Автор: Лантушенко Ярослав Юрьевич
Должность: студент, магистр
Учебное заведение: МФЮА; МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Раздел: высшее образование
ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
THE HISTORY OF LOCAL GOVERNMENT IN RUSSIA
Студент: Лантушенко Ярослав Юрьевич
E-mail___________________
Аннотация. Институт местного самоуправления выступает одним из
самых
значимых
элементов
любого
современного
государства.
Он
непосредственно связан с демократическими началами и гражданским
обществом.
Статья
посвящена
истории
возникновения
местного
самоуправления, этапам его развития, в том числе в России.
Ключевые слова:
местное самоуправление, развитие, государство,
история.
Annotation. The institution of local self-government is one of the most significant
elements of any modern state. He is directly connected with democratic principles
and civil society. The article is devoted to the history of the emergence of local
self-government, the stages of its development, including in Russia.
Keywords: local government, development, state, history.
21 апреля в нашей стране отмечается день местного самоуправления.
Указ об учреждении этого нового праздника подписал Президент России
Владимир Владимирович Путин 10 июня 2012 года.
Почему же мы празднуем именно 21 апреля? Именно в этот день в 1785
году Екатерина Великая подписала «Грамоту на права и выгоды городам
Российской
империи»,
фактически
положившую
начало
развитию
российского законодательства о местном самоуправлении.
Однако истоки местного самоуправления лежат гораздо глубже в
истории. В Древней Руси местное самоуправление существовала в вечевой
форме управления, которую по своей сути можно считать непосредственной
1
и представительной демократией. Летописец Нестор, отобразил такую форму
самоуправления в «Повести временных лет»: «Новгородцы до изначала, и
Смоляне, и Кияне и вся власти, яко же на думу на вече сходятся, и на чем
старшие сдумают, на том и пригороды станут». Поэтому прообразом
самоуправления
в
России
можно
считать
организацию
власти
в
древнерусских городах (Новгород, Псков и т.д.).
Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая
право приглашения князя, выполнявшего только функции военачальника. В
сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе
общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее
членами.
Однако со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году
Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России
господствовала
жесткая
система
централизованного
государственного
управления,
основанная
на
царской
власти.
Но
и
в
этот
период
самоуправленческие тенденции в российской государственной системе то
усиливались, то ослабевали.
Так, при Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата
(ратуша), а в прочих городах — земские избы и выбранные бурмистры.
Именно при Екатерине II впервые в истории город был определён как
самостоятельная административная единица со своими особыми правами и
обязанностями, интересами и нуждами, отличными от интересов и нужд
губернии и государства.
Теперь
городские
жители
составляли
«градское
общество»
и
пользовались всеми правами и выгодами, дарованными городу. «Общество»
могло иметь особую казну, состоящую из добровольных пожертвований.
Горожане получили право заведовать общественным хозяйством и отчасти
благоустройством города.
Следующей вехой в развитии местного самоуправления в России
2
оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II.
1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и
уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях по указу императора
стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами. В их
ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов,
утверждения
бюджета,
начального
образования,
медицинского
и
ветеринарного обслуживания.
Не осталось без внимания государственной власти и городское
самоуправление.
16
июня
1870
года
было
утверждено
«Городовое
положение». Документ вводил городские общественные управления, которые
ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали
мэра.
Принятие
этого
положения
дало
городам
толчок
к
торгово-
промышленному развитию, закрепило систему городского общественного
управления и приобщило горожан к гражданской жизни.
Теперь на органы городского самоуправления были возложены
административно-хозяйственные
функции:
благоустройство
города
(освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспортное устройство
городских проездов, набережных), народное образование, здравоохранение,
общественное
призрение,
попечение
о
развитии
торговли
и
промышленности. Городской бюджет формировался за счёт налогов и сборов
с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ, пошлинных
сборов и отчислений из казны. На органы городского самоуправления также
возлагались «обязательные расходы» на содержание полиции, пожарной
охраны, тюрем и казарм.
