Автор: Зульфия Давлетовна Жданова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Мир казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Раздел: среднее профессиональное
Мир казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
«Тихий Дон» – самое значительное произведение М. А. Шолохова. Именно в этом романе
в полной мере раскрылся талант писателя. По словам А.Н. Толстого, «В «Тихом Доне» он
развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского
казачества. По языку, сердечности, человечности, пластичности, – произведение общерусское,
национальное, народное».
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» начал появляться в 1928 г. Когда он печатает этот
роман, создается впечатление будто он не сам написал этот роман, а использовал записи
белогвардейца, якобы к Шолохову приходила старуха и принесла рукописи сына. Появились
сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной
силы. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на
авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он
проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете
красных. Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».
«Тихий Дон» создает параллели своими донскими рассказами. Мотивы «Донских
рассказов» обнаруживаются и в «Тхом Доне»
Шолохов в этом романе показал очень острую борьбу за новое. Действительно, в годы
революции на гражданской войне особенно острой была борьба на Дону.
В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время
с 1912 по 1922 год.
Казачество – это сословие крестьянско-военное. Казаки изначально были жителями
средней полосы России. Крестьяне бежали от притеснения крепостничества на Дон. Они несли
свою культуру, свой язык, который потом будет мешаться с украинской.
В произведении отражен своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культура и
нравы.
Шолохову удалось передать жизнь и быт донского казачества с конкретными
историческими событиями, сильно отразившимися на судьбе донского казачества. Эти потрясения
как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который
отразил Шолохов в романе, их вечные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак:
любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость.
В романе М. А. Шолохов рисует масштабную картину народной жизни, раскрывает в
полной мере духовный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых
страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Писатель обращает
внимание читателя на яркую, нарядную одежду казаков, подчеркивает единство народа в
крестьянском труде (на работу казаки выходят всем хутором). Это добрая вековая традиция («так
повелось исстари»). Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор казаков.
Атмосфера труда - родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с
землей. Писатель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотворяет землю, такую любимую
донским казачеством. Тема крестьянского труда проходит через весь роман.
Показателем самобытной культуры и одной из характеристик казачества является язык.
Желая, чтобы читатель лучше узнал и полюбил его героев, автор повествует о них языком
казачества, в которой диалектная лексика соседствует с просторечной. Диалектные слова: баз,
майдан, жалмерка, курень, чекмень, гутарить, надышний и другие – используются писателем для
описания бытовых сцен, а также в репликах героев. Меткий, колоритный, выразительный язык
казаков отличается от языка дворянских офицеров или интеллигентов наподобие Штокмана.
Читая произведение, погружаешься в мир донского казачества. В речи казаков встречаются и
фольклорные элементы, пословицы и поговорки, в типичном для донского говора оформлении:
например, бирюка бояться – в лес е ходить. Изобилует их речь и фразеологическими оборотами с
некоторыми изменениями формы: например, вместо фразеологизма «к теще на блины»
используется другое выражение – «к куме на крестины» или вместо «на кудыкину гору» говорят
«на кудыкино поле».
Донские казаки не только труженики, но и воины. Казаки всегда были стволом российской
государственности. Они поддерживали существующий в стране порядок.
Казак, достигший
совершеннолетия, проходил обучение, на войну шел со своим конем. С детства мальчиков учат
сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Иметь
сына — достойного воина — большая честь для любого казака.
Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности
самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо
неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле,
которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-
то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились
на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.
Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно
воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против
большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят
освободить свою землю.
Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва
от ружья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молитвы — удивительное сплетение
колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной молитвы. Здесь органично
сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа. Аминь»:
Передавались они веками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками.
Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодейственную силу.
Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они
строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава
семьи, отец — авторитет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчиной в семье главное
слово. Так ведется исстари. Род, семья — священные понятия для казаков. Несмотря на строгие,
жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и
бедами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не
случайно писатель сообщает читателю историю мелеховского рода. Однако, несмотря на то, что в
семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы.
Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а
личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно таковы в романе
Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в
сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша же по отношению к родителям
ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе выплескивается наружу уже после смерти
отца в разговоре с матерью о замужестве.
С удивительной точностью М.А. Шолохов описывает традиции сватовства, свадебные
обряды казаков, все приметы и суеверия, связанные с ними. Мелеховы ездили свататься к
Коршуновым – первым богачам в хуторе. Свахой взяли двоюродную сестру Ильиничны, вдовую
тетку Василису, которая знала, когда, что и как нужно сказать сватам. Слушая ее журавлиный
голосок, который патокой лился в уши, Пантелей Прокофьевич восторженно думал, что сваха
чешет языком, будто чулок вяжет, так ловко и умело у нее получается обходить все «острые углы»
разговора. Чтобы семья невесты не смогла отказать сватам, нужно было украсть веник в доме
невесты, чего ловко сделала Василиса. Сидя за столом у Коршуновых, она чувствовала, как
украденная вещь колет ее тело под кофтой. Пантелей Прокофьевич торговался с будущим сватом
о кладке – выкупе невесты в виде набора одежды. А во время свадьбы, чтобы не случилось ничего
с женихом «с дурного глаза», засыпали ему в сапог горсть пшена, поэтому всю обратную дорогу
оно терло ногу Григорию. Сцены свадьбы наполнены хором голосов, веселыми песнями, шутками,
пословицами, поговорками, прибаутками. Казалось, и гости, и хозяева соревновались между собой
в знании фольклора, а также в умении плясать.
Однако, несмотря на множество положительных качеств, М.А. Шолохов не идеализирует
казачество. В романе показаны и отрицательные стороны донского народа. Автор осуждает
чрезмерное пьянство, грубость, жестокость, которые характерны для казаков. Например, М.А.
Шолохов не скрывает того, что во многих семьях казаки бьют своих жен, обзывают их. Писатель
не может оправдать и разгульный образ жизни Дарьи, жены Петра Мелехова, подводя читателей к
той мысли, что такое поведение привело молодую женщину к трагедии.
Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в
реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ.
Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое
состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие
составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те
вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые донское
казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и
неурядиц.
Таким образом, родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья,
хутор — вот составляющие духовного мира казаков, мастерски воспроизведенные Шолоховым.
Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уровня —
Нобелевской премией.