Автор: Соколова Людмила Аркадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: КОГОАУ "Институт развития образования Кировской области"
Населённый пункт: lsokolova2015@yandex.ru
Наименование материала: "Авторская школа педагога"- инструмент развития профессионально - личностного роста
Тема: "Авторская школа педагога"- инструмент развития профессионально - личностного роста
Раздел: полное образование
"Авторская школа педагога"-
инструмент развития профессионально - личностного роста
Соколова Людмила Аркадьевна, методист КОГО АУ ДПО
«Институт развития образования Кировской области»
Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и
общества актуализирует внимание к качеству деятельности педагогических
кадров.
В
связи
с
этим
востребовано
создание
новых
образцов
педагогической деятельности, подлежащих обобщению и внедрению в
массовую педагогическую практику.
Актуальность обобщения и диссеминации передового педагогического
опыта обусловлена рядом факторов:
- педагогическая наука не всегда вовремя реагирует на потребности
практики, а передовой опыт оказывается наиболее оперативным способом
решения возникающих в практической деятельности проблем, одним из
самых доступных источников новых идей, подходов и технологий;
- передовой опыт рассматривается как потенциальные «точки роста» системы
образования;
- обобщение опыта, как способ профессиональной рефлексии, служит
развитию методологической культуры педагога, выводит его на новый
уровень прогнозирования и моделирования собственной деятельности.
Анализ информации по обобщению опыта педагогов
в нашем
муниципальном район показал, что существуют определенные сложности в
формировании,
обобщении
и
диссеминации
инновационного
педагогического опыта и управлении этими процессами, а именно:
-
недостаточно
эффективна
нормативно-правовая
база,
регулирующая
процессы обобщения и диссеминации инновационного опыта;
- инновационный педагогический и управленческий опыт в достаточной
степени
не
рассматривается
как
способ
развития
профессиональных
компетентностей работников, как ресурс повышения качества образования и
развития образовательного учреждения;
- тематика обобщенного опыта связана не столько с разработкой и
внедрением
инновационных
технологий,
нацеленных
на
получение
качественно новых образовательных результатов, сколько представляет
собой опыт применения давно апробированных в практике, всем известных
средств и способов работы, не имеющих достаточной инновационной
ценности для педагогической практики;
- не всегда творчески работающий учитель готов к осознанию своего опыта
на уровне теории, самоанализу и структурированию своей педагогической
практики, представлению деятельности коллегам и экспертным комиссиям
разных уровней, а без участия самого педагога обобщение опыта будет
неэффективным.
Таким образом, изучение, обобщение и диссеминация педагогического
опыта является актуальной методической проблемой. Следует помнить, что
главное в педагогическом опыте – идея. В этой связи возникает вопрос о
процессе
диссеминации
или
распространении
и
пропаганде
новых
педагогических идей и технологий. Диссеминация может осуществляться в
двух основных формах – как постоянно текущая деятельность или как
специальный проект.
Мы
предложили
реализовать
данный
процесс
в
рамках
межрегионального образовательного проекта «Авторская школа педагога»,
который реализуется по инициативе органов управления образованием
Подосиновского района Кировской области и Кичменгско-Городецкого
муниципального округа Вологодской области. Проект стал площадкой для
выявления талантливых педагогов, обсуждения актуальных процессов в
образовании, повышения профессионального мастерства участников, то есть
стал частью системы непрерывного образования педагогических работников.
Основные направления деятельности авторской школы педагогов:
- выявление лучших практик реализации ФГОС общего образования;
- апробация и освоение современных педагогических технологий.
Срок реализации проекта – 2024 год
Этапы работы над проектом
Этапы работы
Деятельность
1
Подготовительный
Выявление проблемы
Анализ ситуации по выявленной проблеме
Определение участников проекта
Составление плана проведения занятий «Авторской
школы»
Определение форм диссеминации опыта
2
Основной
Проведение занятий авторской школы.
Презентация опыта работы
3
Заключительный
Подведение итогов в форме круглого стола.
Представление
путей
решения
проблемы,
определение перспектив работы.
Дисскуссия
участников
проекта
в
форме
«Открытый микрофон»
Список литературы
1.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-иедагогического
исследования:
учеб,
пособие
для
студ.
высш.
учеб.заведений
//
В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 208 с.
2.
Коджасрирова Г.М.. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М: Издагетьский центр «Академия»,
2001. - 176 с.
3.
Пахомова
Е.М.
Проблемы
выявления,
изучения,
обобщения
и
распространения педагогиче-ского опыта в работе учреждений методической
службы // Методист. - 2005. - № 2. - С. 29 - 33.
4.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных уч-реждений. - Ростов н./Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
5.
Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку:
Практическое руково-дство. - М.: Ассоциация учителей физики, 2000. - 48 с.
6.
Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.
- М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
7.
Турбовской Я. С. Обобщение педагогического опыта: теория и
технология. // Magistrer. -1997.- № 2.-C. 57 - 68.
Приложение 1.
План проведения занятия
ФИО руководителя
авторской
Должность
Проблема авторской школы
Занятие 1. Дата проведения: 27.02.2024.
Место проведения: МКДОУ детский сад «Сказка» пгт Демьяново Подосиновского района
Кировской области
Полутова Н.В
воспитатель,
старший
воспитатель
Технология подготовки к
конкурсу «Учитель года»
в номинации «Воспитатель года»
Победитель регионального этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в 2020
г.; победитель муниципального, регионального этапов конкурса «Учитель года Кировской
области-2023» в номинации «Воспитатель год», участник заключительного этапа конкурса
«Воспитатель года России-2023» в г. Волгограде. Обладатель общественной награды
Подосиновского района в номинации «Лучший по профессии» (2023 г.).
Суркова Е.И.
воспитатель
Формирование конструктивного
взаимодействия между
субъектами образовательного
процесса
Победитель муниципального, окружного, участник регионального этапов конкурса «Учитель
года Кировской области-2013»; автор двух программ: дополнительной образовательной
программы по организации взаимодействия детского сада и семьи в семейном клубе
«Неразлучные друзья – взрослые и дети!» (2015 г.), дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Пойми меня, а «Я»
пойму тебя!» кружка для детей 5-7 лет (2023 г.); победитель конкурсного отбора лучших
педработников областных гос-х и муниц-х ОО в номинации «Лучший воспитатель» (2016 г.);
обладатель премии правительства Кировской области за значительный вклад в развитие
малой родины (2023 г.).