией раз- вивающего обучения [65].
Предложенная технология орга-
низации процесса обучения позволяет комплексно
реализовы- вать современные целевые требования к системе образования.
В данной технологии уроки развивающего типа распреде- ляются в четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки контроля.