Автор: Ирина Анатольевна Монивман
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 27 им. Э.А.Хиля"
Населённый пункт: СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СМОЛЕНСК
Наименование материала: разработка урока
Тема: Иррациональные неравенства
Раздел: полное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА: "ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА"
Цель урока:
Ознакомить учащихся с понятием иррациональных неравенств.
Научить решать иррациональные неравенства с использованием
различных методов.
Развивать
логическое
мышление
и
умение
работать
с
алгебраическими выражениями.
Задачи:
Объяснить особенности иррациональных неравенств.
Рассмотреть методы решения иррациональных неравенств.
Провести
анализ
возможных
ошибок
при
решении
таких
неравенств.
Оборудование:
Доска, мел, линейка.
Компьютер
с
проектором
(для
демонстрации
примеров
и
презентаций).
Рабочие тетради и калькуляторы (по желанию).
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты):
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 минут):
Вспоминаем, что такое рациональные и иррациональные числа.
Напоминаем, как решаются квадратные и другие алгебраические
неравенства.
3. Введение в тему урока (10 минут):
Объяснение
понятия:
Иррациональное
неравенство
-
это
неравенство, в котором одна из переменных содержится под знаком
радикала. Пример: √x+3 ≥ 5
Обсуждаем
условия
существования
корня
(подкоренное
выражение не может быть отрицательным для четных корней).
Примеры иррациональных неравенств.
4. Решение иррациональных неравенств (15 минут):
Метод 1: Изоляция радикала, затем возведение обеих частей
неравенства
в
квадрат
(при
этом
нужно
следить
за
возможными
ошибками, такими как потеря корней). Пример: √x+2 ≤ 3
Изолируем радикал: √x+2 ≤ 3
Возводим обе части в квадрат: x+2 ≤ 9
Решаем полученное неравенство: x ≤ 7
Проверяем корни на соблюдение условий неравенства.
Метод
2:
Анализ
графиков
функций,
если
радикал
не
изолируется, то можно рассмотреть графики функций обеих сторон
неравенства.
5. Практическое задание (10 минут):
Учащиеся
решают
несколько
примеров
иррациональных
неравенств:
√2x−1 > 3
√x+4 ≤ x−1
√x−2 ≥ 0
6. Подведение итогов (5 минут):
Ответы на вопросы учащихся.
Разбор ошибок, если они были допущены.
Подведение
итогов
урока,
краткое
резюме:
что
такое
иррациональные неравенства, как их решать.
7. Домашнее задание (3 минуты):
Разработать
и
решить
3-4
иррациональных
неравенства
(с
разными методами решения).
Итоги
урока:
На
уроке
учащиеся
познакомились
с
иррациональными неравенствами, рассмотрели основные методы их
решения
и
разобрали
примеры.
Учащиеся
получили
домашнее
задание для закрепления материала.