Автор: Ирина Валерьевна Владыкина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Лесобазовский детский сад"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ЯРСКИЙ РАЙОН, ДИЗЬМИНО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.
Дата публикации: 30.11.2024
Раздел: дошкольное образование
ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной
группы.
Подготовила воспитатель
Владыкина Ирина Валерьевна
Цель: закрепить представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательная:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой
природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
- Развивать экологическое сознание детей; закрепить элементарные
представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого
воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической
безопасности.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему
миру и природе.
Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа»,
рассматривание иллюстраций в энциклопедии; просмотр презентаций «Что
такое воздух», наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, веер, трубочки,
пластмассовые стаканчики, баночки (на каждого ребёнка), вентилятор,
мыльные пузыри, салфетки, указка, игрушка-вертушка, горячая вода в
термосе, 2 пустые бутылки, прозрачная ёмкость, наполненная на половину
водой, пустая банка, газированная вода, схема – модель(глаз, рука, нос, ухо,
гиря), технические средства обучения (компьютер, презентация «Воздух»).
Ход занятия
Воспитатель:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
(Ребёнок загадывает загадку)
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (ответы детей)
- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем его. Ну-ка
давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Вдруг дети начинают спорить.
- "Если его не видно, значит его нет".
- " Он вокруг нас, везде, просто мы его не видим".
- "Вот его не видно, значит его нет".
- "Он - невидимка, он вокруг нас".
Воспитатель: "Дети, да о чем вы спорите?".
- "О воздухе. Вот его не видно, значит его нет".
- Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о воздухе, как настоящие ученые-
исследователи и я приглашаю вас в лабораторию. Наденем специальные
головные уборы…и… мы - настоящие учёные.
Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.
- Уважаемые учёные-исследователи, посмотрите, пожалуйста, внимательно
на экран. Что вы видите? (ответы детей)
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Все вместе повторим:
атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах
солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша
планета Земля была бы мертвой пустыней. Куда бы мы ни пошли, куда бы
мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Вам интересно узнать, что такое воздух?
Мой коллега старший научный сотрудник подготовил для вас рассказ о нём.
Посмотрим и послушаем.
– А кто из вас, уважаемые учёные, видел воздух?
Ответы детей
- Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И
сейчас мы в этом убедимся.
Перед тем, как будем проводить опыты, вспомним правила поведения в
лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг
другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, без разрешения ничего
руками не трогать (рассматриваем схему – работы в лаборатории).
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, нам предложена какая-то модель, что
здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)
- На доске изображён глаз.
- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
- Как можно увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой
он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно
проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы
чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух,
ничего)
- А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Подойдите, пожалуйста, к моему столу. Будьте
предельно внимательны. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент.
- На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её
прижимаем к дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и
опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка.
Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Почему? Как считаете?
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал
туда воду.
Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с
водой» (2 вариант)
- Следующий эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Займите свои
рабочие места.
- Стаканчик придерживаем рукой, берём трубочку, опускаем один конец в
воду, а в другой дуем.
- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь
слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет)
Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда
поменьше - пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы с
вами увидели пузырьки с воздухом.
- А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные).
Игра с мыльными пузырями.
- Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
- Какой вывод можно сделать? (воздух находится внутри мыльных
пузырьков)
- Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше
нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать?
- Как почувствовать воздух?
Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»
- Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
- А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно
почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При
помощи веера, дули на ладошки).
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо». На какой вопрос мы
должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №5 «Слышим воздух»
- У кого-либо есть предположения, с помощью каких предметов, лежащих у
вас на подносе, можно услышать воздух?
- Если подуть в баночку или бутылочку, или сдуть шарик мы услышим
воздух.
- Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Звук, воздух.
- А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим
шариком, чтобы услышать воздух?
- Нужно его надуть и растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать
воздух. Мы услышим писк – это выходит воздух.
- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки,
бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Прошу выйти всех из-за столов.
- Я хочу вам кое-что показать, а вы будьте внимательны, я задам вопрос.
(надуваю шарик – он лопает)
- Почему лопнул шарик? (Шарик лопнул, потому что наполнился воздухом)
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой
следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как
проверить?
Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
- Попрошу всех учёных занять свои места.
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает
чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах
мандарина).
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый
воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
- Какие же запахи можно ещё определить? (сладкий запах, к примеру, запах
духов, либо кислый лимон).
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Я приглашаю вас подготовиться к следующему эксперименту, для этого
необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем
закрыть другую ноздрю)
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
- Для чего человеку важно правильно дышать? (чтобы не болеть)
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается
от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле
следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу,
что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
- Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха,
поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;
проветривать помещения, протирать пыль)
Коллеги, посмотрите, у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы
думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думает? Давайте проверим?
Эксперимент № 7 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1)
- На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь
опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент №8 «Живой пластилин» (вес воздуха вариант 2)
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во -
второй стакан - газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое
зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором
стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество
кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество
углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности
воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают
облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
- Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа
облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и
пластилин всплывает на поверхность.
Эксперимент № 9
- Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? Возьмем
пластмассовую бутылку и нальем в нее ледяной воды. Теперь на горлышко
наденем воздушный шарик. И поставим бутылку в миску с горячей водой. А
теперь наблюдаем.
- Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике начал согреваться и
расширяться, воздуху становится в шарике тесно. При нагревании газ
расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик
надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание)
воздухоплаванье – это перемещение в атмосфере, по воздуху на специальных
аппаратах, которые называются аэростатами. Каждый
знает, что такое воздушный шар, это и есть аэростат. Раньше, давным-давно,
эти шары наполняли тёплым воздухом. Сейчас же специальными газами:
водородом, или гелием.
Эксперимент № 10
Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
- Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем
наблюдать, как плывут облака, колышатся листочки, качаются ветки
деревьев)
- Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает
воздух?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Подведём итог сегодняшним исследованиям. И так, уважаемые учёные-
исследователи, что мы узнали о воздухе?
(ребёнок читает стихотворение)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем
Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
Воздух невидим, прозрачен.
Воздух может двигаться.
Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда
движется.
Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он
нам рассказал?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и
эксперименты. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в
нашей лаборатории, расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и
папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о
«великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно
общаться.