Такое положение оставалось вплоть до Октябрьской революции 1917
года. В молодом советском государстве в основу организации власти был
положен принцип единства системы Советов как органов государственной
власти, а как таковое местное самоуправление отвергалось. Её низовые
звенья выполняли функции местных органов государственной власти и
3
местных
органов
государственного
управления.
Такое
построение
способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но
существенно ограничивало самостоятельность местных органов. Лозунг
«повышение роли Советов» оставался неизменным несколько десятилетий,
отражая устойчивую зависимость их положения от центра и партийных
органов.
Интерес к идее местного самоуправления возродился с началом
перестройки, во второй половине 80-х годов XX века. Развитие малого
предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики
требовало адекватных преобразований в системе местной власти. В апреле
1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства в СССР», в 1991 г. в РСФСР был
утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные
положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции
Российской Федерации.
В частности, вопросам местного самоуправления посвящена целая
глава основного закона нашей страны, которая так и называется — «Местное
самоуправление».
Конституция нашей страны закрепила следующие положения:
органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти;
структура
органов
местного
самоуправления
определяется
населением самостоятельно;
изменение
границ
территорий,
в
которых
осуществляется
местное
самоуправление,
допускается
с
учётом
мнения
населения
соответствующих территорий;
органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
4
Также Конституция гарантировала судебную защиту нарушенных прав
местного
самоуправления,
компенсацию
дополнительных
расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, а также запрещала ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией и федеральными законами.
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», который с
различными изменениями и дополнениями действовал до 2003 года.
В 2003 году был принят новый Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
N 131-ФЗ, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. В
дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений, в том
числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января 2009
года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь
образованных муниципальных образований (особенно сельских поселений) к
его
реализации.
Реформирование
и
становление
системы
местного
самоуправления в современной России, фактически начавшиеся с 1990 года с
принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и
местного хозяйства в СССР», продолжается и в настоящее время, объединяя
в себе элементы и преимущества как государственного, так и общественного
самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации и в наше
время
находится
на
стадии
развития
и
модернизации,
стремиться
максимально соответствовать интересам людей, осуществляется в контексте
тенденций социально-экономического развития государства.
Каково же значение местного самоуправления в жизни российского
общества?
Прежде всего, местное самоуправление выступает в роли противовеса
центральной власти и гарантом существования в обществе широкого круга
мнений по целому ряду вопросов, благодаря чему возможен диалог между
5
гражданским
обществом
и
государством.
Благодаря
местному
самоуправлению граждане России могут реализовать гарантируемые им
Конституцией права и свободы, а значит, делать свою жизнь, жизнь общества
и государства лучше.
Список литературы
1.
Градовский, А.Д. История местного управления в России. Т.1.
Введение. Уезд Московского государства. / А.Д. Градовский. - М.: Книга по
Требованию, 2021. - 232 c.
2.
И.А., Алексеев Местное самоуправление в России / И.А.
Алексеев, В.И. Гончаров und М.С. Трофимов. - М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2020. - 196 c.
3.
Игнатенко,
Евгений
Концепция
развития
местного
самоуправления в России / Евгений Игнатенко. - Москва: Огни, 2017. - 601 c.
10. Комплект таблиц. История. Развитие России в XVII-XVIII веках (8
таблиц): моногр. . - М.: Спектр (пособия), 2021. - 918 c.
4.
Мордисон, Г. З. История театрального дела в России. Основание
и развитие государственного театра в России XVI-XVIII века (комплект из 2
книг) / Г.З. Мордисон. - М.: ПАТИ, 2019. - 712 c.
5.
Отсутствует Ломоносовский сборник. Материалы для истории
развития химии в России / Отсутствует. - Москва: Машиностроение, 2020. -
709
6.
Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление
в России. Проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л.
Пешин. - М.: Статут, 2020. - 454 c.
7.
Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление
в России / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2019. - 211 c.
8.
Харузин,
Н.И.
История
развития
жилища
у
кочевых
и
полукочевых тюркских и монгольских народностей России / Н.И. Харузин. -
М.: Книга по Требованию, 2019. - 132 c.
6