Автор: Самохвалова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций на занятиях по информатике"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессиональных компетенций на занятиях по
информатике
В современных социально – экономических условиях развития страны
возрастают требования к качеству подготовки специалистов среднего звена.
Основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е.
положительное
отношение
студентов
к
информатике
как
учебной
дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области.
Необходимо не только заинтересовать студентов, но преподнести им
изучение информатики как профессионально значимый предмет. При
решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными
дисциплинами.
На наших занятиях формируются многие виды деятельности, которые
имеют
метапредметный
характер
и
выход
на
профессиональную
деятельность.
Так
основная
часть
практических
занятий
имеет
профнаправленность.
Например, при изучении текстового процессора Word, знакомясь с
элементами редактирования и форматирования текста, студенты учатся
правильно и качественно оформлять различные официальные документы в
соответствии с получаемой специальностью «Защита в ЧС», формируя такие
профессиональные компетенции как умение
осуществлять ведение и
корректировку
плановых
документов
по
гражданской
обороне,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации, а
также разработку комплекта локальных нормативных актов, плановых и
организационно-распорядительных
документов
для
проведения
эвакуационных мероприятий.
Знакомство
с
возможностями
графического
редактора
позволяет
студентам выполнять творческие работы -всевозможные схемы, карты; а
также в соответствии с формируемой профессиональной компетенцией-
составлять планы эвакуации персонала из зданий и сооружений.
Проектная работа организовывается в среде MS Power Point, задачей
которой
является
практическое
освоение
студентами
технологии
мультимедиа,
создания
слайд-фильмов.
Эти
навыки
могут
быть
востребованы
в
будущей
профессиональной
деятельности
наших
выпускников,
например
для
реализации
такой
профессиональной
компетенции, как противопожарная пропаганда, так как мультимедиа-
технология приобретает в настоящее время все большее распространение.
1
Работая с табличным процессором MS Ехсеl, студенты изучают
формулы и функции в электронных таблицах. Визуализация данных в
электронных таблицах представляется в виде создания диаграмм и графиков
различных типов. Эти знания позволяют нам сформировать такие важные
профессиональные
компетенции
как
умение
рассчитывать
пути
эвакуацииперсонала из зданий и сооружений, а также проводить расчеты
необходимых расходов воды нанаружное и внутреннее пожаротушение.
Необходимо отметить, что эти навыки также пригодятся, например для
автоматизации расчетов сил и средств на пожаре, расчетов газо-дымо-
защитных
средств,
создавать
формулы
расчетов
затрат
ГСМ
на
специализированную технику и многое другое. Также при решении
профессиональных задач нередко возникает необходимость графического
представления числовых данных или зависимость значений в виде диаграмм.
Итак, рассмотрим
использование средств MS Excel при решении
профессиональных задач на примере практической работы, целью которой
является научиться решать задачи с использованием относительной и
абсолютной адресации ячеек.
Задача
Средствами MSExcel определить минимальный требуемый напор у
пожарного насоса при подаче воды по рукавной линии длиной 200 метров из
прорезиненных рукавов диаметром 77 мм к пожарному стволу с диаметром
насадка 13 мм; 16 мм; 19 мм; 22 мм; 25 мм. (в сравнении). Ствол поднят на
высоту 20 метров.
Данная задача рассматривается в рамках изучения профессионального
модуля МДК.01.02 Тактика тушения пожаров.
Нужно
отметить,
что
при
решении
подобного
типа
задач
мы
сталкиваемся с рядом проблем. Зачастую, студенты не помнят формул или
обозначений из профессионального модуля, поэтому в инструкционных
картах необходимые значения для работы или таблицы с исходными
даннымитакже предоставляются.
Мы с вами видим, что важным условием активной позиции студента на
занятии является видение перспективы своей будущей профессиональной
деятельности.
Профессиональная
направленность
уроков
информатики
формирует у студентов устойчивый интерес к своей будущей профессии.
2
Конечно для того, чтобы как можно больше практических работ сделать
профессионально-ориентированными нам нужно тесно сотрудничать с
преподавателями проф.дисциплин.
Так,
в
рамках
педагогической
мастерскойдля
преподавана
соответствующем мастер-классе мы рассматривали решение подобных
профессиональных задач средствами MS Excel. Это вызвало даже дискуссию
и интерес проверить и свои навыки и верность предлагаемого решения не
только у преподавателей спец дисциплин, но и у других педагогов.
Мы
планируем
поднакопить
материала
и
выпустить
сборник
практических работ с учетом проф.направленности.
В соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных
дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего
профессионального
образования
общей
целью
преподавания
общеобразовательных учебных дисциплин является повышение качества их
преподавания «с учетом стратегических направлений (вызовов) развития
профессионального образования и совершенствования учебного процесса.
Соответственно нашей основной задачей совершенствования методики
преподавания общеобразовательной дисциплины «Информатика» в системе
среднего профессионального образования является обновление содержания
общеобразовательной
дисциплины
с
учётом
общих
подходов
в
преподавании, реализации межпредметных связей, интеграции содержания
общеобразовательных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального
цикла и профессиональными модулями.
3